• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Профессионал

Как научить ребенка выражать свои мысли?

Заставить ребенка думать, правильно формулировать свои мысли и выражать их словами невозможно. Мозг развивается, только решая поставленные перед ним задачи, обыгрывая жизненные ситуации. Мы можем подать пример, разговаривая с ребенком сложно, с использованием большого количества слов, попутно поясняя их значение. Подбирать ему книги и фильмы, окружить интересными вещами. И можем подбрасывать задачи, так же не принуждая их решать, а облекая это в форму игры, активно участвуя самим, увлекая ребенка в интересный мир слов и мысли. Несколько таких игр и хотел сегодня вам предложить.

Найди одинаковое

Игра на внимательность, логику и абстрактное мышление. Берутся любые два предмета и по очереди называются их общие черты. Для начала можно брать близкие по параметрам, например, лимон и банан (оба фрукты, съедобны, желтого цвета и т. д.), а потом переходить к более сложным вариантам, не имеющим ничего, на первый взгляд, общего. Например, конфета и кружка. Их сделал человек, обе связаны с едой, поверхность покрыта краской, названия начинаются и заканчиваются на одинаковые буквы и т. п.

Скажи другими словами

Русский язык очень богат и выразить одну и ту же мысль можно по-разному. Простые варианты первыми приходят в голову, но каждый новый вариант обычно сложнее предыдущего.

 — Я есть хочу.
 — Скажи другими словами.
 — Когда мы будем кушать?
 — А еще как можно?
 — Сударь, когда вы соизволите пригласить нас к столу, а то уже сил нет?
 — Давай по-другому.
 — Обычно в это время мы ужинаем. Не вижу смысла нарушать эту традицию.

Сочиняем историю

Для этой игры понадобятся карточки с любыми картинками. Переворачиваем карточки изображением вниз и перемешиваем, как домино. По очереди берем картинку и придумываем предложение, логически связанное с предыдущими. Предложение должно быть сложным по строению и при этом легко визуализируемым. Например, подряд выпали карточки со скамейкой, вороной, девочкой и тучей:

«В одном заросшем парке стояла в стороне от центральных дорожек старая деревянная скамейка. Давно уже никто не сидел на ней, и только ворона, живущая на могучей липе по соседству, изредка пролетала мимо. Однажды вечером в этот уголок парка забрела маленькая испуганная девочка. Как только она присела на скамейку, из-за крон деревьев появилась страшная черная туча…»

Придумай предложение

Берем несколько слов и словосочетаний и пытаемся использовать их в одном предложении. Слова можно выбирать, наугад тыкая пальцем в любую книгу на случайно открытой странице или придумывая их друг для друга.

Предположим, вы выбрали «лес, стая птиц, белая береза, мальчик». Получилось: «Стая птиц, крича и нападая, прогнала мальчика от своей любимой белой березы, стоящей на опушке леса». Или: «Мальчик сидел, прислонившись спиной к стволу белой березы, и наблюдал, как над лесом кружится стая птиц».

Допиши стихотворение

Придумайте друг для друга первую строку или возьмите из любого известного детского стихотворения. Уверяю, будете поражены разбушевавшейся фантазией.

«Зайку бросила хозяйка,
Мы поймали негодяйку.
Обливали всю из лейки
И столкнули со скамейки».

«Оторвали мишке лапу,
А пришили медный прут.
И теперь его соседи
Терминатором зовут».

Дети — продолжение нас, и хочется, чтобы ребенок пошел дальше, был лучше, умнее, успешнее. Пусть так и будет, ведь помочь ему в этом в наших силах.

Статья опубликована в выпуске 12.07.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (13):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Олег Михайлец, извините за задержку с ответом. Надолго была отлучена от компьютера.

    Прочла:" Сейчас с ребенком одна проблема: как заставить держать свои мысли при себе, а не выкладывать их все подряд"
    Вы, это конечно, несерьёзно!
    Многое приходит к детям со стороны, и так интересно и неожиданно преломляется в их сознании.
    Приведу два примера разговоров с внуком. Может быть, Вам будет интересно?

    Мы с внуком в доме отдыха.
    Муравьишки, бабочки, лягушки занимают его более всего. Часами может наблюдать.
    Уже год как на ночь читаем ему вместо сказок журнал "Юный натуралист".
    Суёт мне что - то в руку.
    Лягушка !!
    Уловив моё отвращение, изумлённо спрашивает: "Тебе что,.... не нравится?"
    " Не очень"- признаюсь я .
    Тогда он звонко, негодующе:
    "Да ты тогда никогда не будешь юным натуралистом!"

    Рисует танки, самолёты, хвастает знакомством с другом отца - десантником.
    Ревную. Говорю,что тоже военнообязанная.
    Не верит. Пришлось показать военный билет.
    Но бабушка своя, привычная.
    Уважения хватило ненадолго.
    Предлагаю : "Есть знакомый курсант. Пойдём в военное училище, отнесём ему пирожки."
    На КП обратила внимание внука:
    " Видишь,честь отдал ?"
    А он мне на это пафосно: " А я свою честь никому не отдам!".
    Оказывается, по радио слушает не только сказки.

    Оценка статьи: 5

  • Олег Михайлец
    Мы можем подать пример, разговаривая с ребенком сложно, с использованием большого количества слов, попутно поясняя их значение.

    Не согласна с Вами. Мы со старшим ребенком как раз и разговаривали сложно, длинными предложениями, попутно поясняя очень многое. Когда, мы заканчивали предложение, мы сами забывали с чего начинали.

    В итоге, ребенок практически не говорил. а если и говорил, то кроме нас родителей его никто не понимал. И только когда появился второй сын, и мы стали говорить короткими фразами, наш Мишка заговорил. А ему уже было 3,5 года.

    Скажите, что ребенок отставал в умственном развитие? Нет ребенок просто не успевал за нашей быстрой речью.

    Слишком часто мы родители заблуждаемся, слушаем советы специалистов. А нужно больше слушать своё сердце и собственных детей...

    Оценка статьи: 3

    • Ольга Батырева,
      мы сами забывали с чего начинали
      А почему не стали чуть проще говорить? Процесс должен быть с обратной связью. Понимает - усложнять, не понимает - упрощать.

      А нужно больше слушать своё сердце и собственных детей.
      Статья написана на основе собственного опыта.

  • Людмила Ливина Людмила Ливина Профессионал 17 июля 2011 в 12:58 отредактирован 17 июля 2011 в 13:05 Сообщить модератору

    Олег Михайлец,статья замечательная. А я еще предлагаю игру в сочинение особых стихотворений - лимериков. Лимерик - это короткое сихотворение из пяти строк, организованный и узаконенный нонсенс, нелепица. Форма его придумана английским поэтом Эдвардом Лиром.
    Вот пример его лимерика:
    Жил да был старик болотный
    Вздорный дед и тягомотный;
    На колоде он сидел
    Лягушонку песни пел,
    Въедливый старик болотный.

    Первая строка содержит указание на героя(кто?) – «старик болотный».
    Во второй дана его характеристика(какой?) – « вздорный дед и тягомотный».
    В третьей и четвертой строке рассказ о том, что он делал: «на колоде он сидел, лягушонку песни пел».
    Пятая строчка предназначена для появления конечного нарочно экстравагантного эпитета "Въедливый старик"
    Первая, вторая и пятая строки рифмуются между собой; третья рифмуется с четвертой.
    Дети легко овладевают структурой и техникой написания таких лимериков.
    Особенно хорошо это работает в поездках, в очередях к врачу, когда ребенка нужно чем-то занять.

    Оценка статьи: 5

  • Олег Михайлец, спасибо за статью. Еще одна закладочка в голове при общении с внуками. Мне приятно и им полезно.

    Оценка статьи: 5

  • Олег Михайлец, отличная статья. Мы очень часто с дочей по дороге куда-нибудь играем в такие игры-говорилки. И действительно, фантазия поражает

    Оценка статьи: 5

  • Олег Михайлец, прекрасная статья.надеюсь, подвигнет молодых мам больше заниматься с малышом.
    Жаль, что читателей и комментаторов у таких статей в десятки раз меньше, чем у глупых и провокационных статей о взаоимоотношениях полов, В.Старостина к примеру.

    Оценка статьи: 5

  • Очень интересно

    Великолепная статья. Такой тренинг полезен не только детям.
    Хотелось, чтобы Вы развили это направление.
    Спасибо за статью.

    Оценка статьи: 5