• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Андрей Кашкаров Грандмастер

Как искусственный интеллект помогает здравоохранению в виртуальной клинике?

Об искусственном интеллекте (ИИ) сегодня не судит-рядит разве что ленивый, и есть отчего: не одинаково, но ИИ проник почти во все сферы жизни людей. В разной степени модную инновацию используют в мире, и об этом можно спорить. Но очевидно, что людям стал доступен новый механизм для повышения качества жизни, а его можно применять по-разному.

Фото: по лицензии PxHere

В нашей стране создают первую полностью виртуальную медицинскую клинику под управлением дипломированных докторов (без них пока никуда), но с большими возможностями телемедицины.

ИИ в нашей жизни

Искусственный интеллект — понятие множественное, точнее — пул понятий. Основное разделение определяется по действию: системы обработки информации — производная от компьютерного анализа данных, сравнения, выборки, сортировки, хранения цифровых и адаптированных в цифровой вид данных и производная от АСУ (автоматических систем управления).

В первом случае речь об усовершенствованном «компьютере» с высокой производительностью вычислений: электронные регистратуры в медицинской сфере с функцией ведения реестра и пополняемых записей, формирование и рассылка уведомлений, в том числе с видеокамер ГИБДД, бухгалтерский и фискальный контроль, анализ новостных лет и написание текстов, создание подкастов на основе текста, вплоть до имеющих претензию на художественность (статьи, книги), быстрый перевод текста от автора-иностранца и многие другие примеры.

Особого форм-фактора для ИИ нет; электронные коммуникации предполагают сеть, с облачным хранилищем и серверами, результат тоже понятен — переработанная или вновь создаваемая информация. Отсюда ясно, что отличительной особенностью метода является необходимость первоначальной информации — основы для преобразования, дополнения, аккумулирования данных.

Упрощенно: если речь идет о творческом направлении деятельности и создании искусственной интеллектуальной собственности (введем новый термин — ИИС), первоисточником нужна словарная база.

Если о создании медицинской документации и регистрируемых данных, то вначале должен быть пациент с его персональными данными. Он заполняет особую электронную форму самостоятельно, в том числе с привлечением аудио-видео-помощника на основе ИИ, из видеоряда и голосовых ответов воспринимающего и перерабатывающего (адаптирующего) информацию. Пример по аналогии «робота-помощника» в кредитных учреждениях на «горячих линиях», интернет-сервисах и прочих.

И второй вариант преобразованной АСУ — управление производством с механическими или иными действиями; причем действие, а не только информация, является отличительным признаком. Это иллюстрация ИИ в области робототехники.

Нередко обе эти составляющие понятия пересекаются. А случилась условная инновация не вчера, уже давно, но громко заговорили о ней недавно — после некоторых заявлений лидеров мнений.

Этические проблемы

Если дипломированный врач предполагает, а затем уточняет диагноз — это разные понятия и последовательность действий во времени, ибо даже вывих пальца ноги надо корректно подтвердить рентгеном и отличить в некоторых случаях от перелома фаланги — на основе анамнеза, то регламент и последовательность процедуры вполне ясны для специалиста и прописаны в нормативных медицинских документах.

Именно поэтому в наше турбулентное время врачи, скажем, обычных поликлиник и социальных больниц много отвлекаются на документацию; на прием пациента у терапевта поликлиники регламентом выделено 8 минут, а когда времени требуется больше — сдвигается график приема и возникает так знакомая многим очередь. Так уж устроена система здравоохранения. Пациент терпит или негодует: «сидят», «пишут», «печатают что-то в компьютер». Или, как сказала одна бабушка на приеме:

— Бумажки, сынок, перекладывать — это не гвозди корабельные забивать…

Итак, пока все делается не только в угоду небезупречному регламенту, спущенному из министерства, но и с целью обоснования назначенного лечения, фиксации исследований, профессиональных рекомендаций. Именно по этим данным и будет проводиться первичная проверка в случае жалоб пациента на «врачебное невнимание»; а жалобы нередки… Это обосновано причинами ментальности пациентов, когда люди буквально думают, что «врач мне должен», и потому от неведения некорректно анализируют его работу.

Ответственность

Итак, за назначенное лечение отвечает врач и ответственность несет он. Несложно заметить, что любой врач-специалист, кроме изучения устных жалоб пациента (анамнез), проводит необходимые по теме исследования, самое простое из которых — сбор медицинских анализов биоматериала человека, и фиксирует их.

Посмотрим, чем тут поможет ИИ. Работу врача можно совершенствовать с помощью ИИ, автоматизировать фиксацию данных в цифровом символьном виде — этим и полезно условное нововведение в медицинской сфере. По сути, ИИ вполне может заменить в некоторых случаях функции медицинской сестры — помощника врача. Условно так же, как голосовые данные клиента из аналогового вида перерабатываются в цифровой и записываются, затем анализируются и выдаются ответы — тоже посредством голоса, понятного пациенту. Так же может фиксироваться весь разговор пациента и доктора на приеме, и то, что говорит доктор, тут же облекается в цифровой вид — текст и попадает в память электронного устройства. Экономит ли это время? Безусловно.

Отвечает за правильную диагностику, и еще важнее — назначенное лечение, как и прежде, дипломированный врач, но ИИ помогает в его работе технически. То же касается в медицинской сфере постановки неуточненных — это важно — диагнозов по дистанционной (интернет и телефон) связи, что было неоднократно апробировано во время пика пандемии коронавируса, когда пациенты получали рекомендации врачей, не выходя из дома, и таким образом осуществлялся контроль их состояния.

И мы пониманием разницу между первичным (неуточненным) диагнозом и уточненным, а также назначенным лечением. Если врач не манкирует фиксацией подробных сведений — медицински значимых данных о пациенте и его обследовании, как правило, он в безопасности относительно претензий в правовом поле, откуда бы они не исходили.

Таким образом, мы рассмотрели одну из форм взаимодействия врача и ИИ в условиях приема пациентов в очном формате. А форм взаимодействия на самом деле несколько.

Проблемное поле развития технологий

В формате высокоскоростной сотовой связи стандарта 5G услуги качественной телемедицины стали возможными и стабильно применяются… за рубежом. В России тоже, но в крайне редких случаях, в особых клиниках, где уровень медицинского обслуживания «кремлевский».

К слову, для стабильного и качественного развития телемедицинских технологий очень многое упирается в возможности сотовой связи стандарта LTE. Стандарт 5G распространен в мире относительно давно, а у нас почти полное покрытие теперь обеспечено только в столице. Следующий стандарт 6G, по прогнозам специалистов, должен быть освоен к 2025 году. От этого развития во многом зависят сопутствующие возможности телемедицины.

Ситуация с ИИ в мире

«Виртуальная медицинская клиника» — это «новость» только в России, и еще в некоторых третьих странах. На самом деле такие клиники давно существуют, с разной активностью и результативностью разработки в области телемедицины ведутся более 50 лет, и есть потрясающие в перспективе результаты.

Есть инновационные разработки — электронные устройства-приложения к смартфону, которые в домашних условиях для пациента или его ребенка (с помощью родителя) обследуют зев, носоглотку, ухо, измеряют температуру, давление, частоту сердечных сокращений (пульс), уровень сахара в крови неинвазивным методом, и даже определяют критичные хрипы при дыхании или нет, что востребовано в том числе при диагностике пневмонии.

Функционал таких устройств поистине огромный, а данные, в том числе видеокартинки обследования, передаются в реальном времени, дистанционно — дипломированному врачу. Он видит на мониторе «осмотр пациента», при необходимости уточняет, что еще надо сделать-посмотреть, принимает предварительное решение о назначении лечения до уточнения диагноза.

Возможности телемедицины позволяют осматривать человека онлайн. Такие электронные устройства есть уже несколько лет. Другое дело, что многие пользователи медицинских услуг и пациенты в России этого лишены или попросту «не в курсе». Российские производители таких электронных медицинских систем пока не выпускают. А за рубежом электронные медицинские технологии, включая телемедицину — одно из ключевых направлений развития отрасли медицинских услуг в целом.

Какой должна быть современная медицинская информационная система — об этом специалисты смежных областей, среди которых локомотивная роль закреплена за разработчиками РЭА, ибо медицина немыслима без современной электроники, размышляют все чаще.

Тренд новейшего времени — качественная диагностика в формате телемедицинских технологий — для развития требует электронных устройств с высоким уровнем ИИ, и они совершенствуются. В том числе на выставке медицинских технологий 26−29 марта 2023 г. в Нэшвилле (шт. Теннесси, США). Каковы проблемные вопросы ответственности медицинского персонала за ошибки в работе, сочетающейся с элементами ИИ.

Пока виртуальная медицинская клиника в массовом порядке к нам только идет и повсеместно, возможно, придет не раньше, чем через несколько лет. С юридической точки зрения вся ответственность снова будет определяться действиями врача — пока иного законодательства в области ИИ не существует.

Переложить де-юре ответственность, основы которой обозначены еще в Римском праве, с человека на «машину» еще долго не удастся. Ответственность, как и прежде, будет определяться тем набором собранных и зафиксированных данных о пациенте и назначенном лечении, которые удалось сохранить с помощью, в том числе, системы ИИ.

Статья опубликована в выпуске 2.08.2023

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: