И повзрослее. Очки для солидности у меня всегда были, а вот с остальным… И главное, друг мой, Колька Скиданов, тоже мыслями вверх воспарял, в вышину, как и я. Поэтому помыслы и поступки с развлечениями на перемене у нас с ним были одинаковые, как учительница Вера Ивановна ни рассаживала и ни разделяла нас ещё с первого класса.
Вот если рыцарь на лошади едет к Прекрасной Даме, ему же сверху всё видно? Так и мне всегда всё видно, когда Колька — лошадь, а я — рыцарь. Только Дам вокруг нет, одни девчонки наши. Сидят, шушукаются. Правда, и мне приходится лошадью быть, ну так мы же друзья!
А чужих мы к себе не берём. Девчонки просились, но они же лошадьми не хотят быть, всё время рыцарями, да рыцарями. А девчонки рыцарями разве бывают? Мы их что — катать всё время должны? Да они ещё и вон какие жирные бывают! Разве Верку Синицыну хоть один конь увезёт?
А когда рыцарь едет на войну, он же в латах и шлеме, ему ведь ничего не видно! И лошадь его только по знакомой дороге между партами скачет! Кто же виноват, что скелет в шкафу топота лошадиного испугался и вывалился по частям, а девчонки разбежались с визгом. Мы-то тут при чём? А зубы у черепа и до этого выпавшие были…
Девчонки, наоборот, в наших играх только мешают. Визг один от них и неприятности сплошные бывают. Я тогда из-за чего вверх на шкаф с наглядными пособиями полез? Не просто же так! Туда Ленка с третьей парты забралась, а слезть не может.
Девчонки — они как кошки. Вверх лезут быстро, а назад слазить боятся. А может, у них ногти так устроены, как у кошек… Царапаются они точно, как кошки!
А пока спускаться помогал оттуда, это чучело вороны и грохнулось сверху, развалившись на три куска. Колька кого должен был ловить: Ленку или чучело?
Ленка-то зачем туда залезла? Она думала, что у меня в парте в коробке змея сидит. А это вовсе не змея была, это я черепаху в коробку засунул и, чтобы она не задохнулась, дырку прорезал. Черепахе же хочется подышать? Она голову и просунула наружу. А голова у неё — точь-в-точь, как у змеи. Очень похожие они по выражению лица!
И зачем Ленке надо было в парту лезть смотреть, кто там скребётся? Проверить хотела, не принёс ли я опять мышь, как во вторник? Я же обещал завучу Алексей Михалычу Олимпиеву, что не буду больше мышей приносить в школу. Нужно мне очень. Червями дождевыми пугать гораздо интереснее, оказывается.
Кстати, сверху, со шкафа, очень здорово стрелять из трубочки оказалось, это я на следующей перемене проверил. Шарики только начал делать, отрывая от плаката на стене кусочки бумаги и пережевывая их в катышки, как Вера Ивановна зашла в класс.
Столько крика было сразу! Я же не знал, что плакат с членами Политбюро КПСС обрывать нельзя! Опять к завучу повела, к Олимпиеву…
И главное — первая неделя всего во втором классе ещё не закончилась, а столько сразу неприятностей навалилось! В первом школьная жизнь куда спокойнее была.
Скорее бы суббота! Надоела уже эта школа.
Не будем рвать политические плакаты, у нас с Колькой промокашек достаточно, чтобы пульки для стрельбы из трубочек нажевать. А если пульку не успеешь сделать, то и плюнуть просто так можно! Это тоже считается, это вроде как из пушки выстрелил или бомбу бросил!
Вот тут мы и разгулялись, Колька под партами прячется, как в окопах, а я бомбардировщиком сверху его бомблю, прыгая по партам. Вот что значит быть выше всех!
Опять учительница зашла, и что ей в учительской не сидится…
Наконец последний урок закончился. Колька выбежал из класса, осыпаемый грудой выстрелов. Не буду я за ним гнаться! Что я — дурак? Он сейчас под окнами побежит, мы же на первом этаже.
Вот, уже слышно шум… Свесился вниз на подоконнике и плюнул — такая суперская бомба получилась…
Да-а-а!!! Дела-а-а-а… Под окном Вера Ивановна шла, собственной персоной.
И чего я так субботу хотел-то?
Назавтра был самый настоящий педсовет, взаправдашний, на котором Вера Ивановна с надрывом в голосе объясняла: что с таким хулиганом будет, когда подрастёт, если он уже ВО ВТОРОМ КЛАССЕ ПЛЮЕТ НА СВОЮ УЧИТЕЛЬНИЦУ и уничтожает ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ!
Хорошо, что отец не пришёл, а то бы он, конечно, выпорол.
Была мама, потому, что она работает тоже в нашей школе учительницей, только в старших классах.
Может, поэтому, а может, по доброте душевной, но спас положение именно завуч, Алексей Михалыч. Он подвёл черту, сказав, что вот, мол, как приходится педагогам много работать, вкладывая всю себя в воспитание чужих детей, что на своих иногда и времени не остаётся. Сами, мол, все в такой ситуации и должны всё понимать.
На этом педсовет и закончился.
Вот так трудно приходится входить во взрослую жизнь. Второй класс, ведь это уже не первый, здесь гораздо больше ответственности…
В понедельник с Колькой поговорю о взрослении. А взрослеть, похоже, нам придётся. Правильно завуч сказал: что о нас первоклассники подумать могут?
очень смешно)))
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Прекрасная, спасибо!
0 Ответить
Вот так везение - во время игры в Средневековье вызволить из шкафа скелет! Я одноклассникам пытался рассказать о призраках, алхимии, но понимания не встретил. Появись в нужный момент человеческий остов (муляж подходит), было бы наглядное пособие, сверстники прониклись бы.
Замечательный рассказ, как много точных замечаний, эпических приключений взрослеющего. Большое спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Карл-Август Аванти, спасибо за отзыв!
1 Ответить
С юмором написано, и очень замечательно! Словно сама во второй класс вернулась и с одноклассниками во время перемены по школьному коридору побегала. Мы, правда, во втором классе, учились во вторую смену! (Всё шутили: "Перейдем в третий класс - будем учиться в третью!")
Но веселое это было время, ничего не скажешь.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Магдалина Гросс, спасибо за отзыв!
0 Ответить
Просто классно! Так приятно, аж сердце как-то защемило...!
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Спасибо, Виктор!
1 Ответить
Просто классно! Так приятно, аж сердце как-то защемило...!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Хочется перечитать еще и еще! Молодец!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
А у нас парты зеленые были.
И прежде чем их красить, мы вычищали все надписи, - на субботнике какими-то щетками и пр., принося их из дома, перед летними каникулами.
Оценка статьи: 4
1 Ответить
Игорь Вадимов, Вам, возможно больше повезло в эстетике, но не с точки зрения производственной гигиены.
Наши парты были модернизированными партами Эрисмана (благодаря Википедии теперь доступна подобная информация), т.н. парты Короткова. То же самое, но с откидными крышками столешниц, которыми нас постоянно просили не хлопать, когда встаём, приветствуя учителя.
Но пацанам разве запретишь?
А на уроках труда, уже классе в пятом-шестом мы ремонтировали эти парты. В столярке- сами парты и столешницы, а в слесарке-петли для открывания этих крышек столешниц.
Крышки обычно заменялись особенно часто, поскольку именно на них вырезались ножами надписи, не всегда приличные. Их строгали-строгали, закрашивали, а потом обычно меняли всю крышку.
Безобидные надписи тоже были, конечно- информативные записи для других учащихся, в другой смене, или из ШРМ. Типа :"Кто здесь сидит, того люблю. Кладите в парту по рублю!"
Или шпаргалки. Очень удобно было откинув крышку парты, отвечать с места, читая шпаргалку. Правда плохо видно было на тёмном фоне. Но если чернилами, то более-менее видно, отсвечивало.
1 Ответить
Владимир Голубков, я понятия не имею фамилии автора тех парт, на которых я сидел.
Но были это парты совсем как тогда в кино про школу показывали.
От времен "вечных перьев" - даже лунки для "чернильниц-непроливаек" были.
Для младших классов (первых четырех) был отведен целый этаж. И парты там были маленькие, для маленьких.
А потом мы мигрировали по всем остальным этажам двух зданий, соединенных переходом. И там уже были не парты, а столы.
И, странно, но ножами их... не резали ежегодно - и при этом доски порезанные как-то очищали и от вырезанного.
А уж от надписей... давали какой-то порошок, ведро воды и тряпки, из дома щетку - и три, пока не пропадут...
Оценка статьи: 4
1 Ответить
Игорь Вадимов, вот типичная парта из 60-х годов.
И, кстати...
Круглое отверстие спереди парты вовсе не "от времен вечных перьев".
Мы пользовались в младших классах деревянными ручками ( с постоянно отгрызенным кончиком ручки у пацанов), со вставляемым туда в металлический приёмник пера. Обычно "со звёздочкой". Так вот эта ручка постоянно обмакивалась в чернильницу, которая и стояла в этом круглом отверстии. А домой она уносилась в специальном мешочке, что не спасало нашу одежду и руки от постоянных чернильных клякс.
А "вечное перо" -это совсем другое. Это чернильная ручка с каким-нибудь внутренним резервуаром для чернил.
Такими в наше время пользоваться было во-первых запрещено. А во вторых это было невозможно. В стране их было маленькое количество в связи с большой дороговизной (само перо, поскольку было несменяемым, то делалось из дорогостоящих сплавов).
А первые шариковые ручки появились в стране (отечественные) году в 64-67 наверное. отец привёз как-то из командировки из Москвы.Четырёхцветную.
Но ими пользоваться нам тоже запрещалось
1 Ответить
Владимир Голубков, респект!
У нас в школе, в 1967 году - мы были именно не то первыми не вторыми, кто не пользовался этими металлическими перьями.
Т.е. у нас, в первом классе были уроки "чистописания", на которых выводили прописи - но делали это именно такими перьями, по описанным и показанным учительницей правилам. А чернильницы-непроливайки - были в классе и вынимались из шкафа именно для этого урока.
А все остальное мы писали перьевыми ручками с резервуарчиками, у учительницы была чернильница, если у кого-то кончались чернила, шли к ней, она давала чернильницу, развинчивали ручку и сдавливали некую пимпочку вроде пипетки - набирая чернила в ручку.
А вот шариковые ручки... не помню, но, вроде, уже в 70х появились. Но, чтобы запрещали... такого не помню.
Оценка статьи: 4
2 Ответить
Владимир Голубков, я учиться начал в 1967, именно такие же были и у нас - вот только цвет у них был - монотонно зеленый.
Оценка статьи: 4
1 Ответить
Когда оглядываешься назад, кажется, что школьные годы- один длинный день, который, если не дольше века, то классов на семь-восемь точно.
Ну откуда в то время у второклашек скелеты в шкафу, чучела ворон и политические плакаты? Это же не кабинеты истории или биологии. В начальной школе в классах парты для мелких школяров, портрет Ленина и плакаты с "жи -ши" и таблицей умножения.
А так неплохо. Не Денискины рассказы, но тоже забавно.
1 Ответить
Татьяна Пучкова, не буду спорить.
Возможно, где-то тогда и были уже специализированные классы для малышни, со специальными партами. Как впоследствии у моих детей и внуков.
У нас таких точно не было. Парты были цельно-деревянные. Каждую осень их красили : верх чёрной краской, пытаясь закрасить всякие надписи чернилами на подготовленной ножом поверхности, низ - коричневой половой краской.
Коричневая краска обычно неделями не высыхала (теперь-то понятно - разбавляли сильно), поэтому краска постоянно пачкала штаны. Приходилось что-нибудь подкладывать.
Так вот, однажды кто-то из наших подложил для этих целей плакат с членами Политбюро ЦК КПСС. Где он его взял - со стены, или ещё где, уже не помню. Но шум был великий. с вызовом родителей. Помню, что нас это неприятно тогда поразило -вовсю ходили анекдоты про Хрущёва и членов его ЦК, а тут такое!... Впервые столкнулись с двуличием учителей и даже обсуждали это друг с другом.
Так что плакаты точно были.
Портреты Ленина, тоже конечно висели на стенах вместе с классиками литературы.
Насчёт чучела вороны: Было чучело, отлично помню! Но не для "Грачи прилетели" и прочих дел, а для уроков рисования. Там же, на шкафу стояла гипсовая ваза, которую нам также приходилось рисовать.
Насчёт скелета в шкафу... Честно говоря, уже не помню точно, может и позже он там прописался, не во втором моём классе.
Дело в том, что здание школы было довоенной постройки, где-то 34-го года. Классов мало, туалет - во дворе. Мы занимались в первую смену, более старшие - во вторую. Вечером - третья смена, школа рабочей молодежи. Все в одних и тех же классах...
Какие тут могут быть парты для маленьких? Плакаты только "Жи, ши..."?
Позже, к концу шестидесятых сделали пристройку, потом вторую.
А если что и придумано, так на то любой автор имеет полнейшее право, в пределах реальности. Да и то, если это не фантастика.
Рассказ - это же не показания в прокуратуре следователю. Можно где-то и приукрасить, а в нужной ситуации и утаить.
0 Ответить
Владимир Голубков, можно конечно. Читала Ваш рассказ с улыбкой. Но когда в названии конкретно указано, воспоминания второклассника, то и их ожидаешь. Наверное моя привычка, подвергать все сомнению, помешала восприятию.
0 Ответить
Да, ностальгия. Коварная, между прочим, штука: все в зеленых да голубых тонах рисует. Траву там и небо тоже...
Душевные воспоминания.
В 60-е по субботам не учились (раз Вы так субботы ждали)?
Мы в 80-е и учились, и потом в 90-е и работали. Шестидневка была.
0 Ответить
Игорь Ткачев, мне даже интересно стало!
Откуда у Вас такая уверенность?
Я вот описываю в рассказе конкретный 1962-й год, когда учился во втором классе обычной общеобразовательной школы. Вместе со всеми причем, в том числе и по субботам. Страна, кстати, тоже работала по шестидневной рабочей неделе.
Поэтому вполне естественно было ждать конца недели. Всем. И мне и тем, кто работал.
Может Вы всегда, когда такие безапеляционные комментарии даёте - не о нашей стране говорите, или откуда-то из неизвестных, неизведанных источников информацию берёте?
Так поделились бы...
0 Ответить
Владимир Голубков, разве я что-то "уверенно" заявлял?-) Я только спросил (это вопрос - обратите внимание-).
Спасибо за разъяснение.
0 Ответить