Флавий Кассиодор, советник короля остготов Теодориха, писал в первой половине VI века:
Все усилия следует направить на эксплуатацию соляных месторождений. Вместо земледелия собирайте соль. В ней ваше богатство.
Вокруг мест добычи соли появлялись сначала временные, а потом постоянные поселения. Так и возник предок Венеции — Civitas Rivoalti («Город на высоком берегу»).
Соль быстро стала биржевым товаром и валютой в лагуне. За неё шли ожесточенные войны. В IX веке Венеции удалось разбить флот города Комаккьо и захватить все соляные месторождения в лагуне. К XI веку Венеция монопольно экспортировала соль в северную Италию.
К концу XII века производство венецианской соли достигло пика — 119 солевых месторождений от Мурано на севере до Кьоджи на юге. Менее соленые воды севера истощились первыми. К XIV веку там уже не добывали соль, а занимались только рыбным промыслом. Юг продержался почти до начала XVI века.
С середины XIII века Венеция уже больше импортирует соль со всего Средиземноморья, чем экспортирует. Что не мешает Республике оставаться «Соляной монополией» в регионе и использовать соль как мощный политический фактор.
В XIII веке крупные склады находятся на месте будущих районов Каннареджо и в Дорсодуро, а в XV веке город уже застроен огромными соляными хранилищами.
Венецианцы даже изобрели «фонтего» — особый тип жилых домов, которые одновременно были складами и магазинами соли. У них было особенно прочное основание по сравнению с другими зданиями Венеции, чтобы выдерживать огромный вес накопленной соли.
Другой отголосок соляной экономики — слово fondamenta, которое сейчас обозначает канал с пешими тропами по бокам и переводится обычно как «набережная». Но возникло слово от латинской фразы «fundamentum salinarum» — «соляные котлованы». Так назывались хранилища соли с пристанью для кораблей и лодок. В XV веке главным «соляным котлованом» станут склады Magazzini del Sale («Соляные склады») или «Салони».
Magazzini del Sale (Saloni, Emporio dei Sali) — крупный комплекс зданий на Fondamenta delle Zattere ai Saloni и выходящий на канал Джудекка. Система управления складами для транспортировки, разгрузки и хранения солей продолжала функционировать даже после гибели Светлейшей Республики Венеции в 1797 году (виноват Наполеон).
Комплекс построили в стратегической точке города. Окруженный каналами, он был легко доступен для плоскодонных лодок и плотов. На них и перевозили соль, а позже и все прочие товары.
Автор «Салони» — архитектор Альвизо Пигацци. Но мы видим не его работу, а реконструкцию 1830 года.
В ХХ веке Magazzini del Sale опустели, пережили период упадка и частично разрушились. Самым страшным стал 1973 год. Городской совет принял решение разрушить склады и построить на их месте бассейны для туристов. Но венецианцы вышли на митинг в защиту «Салони» и сохранили исторический памятник. После этого удалось комплекс отреставрировать и превратить его в место проведения выставок и культурных мероприятий. Так же переделали «Винзавод» в Москве, например.
Как и склады в истории города, сама Венеция из «соляной империи» постепенно превратилась в развлекательный туристический аттракцион и город пенсионеров. Земная слава проходит не только у людей, но и у городов.
Спасибо на добром слове, Леонид.