• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Виталий  Пичугин Мастер

Есть ли в жизни смысл?

Люди рождаются, встречаются, женятся, размножаются, стареют и умирают. Если спросить человека — в чём смысл твоей жизни, как вы думаете, что он вам ответит? Ничего. Как правило, ничего осмысленного. Но иногда этот вопрос возникает, и от него просто так не уйти. Зачем живёшь? Все живут. Есть одна тонкость — все живут по-разному. Животное существование — это тоже жизнь, но жизнь со смыслом совсем другая. Какая?

У верующих людей вопросов нет, их смысл жизни — служить Богу, а что ещё может быть выше? У верующих в себя, разум, науку, должно быть тоже что-то нечто большое, ради чего делается всё остальное. У каждого человека своё большое и главное, например, открытие новых законов, собирание марок, воспитание ребёнка, установление новых спортивных рекордов, карьерный рост, заработок денег. Все эти занятия могут приносить в жизнь смысл, а могут не приносить.

Например, если вы просто таскаете на гору камни, обливаясь потом и страдая, то данное занятие для вашей жизни смысла не имеет. Но если вы таскаете на гору камни, обливаетесь потом, страдаете, при этом понимаете, что строите храм, то такая работа делает жизнь осмысленной. Поэтому можно сформулировать так: смысл жизни придаёт субъективное отношение человека к своей деятельности, одни и те же дела могут восприниматься абсолютно по-разному.

У одного монаха дзен спросили:
 — Что вы делали до того, как постигли дзен?
 — Колол дрова, носил воду.
 — А что вы делаете сейчас, после постижения?
 — Колю дрова, ношу воду.

Но наличие смысла в жизни гарантирует ли вам выполнение своей миссии, того уникального и самого большого, что вы можете дать людям?

Миссию и смысл жизни объединяет одно — это то, ради чего вы живете. Однако есть существенная разница. Смысл жизни многих людей — удовлетворение личных интересов. Миссия всегда выходит за рамки только личных интересов.

Для кого-то строительство собственного дома очень важно и является смыслом жизни. Для другого человека не является личным интересом любое строительство, но он знает, что для людей нужно построить храм, и делает это, понимая строительство храма как свою миссию. Что для людей останется после одного, а что после другого человека?

Жизнь можно назвать осмысленной, если каждый из нас знает свою миссию и неуклонно следует ей, она направлена на благо других людей, соответствует их потребностям, нуждам.

Способы осуществления миссии в своей осмысленной жизни могут быть разные. Например, великий хирург Н. М. Амосов. Его миссия — забота о больных и здоровых людях. Способ реализации — операции на сердце, хирургия, пропаганда здорового образа жизни, что, безусловно, людям нужно. Тысячи спасённых жизней тому подтверждение, поэтому можно сказать — смысл в жизни Н. А. Амосова был.

А у вас какая миссия? Какой смысл жизни? Предлагаю поразмышлять и ответить себе на вопросы. Можете ли вы сформулировать свою миссию — то уникальное и самое большое, что вы можете дать людям? Что даёт смысл вашей жизни?

Есть ли дело — то, что вы делаете для людей, делаете классно, и людям это действительно нужно? Если свое дело вы делаете плохо, некачественно, то уступите его другим, которые сделают это дело лучше. Это — не ваше дело. А какое тогда ваше?

После честного и обстоятельного ответа на поставленные вопросы есть шанс понять свою миссию и личный смысл жизни, чтобы к её концу не надо было делать вывод: «Всю жизнь я занимался ерундой. Получи, господи, обратно свое подобие…» (Грошек И.)

Статья опубликована в выпуске 13.03.2010
Обновлено 13.03.2010

Комментарии (95):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Виталий Пичугин,
    Записка мужу: "Котлеты - в холодильнике. Смысл жизни - в служении гуманистическим идеалам. Целую. Твоя Катя."

    Оценка статьи: 5

  • александр катрошенко Читатель 30 января 2011 в 00:39 отредактирован 25 мая 2018 в 08:09 Сообщить модератору

    Смысл жизни всего живого заключается в достижении цели жизни!!!!! Смысл жизни и цель очень взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга.Человек тоскающий камни на гору просто так, не имеет ни цели в жизни ни смысла.Смысл и цель существуют во всём живом только вместе. В растениях, в животных и даже в микробах. В деревьях и растениях цель: вырасти как можно выше , дать семян как можно больше. Смыслом их жизни является то чтобы жить и достигнуть своей цели. Даже у микробов есть свои цели и смысл:размножаться,эволюционировать как можно сильнее это их цель , а смысл жизни микробов заключается в том , чтобы жить для достижения цели. Так и у любого человека спросить в чём его смысл жизни и он вам назавёт первоночально цель своей жизни: родить детей ,карьерный рост и т. д. У людей несколько видов целей. 1) Повседневная легко исполняемая: полить цветы , приготовить обед ,посмотреть футбол и т. д. Всё то что происходит каждый день. 2) Средняя исполняемая но требующая больше времени и больше сил от человека: покупка или постройка жилья , желание выраститьребёнка , выучить и помоч в жизни. 3) Незббыточная цель или (мечта) заключается в том что человек ставит перед собой цель которая не реальна . Например: девушкаживущая в деревне желает стать звездой телеэкрана , люди считающие что можно излечить все болезни , зделать мир во всём мире и т. д. Так вот подведём итог: СМЫСЛ ЖИЗНИ ЭТО ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ ЖИЗНИ. ДОСТИЖЕНИЕМ ЦЕЛИ ЯВЛЯЕТСЯ САМА ЖИЗНЬ.

  • александр катрошенко статья конечно интересная не лишена смысла. Но я добавил бы кое что : 1)личностный смысл жизни только одног человека. 2)общий смысл жизни всего живого вообще. Если кого заинтересовало моё представление жизни можно побеседовать ,пообсуждать.

  • Классная статья! Мда, жить без смысла жизни и миссии - значит НЕ жить! Вопрос: Как найти дело своей жизни? Может статью об этом напишете?

    Оценка статьи: 5

  • О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ
    "Смысл жизни не в поисках чёрной кошки в тёмной комнате, а в том, чтобы найти этот чёртов выключатель!"
    • Не трудно искать черную кошку в темной комнате, особенно, когда при тебе валерьянка;
    • Смысл жизни в обретении Внутренней Гармонии - это когда думаешь головой, прислушиваешься к сердцу и чуешь ж…ой;
    • Смысл жизни по-буддистски - полностью соответствовать требованиям при приеме на работу в буддийских странах: Пассивная жизненная позиция, умение не принимать никаких решений, отсутствие амбиций, осознание иллюзорности работы и заработной платы.

    Оценка статьи: 5

  • Думаю, смысл жизни можно узнать задав себе вопрос - зачем ты живёшь?
    - Положим затем ,чтобы стать космонавтом.
    - Зачем ты хочешь стать космонавтом?
    - Чтобы полететь в космос.
    - Зачем тебе в космос?
    - Потому что я хочу в нём побывать.
    - почему ты хочешь этого?
    - потому что такова моя суть, таким я создан.

    Вот и объяснение. Люди живут чтобы осуществлять свои желания, и получать от жизни удовольствия. А к удовольствиям они стремятся вследствии того, что это их природа.
    Самурай делающий харакири - получает удовлетворение от осознания того факта, что он сохранит честь и умрёт достойно. Жизнь без чести для него менее ценна.
    Обыватель, крутящийся по бесконечному кругу дом-семья-работа живёт простыми радостями жизни (еда, футбол, общение, сад)
    Когда же человек не видит радости в жизни - он легко уходит из неё. Суперзвезда может покончить с собой, когда все удовольствия приелись и жизнь потеряла новизну, а нищий инвалид будет тянуть лямку жизни.
    Хотя, пожалуй, к это модели стоит добавить и страх. Страх человека перед смертью, перед неизвестностью, перед возмездием в загробном мире.
    Возможно простая и банальная идея. Но подскажите - где я ошибся?

  • Владимир Деловой Читатель 15 марта 2010 в 02:06 отредактирован 24 мая 2018 в 07:13 Сообщить модератору
    В чем смысл жизни?

    Смысл есть у жизни, жизнь есть у человека, а человек - это некая совокупность организма (тела) с одной стороны и духовного существа - с другой. Так сказать два в одном, единство и борьба противоположностей. Здесь важно уточнить, а кто в доме хозяин? Если организм взял верх над духовным существом - получается животное с реактивным умом на основе раздражительно-ответных реакций. Весь смысл существования этого организма - поиск пищи, избегание боли, получение удовольствий в бескомпромиссной борьбе с себе подобными. Если же духовное существо в большей степени контролирует свой организм, это и есть человек с аналитическим умом, существо как бы социальное. Есть подозрение, что человек запрограммирован на стремление к бесконечному выживанию (жить вечно). Кто-то может этого и не осознавать, но выполняет эту программу автоматически, если духовно здоров. И здесь многое зависит от образования и воспитания человека.
    Мы не сможем отрицать что вообще человек является следствием некой причины, его создавшей, произведением некоего "автора". У него и желательно спросить, кто и какой смысл заложил в жизнь? Как табуретка не сможет понять смысл, заложенный в нее мастером при изготовлении, так и человек не сможет понять смысл жизни, заложенный в него изначально на более высоком уровне. Наука об этом ничего не знает, религия молчит.

    • Владимир Деловой,
      Вначале сумбурно, а потом понравилось
      Как табуретка не сможет понять смысл, заложенный в нее мастером при изготовлении, так и человек не сможет понять смысл жизни
      Вот именно!
      Кто-то живёт очень полезной и нужной табуреткой в хозяйстве Вселенной, кто-то в этой Вселенной свою маленькую вселенную обустраивает, итд

      Оценка статьи: 5

  • Дискуссия «о смысле» активная, громадная , а общего мнения никогда не будет – вроде, как в споре – что истинно – волна или корпускула? Приведу 1 фразу и 2 истории:
    • Смысл жизни не в поисках чёрной кошки в тёмной комнате, а в том, чтобы найти этот чёртов выключатель!
    • Человек умер, попадает на небо и спрашивает у Бога:
    - Господи, вот я жил и жил, и дожил до такого почтенного возраста. Вырастил детей, добился многого на службе, ни с кем не враждовал, а смысл своей жизни так и не понял. Так скажи мне - в чем же, в чем был смысл моей жизни?
    - Ну, хорошо. Вот смотри, помнишь юбилей твоей тетушки? Вот тебя там еще попросили солонку передать и ты передал. Помнишь?
    - Помню..
    - Ну, вот…

    • Мой любимый анекдот о смысле жизни:
    Москва. Зима. Снег. Мальчик играет в футбол. Вдруг звон разбитого стекла. Выбегает дворник, суровый русский дворник с метлой и гонится за мальчиком. Мальчик бежит и думает: "Зачем, зачем все это? Зачем весь этот имидж уличного мальчишки, весь этот футбол, все эти друзья?
    Зачем??? Я уже сделал все уроки, почему я не сижу дома на диване и не читаю книжки своего любимого писателя Эрнеста Хеммингуэя?"

    Гавана. Эрнест Хеммингуэй дописывает очередной роман и думает: "Зачем, зачем все это? Как все надоело, вся эта Куба, эти бананы, этот тростник, эта жара, эти кубинцы!!! Почему я не в Париже, не сижу со своим другом Андре Моруа в обществе прекрасных куртизанок, попивая утренний апперетив и беседуя о смысле жизни?.."

    Париж Андре Моруа, поглаживая бедро прекрасной куртизанки и попивая утренний апперитив думает: "Зачем, зачем все это? Как надоел этот Париж, эти грубые французы, грязные мароканцы, эти тупые куртизанки, эта эйфелева башня, с которой тебе плюют на голову! Почему я не в Москве, где холод, снег, не сижу со своим лучшим другом Андреем Платоновым, и не беседую о смысле жизни?"

    Москва. Холод. Снег. Андрей Платонов. В ушанке. С метлой. Гонится за мальчиком и думает: "Бл., догоню, убью на х.р!"

    Возможно , грубовато, но иллюстративно.

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Русич Сергей Русич Читатель 15 марта 2010 в 00:09 отредактирован 15 марта 2010 в 00:12 Сообщить модератору

      Василий Россихин, аналогия понятна! Мозаика складывается. Для большинства людей это просто фрагменты разбитого цветного стекла. И только Художник видит в них картину! Браво! А смысл в том, что Аннушка пролила масло!

  • • Смысл жизни, как и смысл анекдота - если не чувствуешь в них юмора, то видишь одно сплошное недоразумение.


    • - Без еды можно прожить месяц.
    - Можно - а смысл?
    - А без смысла можно прожить всю жизнь.

    Оценка статьи: 5

  • Виталий Пичугин, смысл жизни такая эфемерная субстанция, что найти его очень сложно. Нету общего смысла, есть цели, есть установки - самореализация, семья, благосостояние или год в дебрях Африки. Не стоит тратить полжизни на поиски своего предназначения. Все суета сует и нет ничего нового под солнцем. И это прекрасно. Ведь суета сует это не плохо и хорошо, это гармония. Большинство наших проблем - суета и глупость, мы их сами себе придумали для насыщенности бытия. Об этом и над чаще вспоминать)))

    Оценка статьи: 5

    • Маргарита Зингер, цель жизни дает ей стержень, целостность и направленность. Смысл жизни говорит о том, что то, что делаешь, кому-то действительно нужно.
      О смысле жизни можно говорить в только тогда и в той степени, когда и насколько индивидуальная жизнь человека имеет целостность и внутренний стержень. Если человек жил без руля и ветрил, он проживал время своей жизни, но своей жизнью он не жил и говорить о цели и смысле такой жизни нельзя. Если же жизнь человека организована какими-то целями, имеет определенное направление и определенные результаты, то у такой жизни есть цель и возможен смысл. Однако - только возможен. Организованность жзни целью, наличие цели в жизни еще не гарантирует, что у такой жизни будет смысл.
      Цель жизни - диссертация. Защитился, получил на руки корочку - и что? Если ты понимаешь, что твоя диссертация никому (ни тебе самому, ни людям) всерьез не нужна, то потраченные на это годы могут увидеться бессмысленными. И ради чего жить дальше - неясно тоже.
      Смысл жизни, в отличие цели жизни - это видение (понимание), что то, что ты делал, кому-то всерьез нужно. Хотя бы - нужно тебе.

      Оценка статьи: 5

      • Виталий Пичугин, при условии, что цель благородна. Все это звучит красиво и логично, пока не попадет на почву реальности и не даст болезненных плодов, напичканных пестицидами человеческих страстишек. Часто цель и смысл уравниваются индивидом и его целью, как и смыслом, может стать нечто приземленное, например, завоевание должности начальника отдела и поездка летом на Багамские острова. И живут некоторые исключительно потребительством. Я не спорю с вашей концепцией, просто рассуждаю как все относительно)

        Оценка статьи: 5

  • Виталий,
    мне вас нра читать, ваши размышления заставляют думать думу

    Оценка статьи: 5

  • Дилия Статеева Дебютант 13 марта 2010 в 20:13 отредактирован 13 марта 2010 в 20:14 Сообщить модератору

    Виталий Пичугин, если я Вас правильно поняла: глобально вопрос о смысле жизни назойливо звенит в период "кризиса среднего возраста". Я "плюхалась" где-то около года, и вот в чем: - до 42-44 лет мы живем планами, задачами, мечтами и смыслами которые ставили себе молодыми в 18-22. За двадцать лет почти все сделали, попробовали, испытали, победили, проиграли, полюбили, родили, воспитали (список продолжается) Но биологически неэффективно жить еще лет 40 идеалами и смыслом молодости. Жизнь меняет свой вкус. Меняется внутренний ритм, и конечно, меняется смысл. Когда-то я думала, что смысл в Любви. Потом в Карьере и т.д. Непростое жизненное состояние ловить ощущениями новый смысл Жизни

  • Да нет никакого смысла жизни.


    Я в свое время размышлял, и пришел к печальному выводу, никакого смысла жизни нет.
    А если кто то его себе придумывает, то это, либо от недостатка ума, либо для психологического комфорта(Вроде как ну как же, я не просто так живу) и скорее подсознательно.
    Перенесите себя на милион лет, представте нет не вас не человечества, ни творений его, ну и где ваш весь смысл? спасение жизни и прочая ерунда...
    Так что я за то что б были цели и принципы. А смысл это выдумка.

    • Юра Гутор, поиском смысла жизни чаще всего увлечены люди с депрессивным фоном и люди с романтическими настроениями. Душевно здоровые вопросом смысла жизни не мучаются. Творцы смысл жизни не ищут, а делают, создавая то, что людям нужно, что будет людьми с благодарностью востребовано.
      С другой стороны, ощущение смысла жизни сильно укрепляет душевно здоровье.
      Как писал Фрирдих Ницше, "Если у человека есть "зачем" жить, он может выдержать любое "как".

      Оценка статьи: 5

      • Виталий Пичугин, Как по мне немного не так. Просто напросто над смыслом человек задумывается когда он ничем не занят долго и ничего его не отвлекает от размышлений, и он эти размышления не гонит из головы а развивает. Так сказать остается с самим собой, и начинает размышлять.
        А кризис среднего возраста(о котором пишет Дилия Статеева) тут по моему не при чем. Я например задумался лет в 13
        где то. А кто то задумывается лиш когда понимает что скоро покинет этот мир. Многие просто боятся оставатся наедине с собой. А есть такие деятельные люди, что и на минутку не останавливаются, им и думать некогда.
        А цитата отличная.
        Ну а поняв что нет смысла, конечно можно стать депресивным.

    • Смысл жизни есть всегда... даже у одноклеточных...

      Юра Гутор, цели и принципы - это и есть составляющие смысла жизни... и далеко не последние...
      Миллионы лет назад не было людей, но были одноклеточные и и у них тоже был смысл жизни... в размножении и эволюции... иначе мы бы с Вами не появились...

      Оценка статьи: 5

      • Олег Забалённый, Нет это не составляющие смысла. Это разные вещи. И здесь в статье и в коментариях многие понятия перемешали. Зачем то добавили еще миссию. Построить дом, быть здоровым, стать космонавтом. Это все совсем не смысл жизни.
        Смысл жизни это ответ на вопросы: Зачем я живу? Почему я живу? Для чего?

        • Не будет жизни - не будет и её смысла...

          Юра Гутор, Ответить на вопросы... неужели в этом заключается смысл жизни??? Я уже писал, что эта тема всеобъемлющая, широкополосная, пластовая... И чтоб действительно дойти до истины придётся многое переоценивать в соответствии с временем, возрастом и даже местом в жизни... в моём понятии основной смысл жизни - это выжить, а остальное всё приложится... не будет жизни - не будет и её смысла...

          Оценка статьи: 5

  • Олег Забалённый Олег Забалённый Читатель 13 марта 2010 в 18:53 отредактирован 13 марта 2010 в 19:29 Сообщить модератору

    Виталий, смысл жизни существует всегда, как при рождении, так и при уходе в мир иной... другое дело, что человек не задумывается о смысле жизни... а если даже и задумывается, то определяет смысл жизни из прожитого и данного момента... не всегда он соответствует действительности...
    У каждого человека глобальный смысл жизни - это выжить в нашем прекрасном мире... а в остальном всё меняется со временем, нашим образом жизни, местом и по многим другим факторам...
    Хотелось бы рассказать об одном человеке, у которого огромная сила воли, бесконечная тяга к жизни и смысл его жизни, как он сам пишет - это быть полезным людям... я имею ввиду, Алексея Агафонова – в 1999 году после перенесённой травмы он стал парализованным… и вот уже десять лет он работает в Интернете одной двигающейся рукой… работая на виртуальной клавиатуре, он делает русификации и изготавливает баннеры… После того как побываешь на сайте Алексея… точно задумаешься в чём всё же смысл нашей грешной жизни…

    Оценка статьи: 5

    • Олег Забалённый, это действительно странно, но многих о смысле жизни заставляет задуматься сама жизнь, преподнося серьёзные испытания. Поэтому я предлагаю, не ждать "подарков" от жизни, а самому для себя определить смысл своей жизни, Сократ, например, говорил, что жизнь хороша не всякая, а та, которая со смыслом.

      Оценка статьи: 5

      • Понятие "Смысл жизни"

        Виталий Пичугин, понятие "смысл жизни" - состоит из составляющих: цели, методов и способов достижения и момента самого достижения цели...
        Представьте себе - Вы поставили себе цель стать космонавтом... Вы заботитесь и укрепляете своё здоровье... много учитесь... проходите все отборы... тренировочный полёт на земле... летите в космос - Вы достигли смысла своей жизни!!!
        Что жизнь остановилась??? Нет!!!
        Но после достижения смысла свой жизни Вы вдруг очень чётко осознали... сколько Вы потеряли... сколько Вы недодали любви и ласки жене и детям (правда не по Вашей вине)... в каком бешенном ритме Вы жили... как было тяжело 360 суток находиться на орбите в замкнутом пространстве... с редкими гостями рас в пол года... сколько Вы потеряли здоровья... Да Вы получили Героя... получили знаменитость... и у вас появились новые цели... т.е. новый смысл Вашей жизни...
        Смысл любой жизни меняется в соответствии с поставленными целями... кратковременными и долгосрочными... И тут Вы совершенно правы... Ждать нечего поставил цель на сегодня и действуй...
        Сама тема о смысле жизни всеобъемлющая и до того огромная, и я сомневаюсь, что даже многотомные издания смогут её раскрыть... Это вечная беспроигрышная тема...

        Оценка статьи: 5

        • Олег Забалённый,
          Вы поставили себе цель стать космонавтом

          Стать космонавтом,( конюхом, кулинаром, консьержем) - это цель, мечта.
          А смысл- это ЗАЧЕМ ими становиться?
          (космонавтом, конюхом, кулинаром, консьержем),
          ДЛЯ ЧЕГО?
          ЗАЧЕМ?
          КАКОЙ СМЫСЛ в "стать (космонавтом, конюхом, кулинаром, консьержем)"?
          Смысл жизни - НАД всеми целями.

          Оценка статьи: 5

          • Не хотелось переходить к Академике

            Надя Гаева, академическое значение слова СМЫСЛ...
            "Смысл — сущность любого феномена, которая не совпадает с ним самим и связывает его с более широким контекстом реальности. Смысл феномена оправдывает существование феномена, так как определяет его место в некоторой целостности, вводит Отношения часть-целое, делает его необходимым в качестве части этой целостности. Смыслом также называют мнимое или реальное предназначение каких-либо вещей, слов, понятий или действий, заложенное конкретной личностью или общностью. Противоположностью смысла является бессмысленность, то есть отсутствие конкретного предназначения. Под смыслом может подразумеваться и целеполагание, результат какого(чьего)-либо действия."
            "Смысл – переработанное личностью значение чего-либо."
            "Смысл — постоянно действующие категориальные установки, которые образуются под влиянием присущей личности устойчивой иерархии мотивов; они трансформируют содержание индивидуального сознания в соответствии с предметным содержанием ведущих потребностей личности (ведущих мотивов) (Шмелев А.Г. Концепция систем значений в экспериментальной психосемантике. 1983. №4. С. 24).

            Личностный смысл приспосабливает индивидуальное сознание к выполнению им узких задач, ограниченных специфическими личностными мотивами данного субъекта (Там же. С. 20). В.В. Столин предлагает различать четыре вида смыслов: мотив, позитивное условие, негативное условие (преграда), конфликтный смысл (Там же. С. 25)."
            Так что цель - это составляющая смысла...
            Не хотелось конечно переходить к Академике...

            Оценка статьи: 5

            • Надя Гаева Надя Гаева Комментатор 14 марта 2010 в 22:17 отредактирован 14 марта 2010 в 22:41 Сообщить модератору
              Не удастся вам меня запутать...

              мудрёными, не относящимися к делу цитатками!
              Олег, А сами-то прочитали свой комментарий?:
              "Смыслом также называют мнимое или реальное предназначение.Смысл –... значение чего-либо".
              Спрашиваю по-простому: В чём-таки предназначение стать космонавтом?
              Так что цель - это составляющая смысла...
              Нуууу....
              Смысл - это предназначение, польза.
              В чём польза какой-то любой цели?(стать космонавтом, написать статью)
              Цель- стать космонавтом! (Зачем? надо достигнуть этой цели? В чём будет польза ? для меня лично, для семьи, для Родины, для общества, для науки, если я стану космонавтом...

              Оценка статьи: 5

              • Олег Забалённый Олег Забалённый Читатель 14 марта 2010 в 23:17 отредактирован 14 марта 2010 в 23:39 Сообщить модератору
                Отвечаю по-простому, возможно выйдет длинновато...

                Уважаемая Надя Гаева...
                Я написал, что не люблю и не хочу пользоваться академическими определениями… Ваш комментарий показал, что действительно нужно пользоваться простыми словами на основании академики… но иногда приходится давать первоисточники… что бы было видно откуда приходят выводы или мысли по определённой теме… Первоисточники не всегда и не всем понятны… даже мне иногда… тогда я ищу другие высказывания, комментарии и уже на основании всего прочитанного, познанного и на основании своего жизненного опыта делаю определённые умозаключения… возможно они отличаются от выводов других людей… возможно не всегда правильные… но именно для этого и существует дискуссия и комментарии… после которых конечно же делаются соответствующие коррективы…
                Я думаю, что нельзя вырывать словосочетания, отдельные предложения, отдельные слова и делать по ним какие либо заключения… Выводы и заключение должны делаться по оконченным мыслям… которые хотел высказать их автор… и не факт что высказанная мысль аксиома… она вполне может быть теоремой, которую ещё придётся доказывать…
                Приведённые выше академические определения смысла писали, конечно же, люди образованные и довольно таки грамотные в этом вопросе… они основывались на своих познаниях, жизненном опыте, времени в котором жили и т.д. Принимать их высказывания или не принимать каждый решает для себя сам…
                Теперь по поводу вашего вопроса - В чём таки предназначение стать космонавтом?
                Дался Вам этот космонавт… Я специально привёл пример с космонавтом, а не с водопроводчиком… Потому что водопроводчиком может стать каждый… даже я и Вы… Ну неужели нам не под силу починить кран… а вот космонавтом может стать не каждый даже если он поставит себе такую цель, даже если это будет смыслом его жизни, даже если это будет его предназначением… здесь нужно иметь самое главное – очень хорошее здоровье и быть готовым морально и психологически… человек, имеющий психологическую боязнь замкнутого состояния, никогда не станет космонавтом… даже если это его предназначение… а предназначение космонавта - открывать неопознанное, неизвестное, фантастическое...
                Слово смысл всеобъемлющее и состоит из многих составляющих… Каждый выбирает то что ему ближе по духу, по его жизни и всё таки смысл жизни правильнее назвать смысл прожитой жизни… каждый для себя выводит сам… основываясь на своих понятиях этого вопроса…

                Оценка статьи: 5

                • Олег,
                  читать дальше →

                  Оценка статьи: 5

              • Надя Гаева, может в том, чтобы двигать человечество к звёздам? А чем это хуже чем мечтать стать примой балета в Большом?

                • Сергей,
                  "Стать космонавтом, чтобы двигать Ч. к звёздам"?
                  Это уже лучше.
                  Чуть -чуть прояснили смысл Космонавта для Человечества:
                  Оно, Ч., к звёздам продвинется!
                  Неизвестно, какой смысл продвижения Человечества к звёздам, но как рабочая версия смысла "стать космонавтом"- пойдёт .

                  Кстати, вторая часть вашего вопроса "А чем это хуже чем мечтать стать примой балета"
                  малость не в тему.
                  Мы не про мечту, хоть и похоже!
                  Мы про смысл!
                  В чём смысл стать балериной?
                  И с этой поправкой вопрос ваш должен звучать так.
                  Надя Гаева, может в том, чтобы двигать человечество к звёздам? А чем это хуже чем стать примой балета и двигать высокое искусство в массы ?

                  Оценка статьи: 5

        • Олег Забалённый, да, цели должны меняться по мере их осуществления, все цели должны соответствовать смыслу жизни. Например, если смысл жизни двигать космическую науку вперёд, то конкретных целей может быть много. У Королёва, их было 28, он успел осуществить не всё, но все они были согласованы с его смыслом жизни.

          Оценка статьи: 5

          • Зачем было выведено понятие - "Смысл жизни"???

            Виталий Пичугин, Вы совершенно правы... но я Вам должен сказать, что понятие "Смысл жизни" было выведено высокообразованными и очень умными людьми для того чтобы заставить задуматься всех остальных - для чего они пришли в этот мир... как они живут... чтобы люди переосмыслили уже пройденный путь жизни, возможно сделали коррективы и стали жить лучше...
            К каждому человеку это осмысление приходит в разное время... но как правило в более позднем возрасте, когда накоплен всесторонний опыт жизни... хотя на подсознательном уровне смысл жизни присутствует с рождения... люди просто об этом не задумываются...
            Буду говорить только за себя... смысл моей жизни - это прожить каждый день честно, с честью и достоинством, не стонать когда трудно, эмоции в сторону и действовать... это покажется пафосным... невыполнимым... но к этому я стараюсь стремиться... да и возраст и пройденный жизненный путь обязывает...

            Оценка статьи: 5

            • Олег Забалённый, почти со всем согласен. Только вот в отношении эмоций... Они тоже нужны. Без эмоций ми теряет краски, а человек превращается в робота выполняющего поставленную себе самому (или ему кем-то) задачу. Любовь к детям, жене, ближним и дальним - тоже могут быть целями и тоже нести в себе смысл.

            • Олег Забалённый, здорово, хоть кто-то сформулировал свой смысл жизни. Не важно как его могут воспринять, пафосный он или нет, но этот смысл помогает жить и эффективно действовать - он нужен и важен.
              Про молодёжь. Преподаю в Университете, посещает часто мысль когда смотрю на студентов, а может не надо ждать, когда "возраст будет обязывать". Вот Наполеон не ждал, поэтому стал Наполеоном, Суворов в 14 лет решил, что будет великим полководцем, так вот если задуматься о смысле жизни пораньше, то можно успеть больше. Хорошая идея.

              Оценка статьи: 5

              • Нельзя наверное задумываться о смысле жизни по заказу...

                Виталий Пичугин, видите ли о смысле жизни задумываются при определённых стечениях обстоятельств... в определённое время и даже в определённом месте... бывает это в основном спонтанно... от стресса... от большого счастья, да мало от каких причин... Я не представляю себе, что бы к примеру отец мне сказал в мои десять лет... Ты как нибудь подумай сынок о смысле жизни... Я бы наверное много надумал... Всё таки задумываться о смысле жизни по заказу или указке... может принести нежелательные результаты... Хотя я могу и ошибаться...

                Оценка статьи: 5

                • Виталий  Пичугин Виталий Пичугин Мастер 14 марта 2010 в 02:11 отредактирован 11 июня 2010 в 13:54 Сообщить модератору

                  Олег Забалённый, в десять лет рановато думать о смысле жизни, а вот в 16 уже пора. Почему Наполеон в 16 лет уже знал смысл своей жизни, почему он потом всю жизнь работал осуществляя этот смысл?

                  Оценка статьи: 5

                  • Олег Забалённый Олег Забалённый Читатель 14 марта 2010 в 02:22 отредактирован 23 мая 2018 в 12:04 Сообщить модератору
                    Обстоятельства заставляющие думать о смысле жизни...

                    Виталий Пичугин, в 16,5 лет я закончил среднюю школу... хотел поступать в Ейское лётное училище... но ввиду того что мой отец меня воспитывал сурово... попрекая даже куском хлеба... говоря что я зарабатываю кусок хлеба хорошей учёбой в школе... То смыслом моей жизни стало получать получку больше отца... я пошел работать токарем автоматчиком в три смены... Отец получал тогда большие деньги 260 рублей - это в 1973 году... только через четыре месяца я получил 300 рублей проработав полтора месяца без выходных... и в дальнейшем я получал почти как он плюс минус 10 рублей разницы... на тот момент я достиг смысла своей жизни... И что мне это дало... Я не стал лётчиком, а стал подводником... моя жизнь могла протекать совсем по другому... хотя дало наверное самое главное упёртость в достижении цели... спасибо тебе за это папа (спасибо в хорошем смысле)...

                    Оценка статьи: 5

  • Виталий Пичугин,
    Смысл жизни - в познании цели, а цель жизни - в познании смысла

    Оценка статьи: 5

  • Обсуждение

    Затронутая автором тема просто обречена на многочисленные комментарии, поскольку в силу своей философской направленности не может не привлекать внимание своей "вечностью". А тут еще и весна, пробуждение жизни, и снова рождаются те же вечные вопросы о рождении, смерти и промежутку между ними, именуемом жизнью. А в чем смысл позвольте решать каждому. И сколько бы каждый из нас не говорил о своем смысле, смыслом жизни другого он не станет никогда, ибо нельзя другого заставить сделать себе такой же смысл, или равняться на него, подражать.А разве мало смысла в самом осмысленном существовании, не в растительном, а именно, осмысленном. Счастье, а значит, и смысл-просто наслаждаться своим земным существованием, благодаря Бога за день сегодняшний, и думая о завтрашнем, а значит, и создавая его!

    • Геннадий Безруков, справедливо, смысл жизни у каждого свой, вот мне и интересно, какой он у других людей? Есть ли вообще? Этот вопрос я задавал многим, выяснил закономерность, люди, которые что-то добились значимого в жизни, чётко свой смысл формулируют. Другие придумывают аргументы - почему его нет.

      Оценка статьи: 5

  • Александр Орлов Профессионал 13 марта 2010 в 12:09 отредактирован 14 марта 2010 в 18:36 Сообщить модератору
    Смысл жизни - в здоровьи!

    Виталий Пичугин,
    Смысл жизни в поддержании здоровья. Сегодня уже есть простые и эффективные системы Красоты и Здоровья
    Пройдите на мою страницу, там есть ссылка!

  • Виталий Пичугин, есть конечно, причём та же что и у картошки. Все мы, как и вся живая природа, всего лишь очень сложная химическая реакция текущая на Земле, где для неё сложились благоприятные условия. Отсюда и цель смысл жизни - прожить самому и оставить потомство, поддержать эту самую реакцию, как это сделали Ваши предки.
    А размышлениями о необходимости сделать что-то великое занято не более 5% людей, что вполне можно считать как некую патологию.

    • Анатолий Григорьев, например, у меня и у многих мне знакомых людей смысл жизни не ограничивается размножением. Я не считаю врачей Федорова, Амосова, изобретателей Эдисона, и многих других - людьми с некой патологией. А вот среднестатистический алкоголик Вася, размножающийся и плодящий себе подобных дебилов - патология, смысла в его жизни нет.

      Оценка статьи: 5

      • Про усечённые вопросы.

        Виталий Пичугин,
        алкоголик Вася, размножающийся и плодящий себе подобных дебилов - патология, смысла в его жизни нет.

        Если бы в жизни алкоголика Васи не было смысла, то его не было бы в Природе.
        Вопрос "Есть ли смысл жизни?"- усечённый.

        Тут надо пояснить, смысл жизни Васи - для кого?
        Для него самого?
        Для меня?
        Для общества?
        Для соседей...
        Для меня важно, что Вася существует, это наглядная страшилка для воспитания детей,соседей...

        Оценка статьи: 5

      • Сергей Русич Сергей Русич Читатель 13 марта 2010 в 12:08 отредактирован 13 марта 2010 в 12:09 Сообщить модератору

        Виталий Пичугин, кто мы, я или Вы, такие чтобы определять чужой жизни Смысл . Это сегодня дядя Вася алкоголик, а в 1980 он мог спасти в Афгане своего друга. В неравном бою, где полегла вся его рота, а их, живых осталось всего двое? А друг поступил в институт, окончил аспирантуру, докторскую защитил, создав "вакцину от дураков", а? И в чем смысл жизни гинеколога, проводящего в день по нескольку абортов? По сути - он убийца? А может среди многих его не рожденных жертв - Адольф Гитлер новоявленный на свет не появился?

        • Сергей Русич, интересно, где вы увидели в статье "определение смысла жизни для других"? Рассуждение в стиле "может быть..." малопродуктивно, может быть какие угодно ситуации, и что? Меня интересует есть смысл, например, в вашей конкретной жизни на данный момент, какой, допускаю, что завтра он будет другим, а вчера его вообще не было. Люди, двигающие прогресс смысл жизни имеют, а вы?

          Оценка статьи: 5

          • Виталий Пичугин, и я имею, хотя и не Эдисон. Прогресс бывает разным. И не всегда идет в нужную сторону. А еще бывает регресс. Вы про технику всё больше, лампочки там всякие. Вещи хорошие, конечно, но разве самые определяющие тот самый Смысл о котором Вы? Смысл Жизни в самоподдержании химической реакции, ибо "... жизнь есть способ существования белковых..." Есть работа с её смыслом, есть семья и дети и в этом тоже есть смысл. А вот самокопанием заниматься практически всегда бессмысленно. Потому что, "... каждый выбирает для себя". На самом деле поиск смысла жизни в определенной мере признак душевного или духовного инфантилизма. Этот вопрос решают в юности. К старости уже нет смысла в поисках смысла. В старости уже идет оценка достижений.

  • Миссия всегда выходит за рамками только личных интересов.

    Исправьте, пожалуйста.

    Оценка статьи: 3

  • Сам.

    Виталий Пичугин, Ваши рассуждения о попытках найти свое место в жизни заманчивы. Но тем не менее я полагаю, что, по большому счету, оперделение смысла жизни отдельного индивида особого смысла не имеет. Для верующих их путь предопределен свыше и сами сделать они ничего не могут. Атеисты прекрасно осведомлены о том, что "жизнь - это такая штука, что, как не крутись, а живым из неё не выберешься". И как бы кто-нибудь ни старался - помешать общему движению вперед не в его силах. А можно и (продолжаю тему Сергея Русича) жить по принципу: "Aliis inserviendo ipse consumor"
    Вот еще вспомнилось:
    "Каждый выбирает для себя
    Женщину, религию, дорогу.
    Дьяволу служить или пророку -
    Каждый выбирает для себя.
    Каждый выбирает по себе
    Слово для любви и для молитвы.
    Шпагу для дуэли, меч для битвы
    Каждый выбирает по себе.
    Каждый выбирает по себе.
    Щит и латы, посох и заплаты,
    Меру окончательной расплаты
    Каждый выбирает по себе."
    Каждый выбирает для себя.
    Выбираем тоже - как умеем.
    Ни к кому претензий не имеем.
    Каждый выбирает для себя!"

    Оценка статьи: 5

    • Индивид - индивидуму рознь...

      Валерий Сатокин:
      Цитирую Вас:
      Но тем не менее я полагаю, что, по большому счету, определение смысла жизни отдельного индивида особого смысла не имеет.
      Комментирую:
      К отдельным индивидам относятся и: Иван Грозный, Ленин, Сталин, Гитлер, Муссолини - и Вы считаете что они не определяли смысл своей жизни, и что их определение особого смысла не имело???...

      Оценка статьи: 5

      • Поиск.

        Олег Забалённый, вообще-то я согласен с Сергеем Русичем "да что вы всё о великих и гениальных". Что касается перечисленных Вами лиц... Я специальными поисками в этом направлении не занимался, но что-то не припомню, чтобы они особенно заморачивались определением "смысла жизни". А если кто-то пытался сделать это за них, то это ж совсем другое дело!

        Оценка статьи: 5

        • Валерий Сатокин, верно они не заморачивались, просто делали дело своей жизни, которое придавало ей смысл, некоторые это чётко письменно формулировали, некоторые нет. Я сам не заморачиваюсь и никого к этому не призываю. Рассуждать, думать - для меня это правильно, заморачиваться не стоит.

          Оценка статьи: 5

      • Всем: да что вы всё о великих и гениальных. Речь, имхо, всё больше о "простых" людях. О тех кто не стал Наполеоном, Ричардом-Львиное сердце, Лениным, Чингиз-ханом. Имхо, о нас с вами. А автор втихаря набирает материальчик на какую-то тему. Почему "втихаря"? А потому что тема с двойным дном. И она Вечная. И не решенная до сих пор. И не может быть решена на данном этапе и уровне развития общества.

        • Сергей Русич, я совершенно не "втихаря", а открыто интересуюсь, какой у разных хороших людей смысл их жизни. Для этого написал статью со своими рассуждениями. Хотелось бы прочитать сформулированный смысл жизни, а не рассуждениия, что его нет вообще или проблема не решена до сих пор. Я привожу примеры, что многие люди для себя смысл жизни нашли, но 99% населения об этом просто не задумываются, хотелось бы знать мнение 1%.

          Оценка статьи: 5

    • Валерий Сатокин, всё верно, для большинства людей это так, но у меня есть надежда, что некоторых по-другому, например, они живут не как "цветок в проруби", а понимают зачем живут, жизнь со смыслом, это не просто жизнь по течению.

      Оценка статьи: 5

      • Виталий Пичугин, "понимают зачем живут" - это Вы круто. Если Вы о "великих", то вряд ли они задаются таким вопросом или скорее рассуждают, как Аристотель: "В чем смысл жизни? Служить другим и делать добро". А если о "средних", то их может постичь печальная участь: "Иногда достигнув своего потолка, с грустью понимаешь, что это всего-навсего чей-то пол".
        Может всё же лучше следовать совету Михаила Мамчича: "В том и смысл жизни, чтобы не задаваться глупыми вопросами".
        Извините некую цитатную перенасыщенность, тема такая.

        Оценка статьи: 5

        • Валерий Сатокин, пересмотрел биографии множества великих людей, поразительно, но они задумываются о смысле жизни, по разному его для себя формулируют и это даёт им силу быть великими. Вот вам другая цитата Смысл - это «будущее, в которое я живу» © Вернер Эрхард. Если нет смысла - нет будущего.

          Оценка статьи: 5

          • Просветление!?

            Виталий Пичугин, "Вернер Эрхард. Если нет смысла - нет будущего". Ага. Так вот Вы о чем! Но тогда Вы знаете, что в самом начале своих поисков В. Э. бросил на произвол судьбы жену и малолетних детей. Да и вообще вся его деятельность весьма спорна. Однако, это уже другая тема.
            В чем Ваша проблема теперь более-менее понятно. Извините.
            P. S. По-моему, сам Вернер Эрхард очень несчастный человек. Его можно лишь пожалеть. Тем более его последователей.

            Оценка статьи: 5

            • Валерий Сатокин,
              В. Э. бросил на произвол судьбы жену и малолетних детей
              Вот тут не поняла.
              Это основание, чтобы изгнать В. Э. из великих,
              основание не цитировать более товарища В. Э. ?
              читать дальше →

              Оценка статьи: 5

              • Надя Гаева, с моей точки зрения Вернер Эрхард и не был среди великих. Благом не благом для близких был его поступок, судить не берусь. Вместе с тем, в его бегстве вижу больше слабого мятущегося человека, чем "искателя смысла жизни". А цитировать каждый волен кого угодно.

                Оценка статьи: 5

            • Валерий Сатокин, я не знаю несчастный человек Эрхард или нет, но и у несчастных людей есть интересные мысли, я привёл одну из них. Считаю её правильной.
              "В чем Ваша проблема теперь более-менее понятно" Я вроде никаких своих проблем не заявлял. Но подозреваю, что проблемы есть у людей, которые у других видят проблемы, вместо того, чтобы решать свои.

              Оценка статьи: 5

  • Да чего же тут думать и голову ломать. Ничто не ново под Луной и всё уже продумано и придумано предками. Я для себя этот вопрос решил еще в 17 лет. И не сворачивал пока еще с избранного пути, надеюсь. Даже работая с рецидивистами на зоне особого режима. Какого? Отвечаю: "Alis inserviendo consumor"!

    • Сергей Русич, очень иетересно, сформулируйте смысл вашей жизнь в нескольких предложениях.

      Оценка статьи: 5

      • Виталий Пичугин, Вы психолог и юрист. Латынь Вам, как юристу, должна быть не чужда. Переведите - поймёте! Заодно и поупражняетесь в подзабытом!

        • Виталий  Пичугин Виталий Пичугин Мастер 13 марта 2010 в 23:58 отредактирован 13 марта 2010 в 23:58 Сообщить модератору

          Сергей Русич, да, перевод знаю, но это ни о чём, просто лозунг, он очень общий. Если это ваш смысл жизни, то поясните, что значит "светить другим", зачем при этом сгорать? Надолго хватит? О чём речь? Например, у Эдисона была миссия и смысл жизни, он изобрёл лампочку, сам сгорать не стал, а вы про что?

          Оценка статьи: 5

          • Виталий Пичугин, "Например, у Эдисона была миссия и смысл жизни, он изобрёл лампочку," Подскажите пожалуйста, где и когда Эдисон об этом сказал? Или он Вам персонально на ушко шепнул в чем он видел смысл своей жизни?

            Оценка статьи: 5

            • Валерий Сатокин, это он не мне сказал, а недоброжелателем, которые его обвиняли в том, что он занимается ерундой, почти 2000 опытов и никакого результата, но поскольку Эдисон знал, что в этой работе смысл есть, он ответил, "Я теперь знаю 2000 способов, как лампочку сделать нельзя". Не знал бы Эдисон своего смысла жизни, бросил бы это занятие.

              Оценка статьи: 5

          • Сергей Русич Сергей Русич Читатель 14 марта 2010 в 03:55 отредактирован 14 марта 2010 в 03:57 Сообщить модератору

            Виталий Пичугин, а я про то, что смысл моей жизни, как я его понимаю, в том, чтобы людей от болячек лечить. Это ведь медицинский девиз. А горящая свеча достаточно долго была символом европейской медицины. Это сейчас змея обвивающая чашу. "Сгорать" - поэтические символ, суть его в слове "посвящать" Что-то близкое к образам Прометея и Данко. Кстати, перевод "Alis inserviendo consumor" на русский довольно вольный. На самом деле не "сгорать", а в смысле самосовершенствоваться. Эта тема неоднократно поднималась и обсасывалась, имею ввиду тему перевода. Например, http://val000.livejournal.com/79952.html Есть и другие, стоит набрать в поисковике и пробежаться по множеству страниц. А хватает, как показывает практика, действительно не очень на долго. Но... свечи сменяют друг друга и мрак постепенно рассеивается. Так мне думается. Ну, или хотя бы не сгущается.