• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Иван Бездомный Дебютант

Физическое наказание. Как воспитать ребёнка неудачником?

Он маленький, шустрый и неугомонный. В свои семь лет он уже лучше папы с мамой «сечёт» в компьютерных играх. В столь нежном возрасте он уже отлично знает, что такое хитрость, лукавство, притворство и лень, но все эти взрослые пороки у него какие-то игрушечные, ненастоящие, понарошку.

А вот благородные качества игрушечными не бывают: если человек — мужчина, то он мужчина и в семь лет, и в семьдесят. Защитить сестрёнку, взять на себя вину, поделиться вкусненьким, отвечать за свои слова… Какая женщина не мечтает быть рядом с мужчиной, который всегда защитит, никогда не пожадничает, не солжёт…

Замечательный лингвист Александр Афанасьевич Потебня сказал фразу, которую я бы назвал главной общечеловеческой формулой общения: «Говорящий работает за двоих». Это означает, что каждый человек, который изрекает какую-либо мысль, должен работать не только за себя, составляя слова в фразы. Он должен поработать и «за того парня», который его слушает: построить фразу именно так, чтобы слушающий максимально адекватно воспринял заключённую в этой фразе мысль, чтобы он правильно его понял. Это двойной труд.

Стать на место слушающего, позаботиться о его восприятии способен далеко не каждый. Многие люди неспособны научиться этому за всю свою жизнь. А дети просто ещё этого не умеют, потому что это — высший пилотаж общения. А чтобы достичь уровня асса, нужно сперва побыть учеником.

Поэтому взрослый при общении с ребёнком должен работать не за двоих, а за троих: как родитель — строить общение, как педагог — понимать смысл и значение этого общения, как психолог — видеть причины той или иной реакции на свои слова…

Это всё слишком сложно, скажете вы. Не слушается — по попе, и разговор окончен. Пусть со слезами, но родительское желание исполнено. Результат достигнут. Но какой результат? А вот какой: ребёнок делает что-либо по приказу не потому, что понимает, что это важно, необходимо и своевременно, а потому, что если он этого не сделает, ему будет больно. Это — верхушка айсберга. Продолжим логическую цепочку, пойдём глубже.

Запуганный угрозой физической боли, ребёнок вынужденно подчиняется грубой силе. Причём такой грубой силе, которая неотвратима, не поддаётся уговорам и объяснениям, не считается с его мнением, состоянием и желаниями, а значит, не подвластна интеллекту. Это — животная сила, которой любой взрослый нормальный разумный человек всегда противостоял и будет противостоять.

Если личность привыкнет подчиняться грубой силе — она перестанет быть личностью и станет одной из бессловесных овец в стаде. В стаде, отданном на откуп неизвестно какому пастуху. Не «пастырю овец православных», а жестокому пастуху с собаками, кнутом, ножом, который позволяет жить и нагуливать сало своей овце только до того момента, пока не придёт время варить шурпу. Стадо из личностей — невозможно. Возможно лишь стадо из бессловесных тварей, скота или, грубо говоря, быдла.

Физическое насилие, угроза боли — это принцип плохой дрессуры, а не воспитания. Так недалёкие укротители раньше поступали с животными. Да и то давным-давно, до того, как появился великий Владимир Дуров, родоначальник знаменитой цирковой династии, который добивался от животных фантастических результатов вообще без нагайки. Он совершил переворот в дрессуре. В наши дни кнут в руках дрессировщика — скорее, декоративный традиционный элемент антуража, а не инструмент насилия.

А «невинный» шлепок по попе, не говоря уже о подзатыльниках, отцовском ремне и прочем рукоприкладстве, — знак того, что вы не воспринимаете своего ребёнка как мыслящее существо. Вы относитесь к нему как к зверьку, неспособному при помощи интеллекта понять, принять и исполнить действие ввиду его своевременности и объективной необходимости.

Постоянно бездумно исполнять чужую волю вредно для личности. Можно постепенно привыкнуть. И стать бессловесным и бездумным исполнителем, то бишь рабом. А история показала, что рабовладельческий строй — худшая, наиболее низкопроизводительная из всех возможных общественных формаций.

Можно возразить, что хороших исполнителей ценят, они нужны, их в современном обществе абсолютное большинство — не всем же быть руководителями! Суть в другом: какой судьбы вы хотите для своего ребёнка? Исполнитель, даже очень хороший, всегда находится в зависимом положении. И эта зависимость далеко не всегда бывает справедливой. И умные руководители больше ценят исполнителей, способных к инициативе, обоснованным возражениям, трезвой и объективной оценке проблемы… А не бездумных проводников своей воли.

Есть только один вид насилия, достойный существования: когда мать силой отдёргивает руку ребёнка от открытого огня. В прямом и переносном смысле. Все остальные виды насилия — от лукавого, под какими бы личинами они ни скрывались, как бы ни маскировались и ни мимикрировали.

Государство тоже инструмент насилия. Такая форма организации общества — явление временное, вынужденное на тот период, пока общество не достигнет такого уровня самосознания, которое обеспечит саморегулирование, самоуправление и самосовершенствование.

Когда руководители государства говорят о своей необходимости и полезности — не поддавайтесь на провокацию, они всего лишь временно неизбежны. Причём любые президенты и премьер-министры, мэры и главы администраций — умные и глупые, жестокие и «добрые», активно действующие или пассивные — являются всего лишь признаком недостаточной развитости человеческого общества…

Если ваш непосредственный начальник на работе отдаёт вам приказ вместо того, чтобы объяснить суть проблем и задач — это плохой начальник. Умный руководитель объясняет суть вашей задачи в кругу общих задач коллектива. Он не жандарм, он партнёр по делу и координатор задач коллектива. Чувствуете разницу? Но это только в том случае, если вы — личность, а не овца в стаде. Овца не поймёт ничего, кроме прямого приказа, нет смысла тратить время на объяснения овце опасности приближения волка — нужно кнутом загнать её в загон. Если у вас на работе так — то бедный ваш начальник, бедный ваш коллектив и бедный вы сами.

Какой судьбы вы хотите для своего ребёнка? Бессловесной овцы? Тогда вы на верном пути: не упускайте ни одной возможности унизить его, наказать физически, наорать, ударить… Пусть он знает, что прав всегда тот, кто сильнее физически. Пусть знает своё место — ниже плинтуса!

Если вы отец или мать, уже волей природы вы — вожак стаи для своего ребёнка, начальник, бог и царь, ещё и офицер на поле боя. Но право применять силу к нему у вас есть только в одном случае: при непосредственной угрозе его жизни. С силой отдёрнуть от перил балкона, когда он уже замахнулся ногой перелезть через край. Или ударить по руке, которая тянется к открытой электрической розетке. Если ваше насилие будет таким редким и существенным, оно навсегда отпечатается в сознании ребёнка, и он уже никогда в жизни не пострадает ни от беспечности на высоте, ни от удара током.

Но даже этого форсмажорного насилия можно избежать, если заранее научиться не приказывать, а объяснять ребёнку смысл явлений и суть вещей, объяснять ему его роль и задачи в этом мире.

Да, это требует усилий. Да, это тяжёлый труд. Но не делать этого можно только по одной причине: если вы безнадёжно ленивы и безразличны, и вам наплевать на будущее ваших детей.

Статья опубликована в выпуске 13.12.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (35):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Я не сомневаюсь, что Вы, Ирина, найдёте общий язык с дочкой, ведь Вы задумались о причинах... От души желаю Вам терпения, любви и добра - они обязательно окупятся сторицей.

  • Ирина Тойчина Ирина Тойчина Читатель 28 октября 2013 в 22:00 отредактирован 27 мая 2018 в 13:09 Сообщить модератору

    Прочитала статью, и стыдно стало. Наверно я сама не справляюсь с воспитанием дочери и срываюсь за её непослушание. У неё всё валится из рук, ничего нельзя попросить сделать. А ей всего 6 лет, а что будет дальше.

    Оценка статьи: 5

  • Я бы посоветовал с этой позиции перечитать "Педагогическую поэму" Антона Семёновича Макаренко... Мне кажется, именно оттуда "ноги растут"

  • Евгений Захаров Читатель 28 октября 2013 в 18:46 отредактирован 27 мая 2018 в 13:09 Сообщить модератору

    Подскажите, пожалуйста, литературу на эту тему.

    Может есть книжка, в которой общепризнанный эксперт придерживается этой же точки зрения. Желательно, чтобы доводы были обширными, с точки зрения психологии(в т.ч. детской), социологии, etc.

    А вообще, любая книжка подойдёт! Главное чтобы по теме и основательная!

  • Спасибо за поддержку, Янина! Это просто ужасно - то, как вас наказывали. Таких "воспитателей" на пушечный выстрел нельзя подпускать к детям. Вы сформулировали лаконично и ярко тезис о "Внутреннем рабе", развили и поддержали мысль статьи. Я рад, что у меня есть такие единомышленники. Удачи Вам!

  • Янина Драгомарецкая Читатель 6 июля 2013 в 15:38 отредактирован 27 мая 2018 в 19:35 Сообщить модератору

    А я помню, как в детском саду нас наказывала воспитательница. За шум, за непоседливость, за то, что отвлекались. Нас всей группой ставили по стойке смирно и заставляли поднять над головой вытянутые руки. Не знаю, как долго мы так стояли, но до тех пор, пока руки не начинали болеть, неметь и опускаться сами. И тогда мы ещё получали удар линейкой по тыльной стороне кисти. Я буду помнить это до конца дней. Полностью согласна с автором и поставила высшую оценку. Действительно, насилием воспитывают ТОЛЬКО РАБОВ. Какие бы они потом должности ни занимали - это внутренний раб, который делает то, что от него ждут, даже если ему никто ещё ничего не приказал. Просто из опасения как бы хуже не было.

  • Мария Прокопенко Читатель 16 ноября 2011 в 11:28 отредактирован 26 мая 2018 в 13:32 Сообщить модератору

    Я вспоминая свое детство, полностью соглашусь с автором. Отец за каждую провинность жестоко избивал,и теперь я кроме злости и ненависти я к нему ничего не чувствую. Сколько я помню я была хорошей учиницей так как боялась принести домой четверку, боялась что либо сломать, разбить, где-нибудь показаться лишний раз ему на глаза.Как он говорил что если ребенок не поддоеться воспитанию он поддается дресеровки

  • Многие, особенно женщины, не говорят, а выражаются. Весь пар уходит на то, чтоб сказануть похлеШШе, позабористей, погромче. В этом есть проявление кондового бескультурья.

  • Спасибо!

    Оценка статьи: 5

  • Мне лично статья очень понравилась. Очень серьёзно и вдумчиво.
    А то, что сказали, что похоже на политическую, то это оттого, что мы привыкли к лёгенькому, вкусненькому. А надо мыслить шире, к чему в больших масштабах могут привести любые наши действия.
    Тогда, осознав цену вопроса, может будем ответственнее.

    Оценка статьи: 5

  • Александр Дубас Читатель 17 декабря 2009 в 14:39 отредактирован 23 мая 2018 в 11:39 Сообщить модератору

    Какие то слегка однобокие выводы из материала можно сделать...
    В воспитании обязательно должны быть и моменты приказа, и моменты объяснения, и главное - это должно быть в нужное время и в нужном месте. Вот что должно отсутствовать - это физическое насилие, так как "убивает" доверие ребенка к взрослому. А ежели, это доверие есть, то и приказ будет воспринят, как необходимое полезное действие в данный момент.

    Оценка статьи: 4

  • Дорогие друзья, спасибо всем!

    Я - Иван Бездомный, благодарю вас за внимание к моей статье, за отзывы - критические и обнадёживающие. Я рад, что статья вызывает разные мнения и разные мысли - именно с этой целью она и была написана: пробудить некую переоценку казалось бы давно многократно оцененных, жёванных и пережёванных, но вечно неразгаданных ценностей. Я специально ввёл в статью спорные и неоднозначные мысли - в надежде на то, что в споре рождается истина. Если статья побудила вас спорить, возражать, сомневаться и полемизировать со мной - я свою задачу выполнил.
    Всем - наилучшие пожелания и творческих успехов!
    С наступающим годом тигра вас! Счастья вам и вашим близким.
    С уважением,
    Ваш И. Б.

    • Напишу банальную и старую как мир, но очень педагогически точную цитату: "Не бывает плохих детей, бывают плохие родители!"

      • Эльвира Камнева, ой как я с Вами согласна! За стенкой соседские дети от безделья с ума сходят: носятся, орут будто их убивают,визжат, в стену мячом бьют. Ну я терпела, терпела, а когда дошло до того, что этот шум и гам до часу ночи начал длиться, сделала соседям замечание - вежливо попросила после 11 вечера не шуметь...А меня обвинили в нелюбви к милым детям. А я вот как раз детей люблю и считаю, что здесь не дети виноваты, а родители, которые не научили детей хорошо себя вести в квартире.

  • руслан лиско Читатель 13 декабря 2009 в 23:37 отредактирован 23 мая 2018 в 11:34 Сообщить модератору

    Иван Бездомный, Лучше битой по ноге

  • Иван Бездомный, мне нравится такой "рецепт" воспитания детей - до пяти лет, ребенка воспитывают как царя. От пяти до десяти - как слугу. Потом - как друга. Бить или не бить? Я иногда сижу в машине на автобусной остановке и вижу такую картину. Солидного вида мужчина,лет 45-ти, с портфелем в одной руке, в другой руке держит мальчика лет пяти. Вернее, тащит его волоком к остановке через дорогу в не положенном месте, спешит на троллейбус. И всегда не успевает. И бьет мальчика по голове. Иногда тот падает на землю. А вокруг толпа народа. Я вот думаю, может следующий раз взять монтировку и папу по голове?

    Оценка статьи: 5

    • Виктор Кухновец, насчет папу монтировкой - это конечно нужно было бы, много таких случаев вижу на улице.

      А вот по поводу "до пяти лет, ребенка воспитывают как царя. От пяти до десяти - как слугу. Потом - как друга" не соглашусь. Человек формируется с рождения непрерывно, у него в сознании нет черточек после определенного возраста.

      Поэтому я считаю, что стоит сразу выбрать свою позицию на года. Конечно нельзя пытаться повлиять на 20 летнего сына также сильно, как на 2 летнего, но линия воспитания должна быть одна, а не перепадами (царь и слуга). Я считаю, что родитель должен быть прежде всего другом, всегда. В детстве "старшим товарищем", а, начиная с подросткового возраста, равным.

      По вопросу бить или не бить... Честно признаюсь, моей доче попадает время от времени по мягкому месту, обычно тогда, когда кончаются слова: раз сказала, два сказала, три сказала... ребенка жалко, но я ведь не попугай. За ней остается право дать сдачи, тому, кто ее обидел, в том числе и мне. Кстати она нередко им пользуется.

      Знаю, что это жестко для 2 летней девочки, но такая стратегия продиктована совеременным укладом общества и собственным опытом, лично мне немало пришлось вынести из-за банальной неспособности постоять за себя ни жестким словом, ни повышенным голосом, ни "кулаком" (имеется в виду любая физическая агрессия в ответ на такую же).

    • Виктор Кухновец, вы просто однажды подойдите к нему и скажите, чтобы он пораньше просыпался и быстрее одевался. Вот ведь гад какой! Я прямо физически страдаю, когда вижу такие картины насилия, страдаю от невозможности помочь, от бессилия изменить ситуацию.

      Оценка статьи: 5

      • Лилия Хлебникова, вы знаете, я думаю, этот тип просто психически не нормальный. Я сейчас там не езжу и его не вижу, но гад - это точно сказано. Подойти и спокойно сказать я не смогу. А при ребенке дать папе по морде тоже не то. Мальчик подрастет, сам будет так же обращаться с папашей.

        Оценка статьи: 5

  • Из личного -- меня за плохие отметки и непослушание пороли.
    Неудачницей не выросла. Ассистент главного архитектора в престижной корпорации. Чувство ответственности и исполнительности в меня "вбили", но и творческая часть осталась. А не лупили бы, выросла бы капризная балованная ленивая псевдопринцесса.

  • Иван Бездомный, в какой-то момент показалось, что читаю политическую листовку...
    Но в целом, тема затронута очень важная. Надо объяснять, а не пороть. Особенно жалко, когда бьют ремнем ребенка за плохие отметки в школе, а ребенок просто не понимает ту же самую математику, и стоит всего лишь сесть с ним и объяснить, как говорится, еще раз на пальцах... Хотя бывают и сообразительные дети, но очень ленивые. Но и тут метод кнута не подходит...

  • Иван, с дебютом на ШЖ!
    Тему затронули вечную - пороть или не пороть. Или как говорят "битиё ли определяет сознание?".
    Честно говоря, Ваша трактовка показалась абсолютно не убедительной. Не случайно Вы в качестве примера привели (не совсем, как мне кажется, к месту анархистские суждения о губительной и несовершенной роли государства. Идеализм и утопия чистой воды. читать дальше →

    Оценка статьи: 5

  • Если ваш непосредственный начальник на работе отдаёт вам приказ вместо того, чтобы объяснить суть проблем и задач – это плохой начальник. Помните, он не выше вас, он не бог, не царь и не офицер на поле боя, он не имеет никакого права отдавать приказы

    1. Гнать бадогами в шею таких подчиненных.

    2. Не верите начальнику и не даете ему право на ПРИКАЗ в экстремальных условиях, но продолжаете на него работать - Вы говнюк, предпочитающий матетериальные или иные блага собственным принципам.

    Далее не читал, кол.

Мы собираем файлы cookie и применяем Яндекс.Метрику.Подробнее×

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс)

Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie».

Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности.

Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.