• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Профессионал

Стоит ли бояться смерти?

Вы боитесь смерти? Этот вопрос многих людей повергает в смятение. Смерти боятся все, кто осознал ее неизбежность. Это естественное чувство. Но, как и любые другие эмоции, такой страх иногда выходит из-под контроля.

Фото: Junial Enterprises, Shutterstock.com

Человек, которым овладел страх смерти, теряет способность полноценно жить, а иногда приобретает неврозы и соматические расстройства, из-за которых теряется способность жить в принципе.

Если страх смерти мешает жить, не спешите покупать транквилизаторы — обращайтесь за помощью к психотерапевту или психологу. Действие любых препаратов рано или поздно закончится, но если вы сможете принять смерть как часть жизненного цикла, то отведенное вам время земного существования проведете в гармонии.

Еще одно негативное свойство транквилизаторов — привыкание. Поначалу вам легче, но потом без посторонней помощи спрыгнуть с них практически невозможно. И тогда… Они ваш вечный спутник в ожидании смерти.

Психологическая составляющая страха смерти состоит в болезненной привязанности к своему телу
Психологическая составляющая страха смерти состоит в болезненной привязанности к своему телу
Фото по лицензии pixabay.com

Страх смерти делится на две составляющие — физиологию и психологию. Животным присуща только первая составляющая страха. Когда жизни угрожает опасность, любое животное начинает жить в другом режиме — готовности убегать или сражаться. Человек имеет множество сходных инстинктов, иначе просто не выжил бы. Так, он чисто инстинктивно отскакивает с проезжей части, если на него летит автомобиль.

Психологическая составляющая страха смерти состоит в болезненной привязанности к своему телу, в ощущении гиперответственности за все, что происходит вокруг (а как же без меня), в различных фобиях. И это конкретно портит жизнь.

Например, привязанность к телу часто выражается в стремлении продлить молодость. В таком случае каждая морщина становится причиной депрессии. Вместо того чтобы радоваться жизни, человек регулярно ложится под нож пластического хирурга. Но здоровья-то это не придает, поэтому внутренний дискомфорт нарастает и приводит как минимум к неврозам.

Стремление к вечной молодости и страх перед старением хорошо показаны в комедии с Мерил Стрип
Стремление к вечной молодости и страх перед старением хорошо показаны в комедии с Мерил Стрип «Смерть ей к лицу»
Кадр из фильма «Смерть ей к лицу»

Психологический гипертрофированный страх смерти в любой форме всегда действует на человека разрушительно!

Самое страшное в смерти — это неизвестность. Поэтому многие религии предлагают людям «загробную» жизнь или реинкарнацию. Истории известны прецеденты такой глубокой веры в жизнь после смерти, что люди одалживали знакомым деньги с условием, что их вернут в следующей жизни! Конечно, страх смерти у таких народов был минимальным. А вот индуизм дал осечку — он обещает возрождение, но не уточняет, в каком теле. Мысль о том, что следующую жизнь придется провести в оболочке, например, навозного жука, приводит индуистов в отчаяние, поэтому страх смерти у индуистов едва ли не сильнее, чем у неверующих.

Не боятся смерти дети, которые не осознают, что это такое, влюбленные, которые психически растворяются в другом человеке, и воины, которые достаточно часто и близко видели смерть. Как правило, они выживают в экстремальных условиях, потому что минимизируют роль психологического страха, используя при этом все возможности страха физиологического.

Самое страшное в смерти — это неизвестность, поэтому религии предлагают людям «загробную» жизнь или реинкарнацию
Самое страшное в смерти — это неизвестность, поэтому религии предлагают людям «загробную» жизнь или реинкарнацию
Фото по лицензии pixabay.com

Что нужно осознать, чтобы избавиться от страха смерти?

Во-первых, смерть — это естественный финал жизни.

Люди в летах понимают это и строят свое отношение к смерти как к избавлению от телесных страданий. Раньше, перешагнув определенный рубеж, люди начинали готовиться к смерти — готовили погребальную одежду, откладывали деньги на похороны, отдавали все распоряжения. И что самое интересное, такие подготовленные люди обычно жили полноценной жизнью, а умирали внезапно и легко, например, во сне. И своим примером они учили младшее поколение не бояться смерти.

Во-вторых, пока вы живы, в вашей жизни присутствует только чужая смерть.

Да, бывает больно, но в глубине души, принимая чужую смерть, каждый человек подсознательно радуется, что сам ее избежал. А когда придет ваша собственная смерть, бояться у вас уже не получится. Не успеете.

Если этих доводов для победы над вашим страхом смерти недостаточно, обратитесь к хорошему психологу или психотерапевту. Не позволяйте страху смерти портить вашу жизнь!

Статья опубликована в выпуске 13.12.2012
Обновлено 2.08.2022

Комментарии (34):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Во-первых, смерть — это естественный финал жизни.

    Это просто очередная пока неизлечимая болезнь.

  • Страх смерти прошел после астрального выхода.

  • Галина Болотникова Читатель 10 июля 2018 в 17:36 отредактирован 10 июля 2018 в 18:33 Сообщить модератору

    Я согласна с Ткачевым- именно животный страх. И мысли такие-же. А стоит или не стоит все равно. Страхх и жалость к себе.

  • Татьяна Суворова Татьяна Суворова Профессионал 10 июля 2018 в 14:17 отредактирован 10 июля 2018 в 14:19 Сообщить модератору

    Бесконечный бестсцелер страшно ли умирать продолжается, жду рассказы о Калиостро и Сен-Жермене, а так же новые правила проведения спиритического сеанса.....

  • Даниэль Винэс Читатель 24 мая 2018 в 16:43 отредактирован 24 мая 2018 в 19:40 Сообщить модератору

    Непрофессональный подход от профессионала. Грамотный психиатр-психотерапевт никогда не станет пугать пациента зависимостью от лекарственных препаратов. Лечение острого периода невроза, панических расстройств, ОКР и т.д. ВСЕГДА начинают с приема антидепрессантов и транквилизаторов. И только потом, когда человек способен принимать информацию не через призму своих обостренных страхов, начинают психотерапию. Вы, автор, с самого начала запугали всех невротиков, читающих ваши советы, наркотической зависимостью. Профессионал должен знать, что многие на почве страха смерти боятся приема любых таблеток, а точнее побочных эффектов, описанных в аннотациях, а следовательно должен уметь грамотно преподнести информацию, дать надежду, усилить, а не подорвать веру.

    • Даниэль Винэс, непрофессионализм - когда пошел против профессии и предложил (допустил) ей альтернативы: продавец усомнился в качестве и нужности своего товара, психолог в необходимости приема транквилизаторов, астролог в правдивости астрологических прогнозов...

      В таком узком понимании профессионализм становится втюхиванием, манипулятивным мышлением с целью удержания клиента-больного в поле своего влияния.

  • Приведу понравившуюся цитату из книги П. Коэльо "Мактуб", она говорит о будущем, о ценности жизни: "...рано или поздно – ты умрешь. Даже если ты этого не захочешь. Даже если у тебя другие планы. Думай тщательно о том, что ты собираешься сделать сегодня. И завтра. И со своей оставшейся жизнью". Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её впустую - это надо понимать.

  • Смерть, а чего ее бояться Когда она придет, нас уже не будет А бояться неизвестности, думая что в ней смерть, это как - то неправильно, это же неизвестность, величина неизвестная, а может там не смерть, а счастье и любовь

  • Так хочется ругнуться,но мы ведь с вами интеллигентные люди.
    Начнем с заголовка - у меня контрвопрос - А стоит ли бояться чего-либо вообще и неизвестного небытия в частности? Есть смысл опасаться, остерегаться, но страх, как чистый негатив, всегда и везде только мешал и вредил. Некоторые возразят насчет "охранительного страха", который удерживает нас от непоправимых ошибок, но здесь речь идет о страхе неизбежного, того что произойдет с каждым, так что это совсем из другой оперы.

    Автор либо небрежно подошел к теме, либо просто не дорос до статей, затрагивающих такие вещи. Статья даже не поверхностна - она лишь повторяет всем известные постулаты и больше ничего. О бесстрашных детях, влюбленных и воинах лучше я вообще молчу... Интересно как относятся к смерти работники моргов?

    Относительно смерти и отношения к ней - это тема неисчерпаемая и для такого короткого формата совершенно неподъемная. Понятна её актуальность в связи с ожидаемым концом света, но чем так, лучше вообще ничего не писать, как у Шекспира громоподобно звучат слова "А дальше тишина...". Ольга, при всем моем уважении - не пишите больше таких непрофессиональных статей. Please!

    • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 13 декабря 2012 в 19:04 отредактирован 13 декабря 2012 в 19:07 Сообщить модератору

      Максим Котов, потому как интеллигентные (и не только по воспитанию, но и разуму):

      1) боятся, и бояться естественно, именно того, что неизвестно. Это так по-человечески. Смерть и что по Ту Сторону - именно и есть Самая Большая Неизвестность. Как раз тот, кто истинно не признает в себе этот страх, отрицает его, либо не дорос до осознания своего будущего небытия, по причине молодости, либо пока со смертью близко не сталкивался, либо никогда о ней серьезно не задумывался.

      2) страх - инстинкт, стихия человеческого я, мало подвластная рацио. Страх, конечно, часто контрпродуктивен, но кто сказал, что человек это исключительно рацио, которому подвластны все свои инстинкты?

      3) работники моргов, а также воины, влюбленные и дети, к смерти относятся как к чему-то совсем не их касающемуся: в морге "пакуют" чужие смерти, воин, который задумывается и знает истинно о том, что ему грозит, - плохой воин (отсюда умирать нужно молодым - глупым, под фанфары и ложь политической риторики) и т.д.

      Большинство "смертебесстрашных" в молодости, недоумевающих о "глупости и суеверия" своих старших товарищей, с возрастом, как правило, обнаруживают в себе тот самый ИНСТИНКТИВНЫЙ страх Небытия. И мало, что могут с ним поделать. Истинно не боящихся взглянуть в оскал Старухи с косой, имея время на это осмысление и здравый рассудок, могут далеко не многие.
      (Безбожник и деист Вольтер перед смертью пищал и приказал привести к себе священнослужителя, Сократ, храбро принявший цикуту, не раз срывался в истерику, Пол Вейнингер, разможживший себе грудь из охотничьего ружья, доселе презиравший женщин, мещан и смерть, не раз до своей кончины в том раскаялся. Были ли среди покинувших нас, и кто пребывал в здравом уме, поистине храбрецы, презревшие Смерть???)

      Отсюда я бы сказал, что смерти боятся именно способные к глубокому осмыслению. Не боятся, как правило, те, у кого кого чувствовать и мыслить, по причине жизненной усталости, к примеру, уже не получается.

  • А я смерти не боюсь, хотя и опасаюсь. Боялся когда у меня были малые дети.

  • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 13 декабря 2012 в 16:15 отредактирован 13 декабря 2012 в 18:09 Сообщить модератору

    Утешение от смерти, современный, неверующий человек, вряд ли найдет даже у хорошего психолога. Да и верующий тоже.

    Детям дей-но осознание временности на этой земле, смерти, неизвестно. Но когда оно, это осознание, наступает, и временами проникает в наше суетливое сознание, становится по-животному страшно: МЕНЯ, МЕНЯ ТАКОГО НЕПОВТОРИМОГО И ЕДИНСТВЕННОГО, СО ВСЕМИ МОИМИ ЖЕЛАНИЯМИ И БЕДАМИ, МЕНЯ НЕ БУДЕТ, БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ НИКОГДА?!?!
    читать дальше →

  • Наталия Карецкая Наталия Карецкая Читатель 13 декабря 2012 в 15:28 отредактирован 27 мая 2018 в 15:39 Сообщить модератору

    Столетнего человека спросили: "Ну, что,дедушка, насытились ли вы жизнью?" На что тот ответил: "Моя жизнь, как от печки до порога". " Жизнь - это миг..." и люди не могут с этим смириться. Автор сам приводит доказательства неестественности смерти. Это и учения о бессмертии души и реинкарнации и попытки ученых найти ген бессмертия. Зачем нужны были бы такие старания, если умирать - это нормально?

    Оценка статьи: 4

  • Наталия Карецкая Наталия Карецкая Читатель 13 декабря 2012 в 13:39 отредактирован 27 мая 2018 в 15:40 Сообщить модератору

    Обратите также внимание на то, что люди воспринимают смерть как что-то неестественное. Для большинства людей смерть жены, мужа или ребенка может стать самой большой трагедией в жизни. Часто после смерти близкого человека наше эмоциональное здоровье долго не может восстановиться. Даже те, кто утверждает, будто смерть человека — нормальное явление, не могут смириться с мыслью, что их собственная смерть означает конец всему.

    Оценка статьи: 4

  • Категорически не согласна с утверждением ,что смерть это естественно для человека.Биолог Калвин Харли, изучающий процесс старения человека, сказал в интервью, что, по его мнению, люди «не запрограммированы на смерть». Иммунолог Уильям Кларк отмечает: «Неправильно утверждать, что смерть неразрывно связана с определением жизни». А Сеймур Бензер из Калифорнийского технологического института сказал, что «старение лучше сравнивать не с часами, а со сценарием, который, как мы надеемся, можно редактировать». Ученые, исследующие строение человеческого организма, приходят в замешательство. Они убеждаются, что за 70—80 лет своей жизни мы не можем использовать те огромные возможности, которыми наделены.

    Оценка статьи: 4

    • Муратова Ирина Муратова Ирина Читатель 13 декабря 2012 в 14:28 отредактирован 13 декабря 2012 в 14:39 Сообщить модератору

      Наталия Карецкая,
      Удивляет меня Ваше категорическое несогласие, вот ей-бо. Ну и что, что дяди, общепризнанные и известные говорят, да пусть говорят, работа у них такая, статьи писать и разговоры говорить, а дело-то где?

      Вот придумают ген бессмертия, неужто он нам простым смертным достанется, ага, ни разу! Сами догадывайтесь, кто у нас в первую очередь станет бессмертным.

      Оценка статьи: 5

  • Так мне нравится обретаться в ШЖ. Вот прочитала статью, с раннего утра, занимаюсь по домашности, а сама себе думу думаю – о статье. Вот боюсь я смерти либо не боюсь?
    Вот знаю я, что многие человеки могут широко мыслить, а у меня, обычно, узко получается, только в приложении к себе и своей семье, близким, друзьям
    Мне много в жизни приходилось хоронить, самых любимых, просто родных, друзей, вот как то так получилось. Нет в этом ничего страшного, это последний долг, уважение, достойно предать земле того кто был близок тебе.

    Вот почему мертвых людей называют покойниками? а потому что тело и лицо бывшего человека спокойно и расслаблено. Старые люди говорят – отмучился, а может быть отрадовался?

    Я знаю, как умирают люди, знаю, что при этом происходит. Нет, смерти я не боюсь, как таковой, я боюсь одряхления, изнемождения, немощности боюсь, потери разума. А смерть, чего уж, все там будем, рано или поздно. Где там? сразу оговариваюсь, не знаю.

    Может кому то статья активно не нравится, меня заставила задуматься, в очередной раз, за это спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • Федор Тютчев
    «Весь день она лежала в забытьи»

    Весь день она лежала в забытьи,
    И всю ее уж тени покрывали —
    Лил теплый летний дождь — его струи
    По листьям весело звучали.

    И медленно опомнилась она,
    И начала прислушиваться к шуму,
    И долго слушала — увлечена,
    Погружена в сознательную думу...

    И вот, как бы беседуя с собой,
    Сознательно она проговорила
    (Я был при ней, убитый, но живой):
    «О, как все это я любила!..»
    ...........................

    Любила ты, и так, как ты, любить —
    Нет, никому еще не удавалось —
    О Господи!.. и это пережить...
    И сердце на клочки не разорвалось...

    Оценка статьи: 5

  • ну вы загнули про религии и реинкарнацию, знаете как называется человек, который сначала говорит, а потом думает? выглядите жалко

  • Автор, не беритесь за такие сложные темы!

    Оценка статьи: 3

  • Николай Аблесимов Николай Аблесимов Грандмастер 13 декабря 2012 в 06:19 отредактирован 13 декабря 2012 в 06:19 Сообщить модератору

    Как химик могу успокоить. Для химических элементов из которых Вы состоите смерти не существует (по крайней мере до очередного взрыва звезды в рамках которой крутится планета). Вы только переходите из одной химической системы в другую. Например, из тела человека в траву, дерево и т.д.
    У Шекспира в "Гамлете" и у Вийона это хорошо описано.
    - Истлевшим Цезарем от стужи заделывают дом снаружи.
    Пред кем весь мир лежал в пыли, торчит затычкою в щели.
    - Ведь все мы были молодые, но рано огонек зажгли,
    Сгорели вмиг дрова сухие. и всех нас годы подвели.
    Вот вам процесс окисления в открытой неравновесной системе (человек) и его результат в интерпретации Вийона.
    Кроме того за жизнь Вы умираете несколько раз: в старости Вы не такой как в детстве или среднем возрасте. И ничего принимаете это как должное. Так и после смерти - Вы просто забудете кто Вы были до этого химического превращения.

  • Mike Mike Читатель 13 декабря 2012 в 00:32 отредактирован 13 декабря 2012 в 00:33 Сообщить модератору

    В кучу свалены страх смерти и страх старости.

    Самое страшное в смерти – это неизвестность.
    Скорее, небытие, по моему разумению.

    А когда придет ваша собственная смерть, бояться у вас уже не получится. Не успеете.
    Это как повезет, вообще-то.

  • Комментарий удален
  • Смерть не страшна, страшно её приближение.
    Не боятся смерти дети
    Это Ваш ляп. Дети больше всего боятся смерти.
    А в остальном Вы правы.

Мы собираем файлы cookie и применяем Яндекс.Метрику.Подробнее×

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс)

Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie».

Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности.

Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.