• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Маргарита Мельникова Мастер

Могут ли незрячие дети учиться в обычной школе?

Ни в коем случае не хочу обидеть патриотов, но ни в одном европейском государстве, а уж в США и подавно, практика обучения незрячих детей в специальных школах-интернатах не применяется. Так чем хуже наши слепые и слабовидящие дети? Почему они должны учиться в учреждениях специализированного типа? Быть может, потому что в таких школах созданы более приемлемые условия, и учителя имеют соответствующее образование и знания, как работать с незрячими учениками.

Отдавая своё чадо в школу для незрячих, родители желают, чтобы ребёнку было легче учиться, чтобы сверстники не насмехались над его недугом, чтобы растущий человек обрёл друзей среди равных себе и овладел некоторыми трудовыми и бытовыми навыками.

Утверждение о том, что в школе-интернате ребёнок получит некачественное образование, звучит довольно резко, но отчасти это правда. Возможно два-три десятка лет назад мастерство тифлопедагогов (преподавателей, обучающих незрячих и слабовидящих) было на очень высоком уровне, но теперь, когда и в обычных школах объективно стали учить хуже, про интернаты даже говорить не стоит.

Разумеется, есть приятные исключения, если, например, в какой-либо спецшколе педагоги действительно любят свою работу, преданы любимому делу, отдают себя служению науке и будущим поколениям или если отдельные ученики занимаются с большим старанием и прилежанием, хотят добиться чего-то в жизни.

Как я отмечала ранее, родители отдают незрячего ребёнка в школу-интернат, чтобы тот не чувствовал себя ущербным, инвалидом, одиноким, но они не всегда задумываются о последствиях постоянного пребывания в такой школе. Годы учёбы пролетят быстро, оставив позади детство, а впереди — новые проблемы. Самые насущные из них — как жить дальше: как интегрироваться в среде зрячих, какую выбрать профессию.

Безусловно, перечисленные проблемы легче решаются, когда их «обладатель» более юн. То есть, я считаю, что незрячий ребёнок должен быть интегрирован в зрячее окружение как можно раньше. На мой взгляд, просто необходимо развивать у этих детей умение общаться со здоровыми сверстниками и взрослыми, готовность и умение постоять за себя, попросить о помощи, об услуге. Конечно, ребёнка нужно обучать и специфическим для незрячих навыкам, например, чтению по системе Брайля.

Вы, уважаемые читатели, вероятно, спросите: «Неужели незрячие ребята должны учиться в массовых школах, а интернаты тогда что, все закрыть и упразднить?» На первую половину вопроса я отвечу утвердительно. Да, эти дети могут учиться в обычной общеобразовательной школе и у них должна быть такая возможность. А вот по поводу упразднения специнтернатов я думаю, что этого делать не стоит, потому что у родителей да и, главное, у самого ученика, остаётся выбор. Ведь если обучение в массовой школе будет совсем уж трудным (некому помогать ребёнку с уроками, некому водить в школу, издеваются одноклассники, учителя не обращают внимания и не ставят отметки), то всегда есть шанс прийти в интернат.

Смелые и прогрессивные родители, желающие своим чадам истинного добра, но не жалеющие бесполезной и унизительной жалостью, должны быть готовы к дополнительному вложению (простите за неуместный термин) денег и времени. Для успешной интеграции ребёнка в зрячую среду и успешного его обучения в массовой школе пригодится техника:

1. Печатная машинка. На её клавишах следует наклеить или нацарапать, или вырезать печатные либо брайлевские буквы. На печатной машинке ребёнок сможет выполнять домашние задания, писать сочинения, изложения.

2. Магнитофон для начитывания (записи) учебного материала (параграфов по химии, физике, истории и других устных заданий).

3. Компьютер (или даже ноутбук). Это вообще универсальное чудо техники. Оно заменит и зрячего помощника, и магнитофон.

4. Сканер, чтобы ребёнок читал (сканировал через компьютер) обычные плоскопечатные учебники.

Все эти устройства может заменить смартфон или коммуникатор с клавиатурой, на который можно поставить программу экранного доступа, программу сканирования и распознавания текстов.

Всё это окажется необходимым и при дальнейшем обучении (в колледже, в вузе и т. д.). Незрячему выпускнику гораздо проще поступать в высшее учебное заведение после окончания общеобразовательной массовой школы, чем после окончания школы-интерната.

Статья опубликована в выпуске 19.09.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (58):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Марианна Власова, конфликты в школе между незрячими и слабовидящими это совершенно не то, что конфликты между слепым ребенком и зрячими сверстниками, которых большинство. И в школе 3-4 вида ребенка не будут гнобить за то, что он слепой.

  • Кстати, да. Это тоже в определенной степени проблема, поскольку слепых детей учат ориентироваться специально, да и в столовой нет толкотни, детей не очень много, учителя специально следят за каждым, да и слабовидящие дети достаточно внимательно относятся к слепым, поскольку их приучают к толерантности. Специально учат адекватной реакции на неадекватных людей.

    У нас в классе была одна девочка, которая тоже не видела с первой парты. Так ее изводили, потому что она не видит. Потом стали изводить, что она в очках. Потом стали изводить, что она БЫЛА в очках... Короче, девчонке досталось по полной. Ей регулярно ставили в столовой подножки, и, когда она падала и разливала/разбивала что-нибудь, раздавался дикий хохот: "Слепая, куда прешь!" Правда, когда ее обидчики выросли, они уже не издеваются так над слепыми, но у девчонки травма на всю жизнь.

    Для того, чтобы слепой ребенок нормально учился, нужна система интеграции, нужна не только программа, но и продуманное окружение, в том числе и в обществе. Сейчас, несмотря на все вышеперечисленные техсредства, слепому ребенку будет крайне трудно учиться в обычной школе, и в большинстве случаев окажется, что это лишняя трата сил, нервов и денег.

    • София Хагал, Вы пишете: "слабовидящие дети достаточно внимательно относятся к слепым, поскольку их приучают к толерантности" - а мои знакомые слепые и слабовидящие могли бы многое рассказать по этому поводу: как друг другу компот в интернате солили и т.п. Кого приучают, а кого и не приучают.

      Естественно, человеку с любыми проблемами нужно помогать, и нужно приучать к этому всех окружающих. Или должен быть сопровождающий, куратор и т.п., если это необходимо. Есть опыт волонтеров и специалистов других стран, можно бы перенять.

      • Марианна Власова, зная, как работают многие коррекционные школы России, имея отзывы не одного десятка выпускников различных школ (как специальных, так и массовых), на Ваши возражения Софии замечу следующее:

        В школах слепых, как и в обычных школах, бывает всякое. Детские коллективы возникают по воле взрослых, но живут по своим законам. Коррекционные школы не исключение. Наличие или отсутствие того или иного отклонения развития у конкретного ребенка не является определяющим при налаживании его взаимоотношений с другими детьми. А непрофессиональное вмешательство взрослых, например, волонтеров, только затягивают разрешение имеющихся негативных явлений. Чем меньше взрослые вмешиваются в детские конфликты, открыто вставая на ту или иную сторону, тем быстрее дети разберутся между собой, приобретя при этом соответствующий опыт. Отрицательный опыт, так же нужен для жизни, как и положительный.

        Очень часто элементарная неготовность ребенка (что зрячего, что слепого) к жизни в коллективе бывает причиной его изгойности в классе. И виноваты в этом, в первую очередь, не персонал школы, а взрослые из "ближнего круга" ребенка. Сегодня все больше и больше появляется мам, которые "лучше" всех знают, как и в каких условиях должно учиться их чадо, и поэтому, они вместо того, чтобы помогать ребенку осваивать премудрости учебы, "качают права" перед всеми, якобы в защиту "интересов ребенка". А по сути дела, затушевывают этим, свои недоработки дошкольного воспитания.

        А в компот высыпали полную солонку и во времена А.С. Пушкина – есть такая лицейская легенда.

        Оценка статьи: 1

        • Вячеслав Озеров, люди, которые не только создают детские коллективы, но и управляют ими, должны нести полную ответственность за то, как ребенок себя чувствует в коллективе. Должны видеть, в чем проблемы каждого, и уметь помочь ребенку их преодолеть. И вообще - и Вы, и София, и Мария пишете об опыте школ, которые образцами не являются ну никак. А я всё мечтаю, что школы когда-нибудь станут правильными и дети не будут вспоминать их с содроганием...

          • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 26 октября 2012 в 14:43 отредактирован 27 октября 2012 в 02:47 Сообщить модератору

            Марианна Власова, очень сочувствую Вам и Вашим детям, коль они вспоминают школу "с содроганием". В моем окружении никто о школе не вcпоминает "с содроганием", а с ностальгическим восторгом и с уважением.

            Как я уже писал, мне очень жаль детей, если родители отдают их в школы-интернаты из-за жалости. Детям явно не повезло с родителями.

            Оценка статьи: 1

            • Вячеслав Озеров, а при чем здесь вообще я и наши дети? По-моему, не я в этой ветке вспоминала школьные проблемы. Практически каждый бывший ученик наверняка вспомнит, что кого-то травили в его школе. А где этого не было? Там, где были хорошие учителя. читать дальше →

              • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 27 октября 2012 в 03:28 отредактирован 27 октября 2012 в 03:28 Сообщить модератору

                Марианна Власова, что значит "не позволяли травить слабых" - стояли с утра до вечера рядом со "слабым", который чуть что прятался за Вашей спиной? Тогда мне жаль этого "слабого" - вместо того, чтобы учиться жить в обществе, в т.ч. доказывая свою ценность и нужность окружающим, он тихо благоденствовал за Вашей спиной. Ну и какая ему от этого польза? Человек может нормально развиваться и мужать только через преодоление трудностей. А Вы лишаете его этого.

                Кроме того, в детском коллективе, такая "защита", со стороны взрослого (да ещё наделенного репрессивным правом), только усугубляет "гонения" слабого. И Вы ничего против этого не сделаете, а только добьетесь того, что "слабого" «забьют» так, что ему будет не пикнуть. Умные учителя так не поступают.

                Умные учителя и родители находят способы и методы, чтобы «слабые» могли в ходе взросления преодолевать трудности без травм, как физических, так и душевных. Одним из таких методов является обучение «слабых» в специально созданных условиях – коррекционных школах. Что подтвердено в России более 130 летней практикой, а на Западе более двухвековой.

                Оценка статьи: 1

                • Вячеслав Озеров, Вы не поняли. (Потому что всё время твердите о чем-то о своем, но при этом не помните, о чем с кем говорили.) Я не работала в школе. Я в ней училась.

                  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 29 октября 2012 в 01:29 отредактирован 1 ноября 2012 в 20:32 Сообщить модератору

                    Марианна Власова, я действительно Вас не понял, и решил, что Вы работали в школе. Приношу свои извинения.

                    Но вернемся к Вашей фразе: «Или там, где были такие как я, которые не позволяли травить слабых». Т.е. в школе Вы были защитницей «слабых».

                    Отвечу сразу, я считаю, что школьные «защитницы» слабых приносят своим «подзащитным» больше вреда, чем их обидчики. Поясню почему:
                    Давно известно, что организация образования по гендерному принципу (было в СССР до 1954 года), в силу разности механизмов восприятия и усвоения знаний девочками и мальчиками, более эффективна, чем по смешанному. Но есть и другая причина, по которой смешанная школа вредна для детей.

                    Уже в начальной школе начинает проявляться кто любит распускать слюни, кто любит ябедничать, действовать исподтишка – обычные признаки слабости. Уже в 3-4 классе таких слабаков начинают активно «притеснять» более бойкие соученики, обычно мальчишки. Если это происходит в мужской школе, то вскоре «слабый» перестает «стучать и ябедничать», побаиваясь одноклассников. Ему волей – неволей приходится подтягиваться до общего уровня, чтобы не быть «белой вороной».

                    В смешанных же школах, с вероятностью 95%, рядом со «слабым» быстро появляется «добрая» девочка: хорошая ученица, из хорошей семьи, хорошо упитанная и готовая «защитить слабого». А если надо, то и нажаловаться учительнице на «обидчиков». Сам же «подзащитный» с удовольствием прячется за её спину, продолжая «слюнтяйничать» и пакостничать. Девочка, исходя из своей «гендерной» конституции, поступила абсолютно правильно - она защитила слабого!!! А у того (в самое нужное время) исчезают стимулы стремиться быть сильным, развивать свои бойцовские свойства характера, стремиться быть не хуже других. Об этом хорошо сказано у Ю.М. Нагибина в рассказе «Мой первый друг, мой друг бесценный». Т.е. в чисто мужском коллективе «слабаку» приходится стараться хоть в чем-то быть сильным, завоевывать свой авторитет, а в смешанной школе, при такой «надежной защите» -да,зачем это надо?

                    Аналогичное происходит в массовой школе и в отношении детей с тем или иным функциональным нарушениями. Но здесь ребенок «слаб» по объективной причине и его надо действительно защищать от других – здоровых детей, по крайней меры до 13-15 лет. Но учителям массовых школ, по объективным причинам, не до «защиты» ученика с особыми потребностями, а помощь «защитницы» - одноклассницы, как мы видим, также вряд ли пойдет ему впрок.

                    Вывод - для детей, «слабых» по объективным причинам, должны быть созданы соответствующие условия для обучения и развития, что и делается в коррекционных школах.

                    Оценка статьи: 1

  • Как ему учиться - это понятно. Но как ходить незрячему ребенку по ступенькам, по которым несутся толпы зрячих школьников? Как ему ходить в туалет? Как ему получать еду в столовой, садиться за стол и есть? Как добираться до школы, наконец?
    Я была слабовидящим ребенком в обычной школе. И для меня хождение по выщербленным ступенькам было проблематичным, особенно, когда вокруг мельтешат другие дети. С доски даже с перовой парты мне не удавалось ничего прочесть, поэтому я смотрела в тетрадь соседа.
    Задания для большинства контрольных были написаны на доске. Если я подходила к доске, чтобы списать, то мешала всем другим детям.
    Учительница начальной школы давала мне текст задания, написанный ею крупно от руки - для меня.
    В средней школе учительница математики придумала напечатать задания на карточках и раздавала их всем детям, чтобы не выделять меня. ее примеру последовали потом учителя физики, химии, немецкого языка.
    Немецкий я стала учить после того, как учительница английского сказала моей маме: "Или учи ее читать с доски, или ей нечего делать в моей группе".
    А географичка пыталась на мне поправить свое настроение, вызывая к карте мира и заставляя найти Енисей или Лену.
    Я огрызалась, что если бы Енисей был в Антарктиде, я может бы его и нашла.
    В школьном туалете я спотыкалась об порог, потому что 25-ваттной лампочки мне не хватало,чтобы его рассмотреть.
    Я училась далеко от дома, в часе езды на автобусе.
    В школу меня сопровождала мама. А из школы до 12 (!) лет забирала бабушка. Потом она умерла.
    Как мне было ездить, если я путала 42 и 45 маршруты, мне не видны были их номера на трафаретных карточках, пожизненно заляпанных грязью? Я не знала, но решила, что справлюсь.
    И когда я металась по остановке, пытаясь понять, какой из трех подошедших автобусов - мой, ко мне подошла одноклассница и спросила, какой мне надо. Я ответила. Со следующего дня в любую погоду она провожала меня на автобус.
    Так стали делать и другие, им было "прикольно" чувствовать себя нужными и полезными.
    Когда в нашем городе появились новые автобусы с подсвеченными цифрами маршрута, написанными так, что даже мне их было видно за несколько метров, я училась на 2 курсе института. А на 1 курсе меня провожала на остановку моя одногруппница и подруга.
    Сейчас у нс уже нет автобусов с трафаретными карточками, их номера нормально видно. Я езжу с работы и на работу сама, езжу по своим делам и уже не боюсь перепутать маршрут. Даже если перепутаю, то уеду куда мне надо на такси. Для этого всегда держу дежурную питясотрублевку в кошельке.

    Оценка статьи: 4

  • София Хагал Читатель 13 октября 2012 в 14:06 отредактирован 27 мая 2018 в 18:58 Сообщить модератору

    Марианна Власова, мы с вами как в известной пословице - "кто в лес, кто по дрова". Я вам пытаюсь пояснить, что нельзя обучиться математике, как и любым другим точным наукам, не делая записи на бумаге, грифелем или ручкой, при этом абсолютно без разницы, будут ли у слепого ребенка планшеты, компьютеры, диктофоны и сканеры, и сколько раз ему прочитает этот несчастный планшетник главу из учебника. В математике недостаточно прослушать тему и воспроизвести учителю на сл. уроке. Не имеет значения, насколько хорошо ребенок "выучил наизусть теорему"; если он не способен ее применить при решении примера, то он теорему не усвоил. Если ребенок не может, используя данную ему формулу, сделать вычисление, то он формулу не усвоил. Сколько раз я сталкиваюсь с детьми, которые замечательно "начитывают" мне параграфы из учебника, а элементарные задачи на ту же тему вызывают у них ступор. А научиться решать задачи можно, только если решать их самому. И чем больше задач решает ребенок, чем больше в его багаже решенных примеров, тем качественнее у него учеба.

    "реально или нереально учиться на слух, без опоры на ручку и бумагу - зависит от способностей конкретных детей" - да ни один ребенок без опоры на ручку и бумагу не решит относительно сложные примеры по математике, уравнение по органической химии или задачу по динамике из физики. Он половину решения "растеряет" в процессе.

    "Вы мне все время рассказываете, как трудно пользоваться прямыми аналогами - звуком вместо брайля. Я последний раз скажу, что аналоги не должны быть прямыми и что начинать нужно с методик обучения". Вы сами говорите, что методик нет. Никакие ТСО не заменят человеку умение читать и писать, если нет альтернативных методик. Умение читать и писать - величайшее достижение человечества, его можно лишь дополнять техническими средствами, но не заменять.

  • Марианна Власова, я согласна с тем, что для гуманитариев обучение на слух реально. Я сама гуманитарные предметы учила на слух - начитанные книги в плеере, начитанный доклад на семинар туда же, заготовки для реферата вместо ксерокопии начитать на кассету, а рефераты на пишмашинке писать. Да сами зрячие бегали с диктофонами. У нас, правда, было мало гуманитарных предметов - история, философия там, ин.яз. Это и гораздо быстрее, чем делать конспекты, и "читать" удобнее - можно делать в транспорте, не вызывая вопросов. И лекция, прочитанная преподавателем, на слух воспринимается совершенно так же, как если бы это все было продублировано в письменном виде. Но вот когда это был матанализ или линейная алгебра, или та же ТФКП или физика, то полноценная запись лекции получалась при прослушивании преподавателя и срисовывания с доски или соседских конспектов. Потому что (я опять повторюсь) произнесение формулы вслух и запись этой формулы отличаются. Произнесенная формула не полностью информативна. Можно по-разному записать формулу, опираясь только на слух. Первое время учебы в вузе я вспоминаю как в кошмарном сне - криво записанные формулы, потеря половины написанного преподом на доске, в результате масса путаницы. И ночные переписывания этих лекций в правильном виде, с расстановками всех знаков.

    Но я пытаюсь еще пояснить, что решать примеры без записи невозможно. Длиннющие математические примеры, когда начало условия на одной странице, а конец на другой - да пока закончится проговариваться пример, человек забудет что было в начале. Или вот из школьной программы - не надо далеко ходить. Неравенства с модулями и степенями - процесс решения разветвляется чуть ли не на пять вариантов, каждый из которых надо прорешать и проверить. Да человек с бумагой забывает иногда, что у него было в первом случае, перейдя к третьему, не говоря, чтобы держать в уме все варианты решений. А продиктовывать это на диктофон тоже не вариант, запутаться еще проще, учитывая, что запись формул на диктофон информативна частично. Когда я решала примеры, часто бывало такое, что "А, стоп, что у нас было в начале?" - перелистнули пару страниц, не вынимая прибора, прочитали условие, проскочили еще страницу, ткнули пальцами в конец другой страницы (поскольку помню, что промежуточный ответ там), сверились и "поскакали" дальше решать. На все про все секунд 10-15. На слух это сделать гораздо дольше. Это глупо говорить - "Этот пример слишком длинный, поэтому мы не будем его записывать, а будем решать на слух..." Обычно так поступают с короткими примерами.

    А что касается килограммов конспектов - вот лично я носила с собой только запись последних лекций, которые занимали места примерно столько же, сколько общие тетради однокурсников. И по весу немного. Никто ж не заставляет таскать все лекции с 1 сентября.

    А вообще Вячеслав Озеров правильно заметил - методические подходы на разных уровнях разные. Я с трудом могу представить семилетнего первоклашку, который будет сам сканировать учебники, используя подходящие программы, приводить их в "читаемый" вид и заниматься. Для этого у ребенка должна быть очень хорошо отточена способность к самостоятельному обучению, чего, увы, нет даже у многих нынешних студентов.

    • София Хагал, "Я с трудом могу представить семилетнего первоклашку, который будет сам сканировать учебники, используя подходящие программы, приводить их в "читаемый" вид и заниматься"
      Это потому, что Вы не представляете себе достижений техники в этой области и соответственно подход сразу Ваш неверный. Учебники должен сканировать НЕ первоклашка. У него в планшете должен быть полный набор аудиоучебников, озвученных интересно, как мультики. Но опять же - это я мечтаю...

      А вообще чтобы что-то сканировать, нужно вложить лист в сканер и нажать одну кнопку на клавиатуре. Через минуту заговорит озвучка. Просто программа должна быть подходящая, а настройки правильные.

      Вы мне все время рассказываете, как трудно пользоваться прямыми аналогами - звуком вместо брайля. Я последний раз скажу, что аналоги не должны быть прямыми и что начинать нужно с методик обучения.

      • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 13 октября 2012 в 12:06 отредактирован 13 октября 2012 в 12:21 Сообщить модератору

        Марианна Власова, Вы уж извините, но Ваша фраза (выдернутая мною из Вашего контекста - об обучении без труда) - "в планшете должен быть полный набор аудиоучебников", относительно школьников начальной и средней школы, говорит о Вашем плохом понимание процесса освоения ребенком школьных знаний. Ни ПК, ни какие мультфильмы, программированные учебники и прочие мульки, без применения обычной бумаги, ручки (грифеля), без использования обычных записей и текстов, не дадут ребенку возможности нормально осваивать школьные предметы. Замена обычных учебников на ридеры - а я отслеживаю все новинки, или аудиотексты - только усложняют процесс приобретения знаний.

        Все попытки ускорить и облегчить процесс освоения знаний ребенком, за счет "раннего развития" или активизированного применения каких-либо технических «обучающих» примочек на этапе начальной и общей школы, приводит только к одному - к 8 - 9 классу (а для "раннеразвитых" и раньше), ребенок ранее показывавший "успехи" - "скисает" и к моменту поступления в ВУЗ, становится малоспособен к самостоятельной учебной работе.

        Для каждого возраста свой методический подход и вытекающие из него ТСО. То, что подходит школьнику выпускных классов, ни как не подойдет для начальной школы.

        Постоянно контактируя с образованием слепых от садика до ВУЗА и не вижу застоя. Поэтому считаю Ваше заявление голословным.

        Сегодняшняя ситуация связана не с тифлопедагогикой, а с появление у мам возможности больше уделять время своим детям, что само по себе отрадно, если бы не желание большинства, всеми путями, облегчить жизнь ребеночку (да и себе). Вместо воспитания и освоения жизни в условиях зрительной депривации – гиперопека.

        Оценка статьи: 1

        • Вячеслав Озеров, всё сказала выше. Никакая "замена обычных учебников на ридеры", а также замена грифеля на клавиатуру, не поможет без изменения самих методик, самого подхода.

          • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 13 октября 2012 в 16:54 отредактирован 14 октября 2012 в 02:07 Сообщить модератору

            Марианна Власова, вы можете мечтать о чем угодно, но ни какой инкубатор не заменит женскую матку, а если заменит, то на его выходе будут уже не человеческие детеныши, а биологический детеныш другого вида. Скорее всего роботообразного.

            А попытка изменить методики, в угоду "современным требованиям", потому что маме (бабушке, тете, глав. редактору и ещё кому-то, "наблюдающему" за «мучениями» детей в школе), КАЖЕТСЯ, что педагоги отстали, не современны и т.п.., ПРИНОСЯТ для человеческого детеныша ВРЕД.

            Пример - массовое применение родителями методики Гл.Домана по обучению детей чтению с пеленок и счету с горшка. Сегодня уже хорошо видно, что уже в 5 - 6 классах, дети, искусственно надрессированные в младенчестве на чтение и счет, останавливаются в способности освоить новый материал, т.к. не умеют учиться. А эти дети все «бацают» на компьютере.

            У меня есть несколько примеров, когда незрячие дети (слабовидящие и слепые, с частичным остатком), из-за семейных обстоятельств, рано пристрастились к пользованию ПК, чтобы облегчить себе учебу. Могу сказать, что ни один из них, после окончания школы (с грехом пополам), не сумел нормально устроиться в жизни. Все живут на пенсию, дома с утра до вечера «сидят» в Internete. Они неплохо «решают» виртуальных проблем, но растеряли друзей, не способны самостоятельно выйти в город, не нашли себе половинки, не знают реальной жизни. И самое страшное, что бороться с этим не получается – «паровоз ушел»,

            Оценка статьи: 1

            • Вячеслав Озеров, ну Вы уже о чем-то о своем, я в этом не участвую...

              • Марианна Власова, согласен: Вы мне про Фому - что детям надо жизнь облегчать, а я Вам, про Ерему - что детей надо заставлять работать во время учебы, потом будет поздно. А для этого ребенок должен освоить в процессе обучения "ручные приемы работы" и только с 7 - 8 класса он способен эффективно осваивать различную автоматизацию.

                Теперь по теме статьи: знаю некоторых незрячих детей, которые успешно учились в массовой школы (очное интегрированное образование), но это было лишь в выпускных классах (10-11), после окончания в спецшколе 10 класса (т.е. после завершения программы общей школы). Все попытки более раннего начала обучения в массовой школе (для таких детей) оказывались малоуспешными. А если все же осуществлялись, то за счет титанического труда родителей. Их же итоговая оценка - "овчинка выделки не стоила".

                Оценка статьи: 1

  • Компьютер не панацея, это всего лишь инструмент.

    Пример действий в столбик - лишь один из нюансов. Чем дальше по школьной программе будет продвигаться ученик, тем больше будут формулы, тем сложнее будут задачи. Я вот вспоминаю свои конспекты по математическим дисциплинам, что плоские, что по брайлю - это метровые формулы. Это километровые решения каких-либо примеров. Я совершенно не представляю, как можно это все решать НА СЛУХ. И дело не в том, что это университетская программа. А в том, что кто-нибудь из учеников с этим столкнется. Да даже взять класс 7-8. Там уже решения некоторых примеров на полстраницы ручкой. А графические способы решения задачи? А сами графики как наглядные примеры?

    Умение читать и писать - это мощный инструмент по обработке информации. И нельзя этого лишать слепых детей. Да и количество техники, которым предлагается заменить книжки и прибор с грифелем, ужасает. Вспоминается Джонатан Свифт с его описанием Академии Прожектёров: "Единственным его неудобством является то обстоятельство, что, в случае необходимости вести пространный разговор на разнообразные темы, собеседникам приходится таскать на плечах большие узлы с вещами, если средства не позволяют нанять для этого одного или двух дюжих парней".

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 12 октября 2012 в 23:48 отредактирован 12 октября 2012 в 23:48 Сообщить модератору

      София Хагал, вот это я и имела в виду, когда говорила об уровне аналогий: ручкой это делается на километры, значит и грифелем надо десятки листов наколоть... И таскать всё это на плечах.

      Ну какое количество техники? Сейчас можно вообще обойтись планшетом (он и сканер, и устройство для хранения тысяч книжек, не говоря уже о программах) и подсоединяемой к нему клавиатурой - тут у незрячего есть преимущество, размер и положение экрана не имеет значения. Наушники в любой карман помещаются.

      Умение пользоваться компьютером для обработки информации - это гораздо мощнее умения писать и читать руками. Наблюдая жизнь незрячих студентов (гуманитариев), я понимала, что единственный случай, когда им действительно нужен брайль - посмотреть руками шпаргалку в кармане. Кстати, интересно, как с этим экзаменаторы борются?

      Вы спрашиваете: "А сами графики как наглядные примеры?" - а я спрошу, а как же цвета, оттенки, диаграммы какие-нибудь, двумерные и объемные фигуры? Приходится обойтись условными обозначениями и осязанием, если некуда деваться. Так и с компьютером - условные обозначения во всем. Плюс озвучка. И осязать не точки в строчке, а те самые фигуры. Но гораздо важнее абстрагироваться от ощупанного и это по силам незрячему. 4-мерный куб не нарисуешь на бумаге, однако представить его можно.

      Вы спрашиваете: "А графические способы решения задачи?" - вот я про то же и говорю, это для кого? Почему для всех? Программа такая? Методология должна меняться. Она не может повторять методологию работы со зрячими и не должна ее имитировать.

      • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 13 октября 2012 в 00:03 отредактирован 13 октября 2012 в 00:05 Сообщить модератору

        Марианна Власова, Вы наблюдаете "жизнь незрячих студентов (гуманитариев)", а выводы переносите на школьников - очень не корректно. Методические подходы для обучения на дошкольной, школьном: начальном, общем, среднем, и высшем уровне (ступени) образования совершенно разные. Применяемые технические средства - разные.

        Это, в частности, недавно подтвердил эксперимент применения в школах на занятиях вместо бумажных учебников – электронных читалок. Хотя я сам успешно ими пользуюсь. А мои слепые сын и пасынок – тифлоплеерами.

        О том, что без компьютера сегодня ни один слепой человек не может закончить ВУЗ, я Вам писал в самом начале - 3 года назад.

        Оценка статьи: 1

  • Марианна Власова, да, можно. Но запись формулы в одну строку компьютерная и запись формулы в одну строку брайлевская отличаются. Если в брайле есть знаки "начало дроби", "конец дроби", "признак верхнего индекса", "признак точного верхнего индекса", "начало корня", "конец показателя корня", "корец подкоренного выражения" и т.д., то в компьютерной версии это все скобки, скобки, скобки... Помню однажды на паре по информатике одна формула была записана с двенадцатью открывающими скобками подряд, при этом по брайлю формула содержала всего четыре скобки. Компьютерная запись предназначена в первую очередь для компьютера, чтобы указать ему на порядок действий. Это раз.

    А во-вторых, не используя опоры на бумагу (ручкой ли, брайлем ли), научиться делать вычисления нереально. Попробуйте научиться считать в уме, не зная, как делаются вычисления в столбик, которым учат в 1-2 классе, причем и зрячих, и брайлистов. Попробуйте, не зная вычислений в столбик и используя формулу с двенадцатью скобками, устно посчитать что-нибудь. С дробями. Например, по физике.

    Уже классе в третьем и четвертом ребенок будет отставать. А когда начнется алгебра, то ребенок вообще скатится.

    И еще вот что подумалось. А как он геометрию учить будет или графики по алгебре строить - тоже на слух?

    • София Хагал, реально или нереально учиться на слух, без опоры на ручку и бумагу - зависит от способностей конкретных детей. Есть методика обучения устному счету - не представляя в уме столбик, а "раскладывая" промежуточные результаты по ячейкам. Это соответствует программам типа Excel. Компьютер может помочь во всём. Задача только в методиках его применения, которых не хватает. Проблема в том, что люди, разрабатывающие методики, используют только технические аналоги ручка / брайль, но не выходят на другой уровень - например звук / зрительный образ. Другая проблема - они не владеют информацией о возможностях компьютера, зато дети схватывают ее очень быстро.

      • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 12 октября 2012 в 23:47 отредактирован 13 октября 2012 в 01:02 Сообщить модератору

        Марианна Власова, Вы можете рассказывать о любых методиках восприятия научных знаний на слух, но ни одна такая методика не подтверждена на практике. Со времени нашей с Вами переписке по этой теме прошло более 3 лет. Мои занятия с пасынком ещё раз подтвердили, то о чем я пишу в своей книге и писал Вам ранее - любые ТС (технические средства) могут успешно и всесторонне применяться, только после того как ребенок сам хорошо научится читать (зрячий, используя плоскопечатный шрифт, незрячий – брайлевский), работать руками: рисовать, писать (зрячий, используя обычное письмо, незрячий – брайлевское). Всему своё время. Не надо пропагандировать всякие не жизнеспособные методы и ратовать за бездумную интеграцию – эксперименты на детях больно отражаются не только на детях.

        Вы сами-то сможете с помощью Excel составить элементарную формулу, например, учета воды в квартире с двумя плательщиками? Разрешите усомниться. Думаю, что этого не умеют и подавляющее большинство Ваших близких и знакомых. Хотя есть «продвинутые» мальчишки, которые уже лет с 12 щелкают такие штучки, как орешки. При этом большинство детей осваивают комп для игр, развлекухи, поиска готовых домашних заданий и т.д. Подавляющее большинство современников - обученых "владению компьютером", используют его в качестве пишущей машинки, информационного коммуникатора и кнопконажимательства, при использование готовых прикладных программ (ежедневники, семейный бюджет, бухгалтерия и т.д.). А чтобы черпать и обрабатывать информацию надо прежде всего уметь просто читать,писать, без всяких ТС обучения и осознать основы математики, физики, химии и т.д. Без такого предмета, как черчение не могут обойтись даже тотальные слепые - проверено и доказано на личном опыте.

        Оценка статьи: 1

        • Вячеслав Озеров, я не могу "рассказывать о любых методиках" - таких методик НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Я могу только мечтать о том времени, когда детей в любых школах будут учить люди, которые владеют современными технологиями.
          И здесь не обо мне речь, я-то всё смогу с помощью Excel, а вот Вы - нет и поэтому считаете компьютер игрушкой.

          • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 13 октября 2012 в 12:19 отредактирован 14 октября 2012 в 22:18 Сообщить модератору

            Марианна Власова, А кто Вам сказал, что я не пользуюсь Excel и считаю компьютер игрушкой - плохо читаете мною написанное.

            Сегодняшние педагоги в достаточной степени пользуются современными технологиями. Но это не значит, что если ребенок, пришедший в 1 класс ", лихо бацает на клавиатуре ПК" (из реального разговора мамы с директором школы), ребенок не должен освоить в 1 классе письмо с помощью бумаги и ручки. А мама, сказавшая о "бацание", считает это лишнее, похоже, что и Вы так считаете. Если так, то обоснуйте.

            Оценка статьи: 1

            • Вячеслав Озеров, сегодняшние педагоги в недостаточной степени пользуются современными технологиями в обучении детей, им не хватает как знаний, так и технического оснащения. Всё, что я хотела сказать, я сказала. Если Вы плохо прочитали, объяснять не буду.

  • София Хагал Читатель 11 октября 2012 в 16:48 отредактирован 11 октября 2012 в 17:23 Сообщить модератору

    Да, я в курсе, что брайлем все пишется в одну строку, довелось попользоваться.

    Просто автор статьи предлагает по сути отказаться от брайля, отправив ребенка в обычную школу, но запись формулы по брайлю в одну строку существенно более информативна, чем чтение этой формулы вслух. Если взять ту же формулу корней квадратного уравнения, то по брайлю она будет писаться с указанием начала дроби, знака начала подкоренного выражения, окончания подкоренного выражения, черты дроби, конца дроби. А зрячие не произносят все эти нюансы. То есть ребенок по сути будет догадываться о "строении" формулы телепатически, слушая на уроке зрячего учителя с объяснениями для зрячих детей. Это раз. А второе, на что я попыталась указать, это на то, что не используя опоры на черновик (по брайлю ли, ручкой на бумаге) ребенок не научится производить вычисления и вообще элементарно математике, физике и прочим точным наукам.

    • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 12 октября 2012 в 00:01 отредактирован 12 октября 2012 в 00:03 Сообщить модератору

      София Хагал, меня, как человека, посвятившего себя воспитанию ребенка, слепого с рождения, и понявшего всю мудрость тифлопедагогического подхода в воспитании слепых, принятого сегодня в России, очень пугает сегодняшняя тенденция т.н. инклюзивного образования.

      Мой личный 27 летний опыт, воспитания слепого сына, повторяемый сегодня на слепом пасынке, опыт других слепых детей, да и если правильно говорить, то более чем 130 летний российский опыт систематического образования слепых говорит, что без Брайля слепой не сможет получить полноценного образования, необходимого для самореализации. Какие бы ТСО не были бы. Самые главные ТСО - это прибор для письма по Брайлю, грифель, белая трость, приложенные к собственной голове.

      Все остальные ТСО, а их в настоящее время огромное число…. Например, сегодня меня навестил сын (с ночевкой) и попросил постирать жилетку. Так «выгребая» из его карманов нашел (с его разрешения): три разных плеера (для аудиокниг, для рабочих текстов – которые он редактирует, для музыки), два переносных винча, еще какие-то другие компьютерные «мульки» и т.д. и т.п. - всего на 1,2 кг. Отмечу, что среди всего был прибор для письма (узкий) и грифель.

      Так вот, все остальные ТСО, нужны будут слепому, если он получил нормальное образование, а оно возможно только в условиях СПЕЦИАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ. Даже в Швеции, ещё в 70-х годах отказавшейся от специальных школ, специалисты согласны с этим.

      К сожалению, тенденция сегодняшних российских родителей к минимизации умственных и физических затрат ребенка при обучении, особенно если ребенок с проблемами, идет только во вред ребенку.

      Оценка статьи: 1

  • Прочитала статью с вниманием, но смею заметить, что данный вариант подходит для изучения гуманитарных наук. На самом деле сложнейшие технические формулы невозможно прочитать так, чтобы было понятно до последнего знака, как именно расставлены буквы и цифры в формуле. Простой пример - дробное выражение. Не, не простенькие "одна вторая или икс делить на три". К примеру, формула для нахождения корней квадратного уравнения. "Минус бэ плюс минус корень квадратный из бэ квадрат минус четыре а цэ и все это делить на два а". Великолепно. Все всё поняли? Именно так читают эту формулу на уроке и именно так заучивают ее зрячие дети. Теперь - слепой ребенок должен разобраться что же именно делить на два а. Подкоренное выражение? О да, а что же у нас относится к подкоренному выражению? Мы берем квадратный корень из бэ? или же из бэ квадрат? или из бэ квадрат минус 4? Ой, нет, из бэ квадрат мы вычитаем произведение числа четыре, а и ц, затем берем корень из этого всего "дела"... Ладно. Слепому ребенку растолковали, как это делается. Ура, теперь задача этому же слепому ребенку - используя вышеперечисленные предметы - сканер, компьютер, печатную машинку - решить примеры, задаваемые домой. Нет, не записать решение. РЕШИТЬ. Нет, не прослушать решение. РЕШИТЬ. То есть ребенок должен в уме подставить значения а, бэ, цэ в пример, затем произвести вычисления, а потом уже записать это все в компьютер. Нереально.
    Формулы не существуют "на слух". Формулы существуют на бумаге. Считают люди на бумаге - брайлем или ручкой.
    Решая задачи, мы не сразу записываем готовое решение. Мы записываем его на черновичке - мы думаем на черновике. Почему в младших классах детям запрещают считать в уме? Потому что ум не способен удержать сразу несколько вещей - ребенок теряет цифры. забывает, вычитал он или умножал. А как это будет делать слепой ребенок без брайля? Без опоры? Писать и сразу читать решение - вот для чего нужны черновики.

    • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 11 октября 2012 в 11:13 отредактирован 11 октября 2012 в 11:32 Сообщить модератору

      София Хагал, Вы абсолютно правы. Зрячий ребенок воспринимает "плоский" текст в двух координатах на плоскости листа - он сразу видит: левую, правую, верхнюю, нижнюю часть записи (слова, математического выражения, формулы), а незрячий брайялист может «видеть» лишь последовательность символов в ОДНОЙ СТРОКЕ: слева направо (а пишет наоборот – справа налево ). Т.о. для него любая запись: что простой текст, что 5-ти строчный нотный стан, что N-этажная формула (математика, физика, химия..),пишется в одну строку. Т.е. слепой способен воспринимать любую письменную информацию только в одной координате.

      Подавляющее большинство зрячих, наблюдающих слепого, читающего по Брайлю, не учитывают эту особенность. Этого не «понимают» даже многие родители слепых детей. Что мешает им помогать своим детям в учебе.

      В завершение хочу сказать, что жизнь слепых, наличие среди них людей, обладающих выдающимися способностями в различных областях: музыке, математике, лингвистике, программирование и др, показывают неограниченнсть человеческого мозга. Необходимо лишь с раннего детства способствовать его развитию. Но не методами "раннего развития" по Гл. Доману.

      Оценка статьи: 1

  • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 7 июня 2009 в 20:46 отредактирован 8 июня 2009 в 17:19 Сообщить модератору
    Где учиться незрячему ребенку.

    Не знаю, является автор родителем незрячего ребенка, а если является, то какого: слабовидящего или брайелиста, но хочу с ним поспорить, так как имею личный опыт в решении проблем обучения тотально слепых детей.
    1. «…но ни в одном европейском государстве, а уж в США и подавно, практика обучения незрячих детей в специальных школах-интернатах не применяется…» - специальные школы с интернатами действовали и продолжают действовать в Германии, Финляндии США и других странах Европы, Азии, Америки. Специализированные образовательные учреждения (школа, реабилитационный центр, институт слепых) с интернатами действовали и действуют во всех странах, имеющих развитую систему систематического образования и заботящихся о необходимом и достаточном развитии и образовании незрячих детей. Другое дело, что во многих странах сама система систематического образования, направленная на подготовку ребенка к профессиональному образованию, не такая единообразная, как в нашей стране. Во многих странах (Германии, Франции, США) дифференциация способностей ребенка (в части его будущей профпригодности) происходит уже на этапе начальной школ, что однозначно определяет путь его дальнейшего обучения. Мы ещё до этого не дошли.
    2. Если родители отдают своих детей в школы-интернаты из-за жалости, то мне очень жаль детей.
    3. «получит некачественное образование, звучит довольно резко, но отчасти это правда» - к счастью это неправда. Готов утверждать, что подавляющее большинство сегодняшних коррекционных школ дают более качественное образование, чем массовые школы (даже если её назвали гимназией), и это можно будет явно увидеть по результатам ЕГЭ.
    4. «не всегда задумываются о последствиях постоянного пребывания в такой школе» - рекомендую почитать «Беседы с родителями незрячих детей»
    5. «..Для успешной интеграции ребёнка в зрячую среду и успешного его обучения в массовой школе пригодится техника» - да, но только со следующими оговорками.
    5.1. Печатная машинка – извините, но это 100% не понимание процесса развития и обучения детей (неважно зрячих или незрячих). Прежде чем научиться печатать, ребенок должен сам, научиться писать и читать. Для слепых используется шрифт Луи Брайля. Для слепого человека (ребенка), умеющего читать и писать брайлем, не надо специальной клавиатуры ни на пишущей машинки, ни на компьютере – он легко к 10 – 14 годам может освоить зрячую клавиатура. Владение письмом по брайлю ему всегда будет нужно, как и зрячему нужна ручка, карандаш и лист бумаги.
    5.2. « Магнитофон для начитывания (записи) учебного материала» - приводит только к потери времени в дальнейшей расшифровке записей и неоправданным надеждам, на т.н. «звуковой конспект», который позволяет во время записи невнимательно слушать педагога (лектора).
    5.3. «Компьютер (или даже ноутбук). Это вообще универсальное чудо техники.» - согласен, т.к если бы не было компа, то сегодня слепые практически не смогли бы качественно учится в ВУЗЕ. Но, комп не заменяет ни конспекты, записанные брайлем, ни «звуковой конспект», ни средство для плагиата. Комп – это мощнейший инструмент для того, кто сумел хорошо закончить школу слепых, используя брайлевские книги, учебники и записи. Любая замена чтения брайлевских книг для школьников,одними прослушиваниями текстов через магнитофоны, компьютеры, плейеоры и т.п. приводит к тому, что ребенок становиться не способным учиться в ВУЗЕ. В США в ВУЗАХ для всех студентов запрещено использовать ноутбуки на лекциях. И этому есть простое объяснение; научится печатать прослушиваемый текст «слепым методом» не долго и не сложно. Но при этом методе печатающий, чаще всего, не воспринимает содержательную часть, того, что печатает, а следовательно и …….
    5.4. «Сканер» - дополнению к компу и больше ни чего.
    5.5. «Незрячему выпускнику гораздо проще поступать в высшее учебное заведение после окончания общеобразовательной массовой школы, чем после окончания школы-интерната.» - совсем наоборот интеграция молодого незрячего человека в общество зрячих проходит легче после получения «нормального» (в кавычках) образования в специальной школе, нежели в период его обучения в массовой школе с «хорошо» (в кавычках) организованным интегрированным образованием.

    Оценка статьи: 1

    • Вячеслав Озеров, тема, конечно, дискуссионного характера, понятно одно - в школе, где обучение и воспитание детей налажено плохо, учиться плохо. И неважно при этом, спецшкола это или обычная. А по технике хочется поспорить.

      - Вы противопоставляете пишущую машинку и брайлевское письмо. Но приспособления для него, как правило, не относятся к технике (брайлевский принтер - вещь дорогая). Нужна ли пишмашинка в обучении детей - не знаю, на мой взгляд, нужно сразу осваивать клавиатуру компьютера. Ну, может быть, при его недоступности, рефераты в старших классах печатать на машинке можно.

      - Запись звукового конспекта на магнитофон или ноутбук гораздо меньше отвлекает от лекции, чем запись руками, будь то ручка, брайль или клавиатура. А как без него? По всем предметам есть аудио-учебники?

      - Конечно, не все учебные предметы можно воспринять на слух. Но это в школе, а дальше незрячие, как правило, выбирают такие направления деятельности, где можно обойтись без формул, чертежей, географических карт - причем, думаю, это временно, брайлевские экраны совершенствуются и уже придуманы такие, на которых всё вышеперечисленное можно просто нащупать.
      Мне кажется, владение брайлевским письмом становится таким же анахронизмом, как сейчас владение каллиграфией при наличии компьютера. Единственно, для чего оно нужно - чтобы дети знали, как пишутся слова. А это расскажет и электронный чтец при соответствующих настройках, как Вы писали в этой ветке.

      - Ноутбуки запрещены в вузах США? Первый раз слышу, там даже с бутербродами на занятии можно расположиться. Но если это так, может, чтобы студенты потом лекциями не торговали или не отвлекались, делая вид, что конспектируют? Или из соображений безопасности. А вот в Африку завозят дешевые - для того чтобы школьники обучались с их помощью, не имея других учебников, кроме электронных. И задания получают с учительского компьютера, и выполняют там же, чем плохо?

      - Сканер - не просто дополнение к компу, это замечательная вещь, позволяющая незрячему читать любые тексты с листа бумаги. Сканируется, распознается - и готов электронный текст. Сейчас стали программы распознавания встраивать даже в телефоны (смартфоны) - сфотографировал, запустил программу, телефон голосом сообщит, что там было написано.

      - По последнему тезису - если ребенка правильно учили и правильно к нему относились в школе, то и в институте ему будет легко. Но при прочих равных условиях - чем раньше он войдет в зрячее окружение, тем проще ему будет в нем потом. И не забудьте - это надо не только конкретным незрячим детям. Это надо всему обществу - не закрывать их в спецшколах, не изолировать, знать, что рядом есть люди, которым нужно вовремя подсказать, что требуется.

      У нас же звуковые светофоры разбивают! Даже водители не знают, что такое белая трость! Не говорю уже о том, что на остановках от незрячего отходят подальше: вдруг денег попросит или проводить... Или наоборот, хватают и тащат, когда не просит.
      Слабовидящие - отдельный вопрос. Ну не в состоянии многие окружающие понять, что человек может ходить без очков и палки, хлопать красивыми глазами и при этом не видеть ничего, когда входит в полутемную маршрутку, не видеть, что именно ему протянули деньги, которые надо передать за проезд...

      Так что давайте разъяснять, давайте выводить незрячих в свет, в общество, оно должно привыкнуть, мы сейчас только начинаем тот же процесс, что Запад еще в пятидесятые-шестидесятые годы.

      • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 9 июня 2009 в 04:48 отредактирован 9 июня 2009 в 08:05 Сообщить модератору

        Ув. Марианна, я, как и Вы, имею два высших образования: техническое – инженер конструктор-технолог ЭВМ (1976) и педагогическое – менеджер образования (1996), поэтому неплохо знаю технику (в свое время работал, как говорили, на передовых рубежах науки и техники) и систему образования (много занимался вопросами образования детей-инвалидов и, в частности, слепых детей). В 1985 году у меня родился слепой сын, который сегодня закончил магистратуру СПбГУ. Опыт воспитания своего сына я изложил в книге «Беседы с родителями незрячих детей» изд. АРКТИ 2007 г., которую можно купить или найти в Internete. Поэтому готов аргументировано спорить с Вами.

        читать дальше →

        Оценка статьи: 1

        • Вячеслав Озеров, всё это очень интересно, но несколько категорично.
          Невозможно и не нужно делать однозначные выводы в отношении чего-либо, что попадалось в личном опыте. Опыт может быть разным и в меняющихся обстоятельствах и для разных людей срабатывают совершенно разные вещи.

          Тот, кто уже умеет ходить по улицам с одной белой тростью, конечно, будет испытывать трудности в освоении какого-нибудь технического наворота. А поздноослепший, например, охотно возьмется осваивать какую-нибудь камеру, преобразующую изображение в звук (VOICE). Ну, а что касается зависимости от нее - так и к белой трости человек привязан... Давайте запретим складные, а то вдруг резинка лопнет и человек останется без нее. Давайте очки делать небьющиеся и т.д.

          Я нигде не говорила о том, что незрячие должны избавляться от помощи и поддержки зрячих, наоборот. Я за то, чтобы зрячие понимали, что их помощь может понадобиться и что оказать ее нетрудно, а незрячие избавлялись как от комплекса "я обделен судьбой, мне все должны помогать", так и от комплекса "мне никто не нужен, я могу абсолютно всё то же, что остальные" (чему учит их А. Любимов, мы с ним уже беседовали тут на нашем сайте). Остальные - они тоже разные, и кто-то по канату ходить может, а кто-то из-за радикулита наклониться не в состоянии и т.д. Вокруг нас с мужем множество зрячих и незрячих ничего не понимает в компьютерах и мы постоянно консультируем и помогаем и тем, и другим.

          Знаете, по поводу "тряски руками" - вообще-то нонсенс. Что мешает дать ребенку пластилин?? Научить мастерить что-нибудь? Родительская лень? Да мало ли дел можно сделать, слушая книгу? Мой слабовидящий муж это делает целый день - на работе, налаживая компьютеры, дома, руки при этом заняты чем-то полезным.

          Вы пишете: "Сегодня в школах слепых достаточно компьютеров (в т.ч. с брайлевским принтером)". Ох, Вашими бы устами. Где достаточно, в Питере?

          Для того чтобы незрячий мог воспользоваться электронными текстами на компьютере или смартфоне, ему совершенно не нужно уметь писать и читать по Брайлю. Поздноослепшие же не умеют и воспринимают всю информацию на слух.

          У нас в городе светофоры "верещат" достаточно нежно и в близлежащих домах их уже не слышно.
          Вандализм, бескультурие - это не может быть "культурой народа", воспитанные люди так себя не ведут и это закладывается с детства. Я не призываю воспитать в людях гуманизм, чтобы 85% студентов ринулись помогать незрячим сокурсникам - альтруизм вообще заложен генетически, он или есть, или нет. Но в правилах приличия должно быть: инвалиду - помочь, а не таращиться как на неведому зверюшку. У нас отношение к инвалидам формировалось на государственном уровне такое: мы вам пенсию дадим и интернаты построим, сидите, не высовывайтесь. Теперь заговорили о безбарьерной среде, депутаты делают политический (и не только) капитал на благотворительности, а люди по-прежнему шарахаются.

          • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 9 июня 2009 в 14:12 отредактирован 9 июня 2009 в 20:31 Сообщить модератору

            Ув. Марианна Власова, я согласен, что личный опыт вещь не передаваемая, но знания, приобретенные на практике, а также почерпнутые из опыта других семей с детьми - инвалидами, с которыми я более 20 лет общаюсь, дружу, переживаю удачи и поражения, позволяют мне говорить по таким вопросам достаточно категорично.
            читать дальше →

            Оценка статьи: 1

          • Еще одно: «перечитать любой фрагмент», читать «в своем темпе» как раз позволяют программы озвучивания текстов. За техническими устройствами - будущее тифлопедагогики, даже если прямо сейчас педагоги к этому не готовы.

            • Ув. Марианна Власова, а Вы можете мне - неразумному, аргументировано бъяснить, в чем принципиально отличается тифлопедагогический подход к образованию незрячего ребенка от просто педагогического подхода к образованию зрячего ребенка и почему во втром случае будущее за техническими устройствамит обучения.

              Оценка статьи: 1

              • Вячеслав Озеров, я не говорила здесь об обычной педагогике, хотя считаю, что и в ней надо применять технические средства обучения.

                • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 9 июня 2009 в 15:42 отредактирован 9 июня 2009 в 15:45 Сообщить модератору

                  Ув. Марианна Власова, тяжело разговаривать (спорить) с человеком. который уходит от ответа на прямой вопрос.
                  А в части внедрения и организацией применения ТСО в учебном процессе я занимался с 1968 года по 1975 год в ЛИТМО, затем в 1993-1995 годах, работая в школе слепых. По моей инициативе в начале 90-х годов в Ленинградской школе для слепых детей, появился первый класс с компьютерами, оборудованных программой экранный чтец.

                  Оценка статьи: 1

                  • Вячеслав Озеров, а как я должна отвечать на прямой вопрос "в чём принципиально отличается подход", если я не считаю, что он должен отличаться?..

                    Ваш опыт и заслуги впечатляют, и будет хорошо, если Вы расскажете о них в собственном блоге - статьями или сообщениями. Справа вверху у Вас есть ссылки "Добавить статью" и "Добавить сообщения в блог".

                    • Вячеслав Озеров Вячеслав Озеров Профессионал 9 июня 2009 в 20:06 отредактирован 9 июня 2009 в 20:11 Сообщить модератору

                      Ув. Марианна Власова, Вы правы, он принципиально ни чем и не отличается. Поэтому дети в школах слепых учатся по программе на 100% аналогичной программе массовой школы. Но есть нюансы, например, в темпе освоения учебного материала на начальной и общей ступени (вместо 9 – 10 лет), в обязательном проговаривании учителем всего того, что пишется на доске; в приемах, методиках и учебных пособиях, позволяющих незрячим освоить отдельные разделы учебных предметов; в последовательности и детализации излагаемого материала и т.п. Таких отличий можно найти практически по каждому предмету и на каждом уроке. Обеспечить применение этих нюансов в учебном процессе специализированной школы не составляет труда. А вот их систематическое применение в обычной школе (ради 1-2 учеников) будет не нужной дополнительной нагрузкой для учителей. Как бы к этому Вы или я не относились. Как говорил Ходжа Насреддин, сколько ни говори сладко, сладко во рту халва не появится. Поэтому прежде чем рекомендовать обучение незрячих детей в массовой школе, надо быть уверенным, что там будут созданы необходимые условия обучения. У вас есть гарантии? Или Вы уверены, что внедрение современных ТСО, этому будут способствовать? А вот мой опыт говорит, что НЕТ - такой ребенок не сможет полноценно пользоваться ТСО из-за различным мелких неувязок, недоработок и т.д. Я уверен, что даже при суперсовременных ТСО, незрячий ребенок не сумеет получить в массовой школе необходимое и достаточное обучение, позволяющее ему затем получит достойное профессиональное образование. Так стоит ли овчинка выделки? Или Вы готовы толкнуть родителей на эксперимент? А не страшно за судьбу ребенка?
                      А за предложение спасибо, будет готов материал, так пришлю.

                      Оценка статьи: 1

                      • Вячеслав Озеров, у нас племянница училась, пока операцию не сделали, в спецшколе. Та же самая картина, что Вы описали. Преподают зрячие учителя, ничего не проговаривают, ничем не интересуются, отношение такое: все равно дети инвалиды, пенсия у них будет, чего напрягаться, головы им забивать... Слабовидящие над тотальниками шутки шутят, дети есть дети, их воспитанием надо заниматься в любой школе. Люди есть люди, где бы они ни работали, важна ответственность за свое дело.

      • О, я нашла, почему запрещают ноутбуки в вузах США. Как я и предполагала, они там в Интернете сидят, а не лекции слушают.

        • УВ. Марианна Власова, заблокировать любой способ передачи Интернета на территории Вуза (аудитории) в США научились уже давно, а вот бездумная машинопись является основой запрета использования ноутбуков. Запись конспекта требует от слушателя умение слушать. перерабатывать услышанное и делать краткую запись, об услышанном. Результат записи конспекта аналогичен результату самостоятельной подготовки шпаргалки к экзамену - овладению знаниями. При печати слепым методом этого не достигается.

          Оценка статьи: 1

          • Вячеслав Озеров, а Вы можете, как я, подтвердить ссылкой свои слова "бездумная машинопись является основой запрета использования ноутбуков". Это - та причина, по которой лично Вы запретили бы ноутбуки в вузах США?

            Запись конспекта ничего не требует от слушателя, я еще помню лекции и скорость, с которой преподаватель выдает вещи, в которых невозможно разобраться с ходу. Сидишь и строчишь, а перед экзаменом разбираешь. И были бы в наше время нормальные звукозаписывающие приборы, как было бы удобно писать в конспекте только формулы, а слова потом прослушивать.

    • Вячеслав Озеров, если Вы чего-то не знаете об авторе, можно нажать на ее имя и прочитать на ее странице то, что она сочла нужным сообщить.

      Маргарита, попробуйте все же принять участие в дискуссии. Из письма можно по ссылке после слов "Для ответа на комментарий перейдите по этой ссылке" перейти прямо к тому комментарию, на который надо ответить, а потом найдите слово "ответить" - шестая ссылка "Табом".

  • Мария Карпенко Мария Карпенко Дебютант 1 ноября 2008 в 10:51 отредактирован 1 ноября 2008 в 10:54 Сообщить модератору

    Да, интегрированное обучение на Западе широко развито, а у нас оно в зачаточном состоянии. Я сама дефектолог, или как сейчас принято говорить, коррекционный педагог, 6 лет проработала в коррекционной школе. Я более чем хорошо знаю "изнанку школьного бытия". И, к сожалению, могу сказать, что наше общество еще не готово к подобным экспериментам. В педагогической среде сейчас многие об этом говорят, но дело не только в отсутствии или слабости материальной базы и соответствующих программ. Проблема в людях. Приди ребенок с каким либо нарушением в массовую школу..да его заклюют сразу! Не любит еще наше общество не похожих на себя людей, иных, а особенно, когда его отличие сильно выражено и традиционно у обывателя считается "дефектом". И есть интегрированные классы в массовых школах. Но дети в них забитые, часто озлобленные. Держатся особняком.
    Я не говорю, что чисто коррекционные заведения - это плохо, но ПОКА это единственная оптимальная форма обучения и коррекции для тех, кому это нужно.

    • Да, совершенно верно, Мария. Чтобы дети, чем-то отличающиеся (хоть чем, хоть заиканием или тиком), могли учиться вместе со всеми, нужно соответствующее отношение взрослых, настоящих психологов, а то учителя очень редко такую функцию готовы выполнять. читать дальше →