В нашем детстве будки сапожников были в каждом микрорайоне. Самая распространенная услуга была — набойки. Они были резиновые. Но особым шиком считались небольшие металлические набойки. Владелец такой обуви цокал при каждом шаге, привлекая к себе внимание. Валенки носили с галошами (в сырую погоду) и без галош (в сухие морозные дни).
Весной и осенью дети носились по лужам и грязи в резиновых сапогах. Взрослые тоже резиновой обувью не брезговали. Родители твердили, что с резиновой обувью надо всегда носить шерстяные носки, а то ноги испортишь. Порванные, изношенные туфли не выкидывали, а свозили на огород, где они исправно служили еще пяток лет.
Праздничный вариант — «лаковые» туфельки. Поход в театр без них был невозможен.
Во времена тесной дружбы с Вьетнамом все магазины были завалены вьетнамскими кедами по 2 рубля. Носили их все поголовно — и взрослые, и дети.
В более поздний период талонного обеспечения разыгрывали талоны на финские зимние сапоги. Выдавали в профсоюз два талона на 100 человек. Тянули жребий — и счастливчики уходили отовариваться, вызывая всеобщую зависть.
В первые годы торговли хламом мне удалось продать несколько пар разной обуви.
Первой была продана пара валенок, наверно, 45 размера. Они были пропитаны запахом нафталина от моли, но совершенно новые. Здесь сработало объявление в газете. Вежливая, спокойная девушка купила валенки для дедушки.
«Он все время мерзнет. Даже летом в самую жару ходит в валенках. Пока лежал в больнице, сделали ремонт в его комнате. Старые валенки выкинули. Дед вернулся и расстроился. Говорит, что не может без валенок. Сейчас порадую!»
Гора резиновых галош разных размеров долго лежала на антресолях: авось пригодиться. Время шло, и никому они не понадобились. Вывалила всю эту кучу на пол, сфотографировала. Решила, если быстро не найдется покупатель, то выкину эти старые вещи. Установила для себя срок в неделю.
Представьте себе, в последний день раздался звонок: «Не продавайте никому, я вечером приеду и все заберу. В бабушкиной деревне без галош просто никуда не выйти».
Я скромно молчу, что желающих-то больше никого нет. «Конечно, до вечера объявление уберу. Если не подойдете, то продам первому, кто придет».
Галоши успешно поехали в глухую деревню, до которой от автобуса идти три часа пешком.
Длинные, выше бедра резиновые сапоги были не новые, но абсолютно целые. Любителю рыбалки подошли в самый раз.
«В моей семье любят раков. Хожу на озерца, их там полно. С одного озерца большой мешок можно набрать. Часто сына беру с собой. Парень вытянулся, из старых сапог вырос. Эти в самый раз подойдут. Заодно научу, как портянки наворачивать, в армии пригодится».
Попытки продать другую старую обувь ни к чему не привели. Голенища зимних сапог отлично подошли для изготовления теплых стелек.
Позднее всю обувь в приличном состоянии только отдавала бесплатно в разные благотворительные организации.
Меня изумило откровение президента Лукашенко о его беспокойстве, что ИИ (искусственный интелект) выйдет их-под контроля и приведёт к...