• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Смирнов Грандмастер

Может ли психолог смеяться над клиентом?

Уместен ли смех в психологическом консультировании? Честно говоря, однозначного ответа на этот вопрос у меня нет. Тем более, я давно не имею к профессии психолога никакого отношения, но помню, как на лекциях нас предостерегали от демонстрации сколько-то негативного отношения к клиенту. В том числе — от осуждения и высмеивания его.

Фото: Depositphotos

Но также я помню, как врач-психотерапевт (и отличный врач!) посмеивался надо мной лично, слушая иные мои откровения. И не только надо мной. Или начинал рассказывать занятные, нередко веселые истории, «почему-то» отдаленно схожие с твоей собственной ситуацией.

И это не мешало его работе. Даже напротив — помогало взглянуть на собственную проблему под другим углом. Либо взглянуть с юмором, увидеть в своих проблемах смешное. Осознать, как видят это другие, со стороны.

И еще: ведь смешное не может быть таким уж страшным. А удачная, в тему, шутка может помочь осознать свою проблему. Может «запасть» в память, и всякий раз, «крутясь» вокруг своей проблемы, мы станем вспоминать и то смешное, что с ней связано.

А можно ли к смешному относиться серьезно? Давайте попробуем.

Вот например, есть поговорка:

Сомневаешься — не делай, делаешь — не сомневайся.

Прекрасная поговорка для тех, кто никак не может решиться на что-то.

А есть, например, такая поговорка:

Есть грех уныния. Есть грех прелюбодеяния. Но хуже всего — грех унылого прелюбодеяния.

В общем-то, о том же самом. Но смешнее и оттого доходчивее.

Впрочем, этот афоризм можно, наверное, применить и «по прямому назначению», если клиент страдает по поводу собственных же супружеских измен. Работай я психологом — наверняка бы использовал… Впрочем, потому, может, и не работаю?

Вот вариант известной пословицы «Скажи, кто твой друг — и я скажу, кто ты». В «психологическом» варианте это выглядит примерно так:

Вопрос не в том, почему твои друзья — психи. Вопрос в том, почему тебе комфортно в их обществе.

Это касается не только друзей. Это, пускай в немного другом виде, применимо и когда кто-то жалуется на свое окружение.

Впрочем, это все очень поверхностно. Попробуем углубиться в психологию?

Вот удобная «обижалка»:

Почему никто не следует сценарию в моей голове? Я что, зря его составляю?

И еще об обиде:

Придай обиде смысл и никогда с ней не расстанешься.

Может ли психолог смеяться над клиентом?
Фото: Depositphotos

Психолог, конечно, и так постарается объяснить клиенту, что тот вначале сам выстраивает какие-то ожидания, а потом удивляется, что другие не спешат им соответствовать. И что от обиды мы всегда получаем выигрыш. Если не внешний — то внутренний, психологический.

Но ей-богу, в афористичной или шуточной форме это звучит и короче, и доходчивее.

Например:

Если не обижаться на других, то выходит, они не виноваты в наших проблемах?
А кто тогда виноват?
Мы сами, что ли?

Считается, что решение любой психологической проблемы начинается с ее осознания. И это одна из самых сложных задач. Ведь настоящие «потемки» для нас — не чужая душа, а наша собственная.

Впрочем, о многих своих паттернах, мешающих нормальной жизни, нормальному взаимодействию с окружающим миром, мы знаем. Но почему-то не способны отказаться от них.

Например, излишне долго и/или эмоционально переживаем… не важно, как именно и по какому поводу. Конечно, речь не о случаях, когда страх подстегивает ваше мотивированное бегство от опасности или гнев помогает в драке. Но слишком часто эмоциональные реакции никак не помогают в решении проблемы. Мы лишь затрачиваем на них силы, не получая ничего, кроме стресса.

То есть — кроме вреда. Фишка в том, что мы и сами это, в общем-то, знаем. При этом предложение «просто не переживать», большинство воспримут в штыки. Но донести это до человека и можно, и нужно. Хотя и непросто.

И удачная, своевременная шутка, афоризм, анекдот, история из жизни может быть одной из техник психотерапии.

  • Просвистевшая пуля не опасна, и все остальное — пустые эмоции.
  • Если проблему можно решить — нужно не переживать, а решать.
  • Если решить нельзя — то от переживаний лучше не станет.

В общем:

  • Если проблему освободить от эмоций — останется просто ситуация.

А если не получается? Что ж, и это предусмотрено:

Если спокойно реагировать на происходящее не получается, постарайтесь спокойно реагировать на собственную реакцию.

Может ли психолог смеяться над клиентом?
Фото: Depositphotos

Но наверное, больше всего профессионалы любят анекдоты о самих себе. Консультант — человек, который снимает часы с вашей руки и говорит вам время.

И вот, наверное, один из основных моментов в практической психологии. Актуальный если не всегда, то очень-очень часто:

Не важно, от чего вас тошнит. Важно, что вы съели это сами и добровольно.

И уж точно всегда актуально следующее:

— Я хочу быть счастливой. Что мне принимать?
— Решения.

Или популярный аргумент, приводимый по самым разным поводам: «Себя ведь не обманешь». И ведь многие искренне в это верят! Хотя на самом-то деле, конечно, обманешь. В общем-то, именно самообманом большинство из нас и занимается с детства и до смерти…

Может ли психолог смеяться над клиентом?
Фото: Depositphotos

И в завершение — пару слов о самооценке. Возьмем популярный вопрос: как изменить низкую самооценку на высокую?

В общем-то, никак. Почему? Потому, что прежде чем что-то делать, неплохо бы понять, что и для чего.

Чем плоха высокая самооценка? Неадекватностью…

Таким искателям самооценки можно адресовать актуальное на сегодня пожелание:

Хочу уровень самооценки, как у человека, считающего, что тайное мировое правительство мечтает вживить ему чип, чтобы подглядывать, как он бухает в гараже…

И главное, помните:

Ничто так не украшает человека, как дружба с собственной головой.

Статья опубликована в выпуске 10.07.2021
Обновлено 17.09.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: