• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Как люди изобретали и совершествовали колесо?

Едет по улице машина. И это кажется настолько привычным, что на нее не всегда обращают внимание. А уж тем более — на колёса, которые есть у каждого автомобиля или автобуса. Действительно, что необычного или такого интересного может быть в колёсах?

Роберт Бейтман, «Колеса» Фото: artchive.ru

Между тем изобретение человечеством колеса, случившееся ещё до нашей эры, многие специалисты считают важной вехой в истории техники и развития общества в целом. И вот что любопытно: колесо много веков после своего изобретения не менялось. Оно было всё таким же — деревянным, в ряде случаев — окованным по кругу железной полосой для надёжности.

Люди много чего делали, чтобы создать себе комфортные условия при езде в вечно трясущейся повозке (карете), но почему-то на колёса обратили внимание достаточно поздно.

Из архивных источников известно, что летом 1846 года в Лондоне появилась странная карета некоего Роберта Томсона. Странным в ней было то, что передвигалась она довольно тихо.

При ближайшем рассмотрении выяснилось, что Томсон придумал для своего транспортного средства невиданные доселе шины. Он взял тонкие резиновые трубки, накачал их воздухом и сверху обтянул кожей.

Роберт Уильям Томсон
Роберт Уильям Томсон
Фото: ru.wikipedia.org

Томсон достаточно лихо передвигался на таких шинах по городу, но ровно до того момента, пока не случился первый прокол, а потом — второй, третий, и так далее… В общем, новые шины были признаны малоперспективными, и о них скоро позабыли.

Спустя несколько лет после этого в обиходе появились цельнолитые резиновые шины. Весили они довольно много, однако при их использовании появился определённый комфорт. И ещё — тишина.

И этот момент способствовал тому, что поначалу в прогрессивной Америке такие цельные резиновые шины были запрещены. Соображения властей на этот счёт были простыми: экипаж с резиновыми шинами подъезжает тихо, и человек может попасть под колёса, даже сам того не желая.

Эта проблема была актуальна для любой страны, но в России к ней подошли деликатно и не стали ничего запрещать. Просто обязали владельцев экипажей с резиновыми шинами повесить на свои транспортные средства специальные знаки, и всего делов-то.

Технический прогресс, тем временем, не стоял на месте. И в плане улучшения колеса значительную роль сыграли велосипедисты. Они также передвигались по улицам городов без всякого комфорта, за что велосипед иногда называли «костотряс».

Однако в 1865 году конструктор Тефенон установил на свой велосипед массивные резиновые шины, и это стало большим достижением на тот момент.

В 1878 году французский изобретатель Трюффо приладил на велосипед трубчатые толстостенные шины. Это был ещё один шаг вперёд. Теперь шины можно было накачивать. Однако шины Трюффо получились довольно тяжёлыми, и с этим надо было что-то делать.

Джон Бойд Данлоп
Джон Бойд Данлоп
Фото: ru.wikipedia.org

Следующим шагом стало появление шин Джона Данлопа (Дэнлопа). Этот человек, вообще-то, ветеринарный врач по образованию, поначалу заполнял шины велосипеда водой. Ездить на них было помягче, чем на просто железных колёсах, но всё равно неудобно.

Затем наш изобретатель придумал для велосипеда своего сынишки тонкостенные шины, снабжённые, к тому же, вентилем. А вдобавок к этому Данлоп быстренько соорудил и воздушный насос. Всё это дело он запатентовал, и сейчас его фирма «Dunlop tires» известна во всём мире.

Однако первые шины Джона Данлопа всё ещё были несовершенными. В частности, они крепились к ободу колеса с помощью клея.

В 1890 году конструктор Бартлет выпустил шину, которая надевалась на колесо, а не приклеивалась. Для этого он придумал делать на колесе обод. После этого колесо — что велосипедное, что автомобильное — приобрело привычные нам формы.

Как люди изобретали и совершествовали колесо?
Фото: Depositphotos

Однако на этом улучшение колеса не закончилось.

  • Например, появились колёса, где вместо спиц были пружины.
  • Для борьбы с проколами изготавливались шины, наполненные мелкими шариками внутри или пористой резиной.
  • А ещё одна крупная фирма выпустила шины, внутри которых был… мелкий пенопласт. И вроде бы такой вариант показал себя неплохо в эксплуатации, но весили такие шины почти в 3 раза больше обычных, и потому в серию не пошли.
  • Ещё появились шины с несколькими камерами внутри. Прокалываешь одну — не беда, подкачиваешь другие сильнее и едешь дальше.

В 1959 году в Америке были запатентованы… квадратные колёса. Вроде бы нонсенс, но оказалось, что они меньше буксуют и прекрасно преодолевают снег и грязь. На таких колёсах одно время даже ездили американские полярники.

Позднее появились шагающие колёса, складные колёса, нерастягивающиеся колёса (без спиц), колёса, накачивающиеся азотом, раздвижные колёса и так далее…

Так что колесо — это вам не просто так.

Статья опубликована в выпуске 20.07.2021

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 20 июля 2021 в 04:09 отредактирован 20 июля 2021 в 04:13 Сообщить модератору

    .
    Вы этой статьёй наступили мне на больную мозоль.В Кишинёве на даче у меня был сосед - хирург на пенсии и любитель колёс как я. Меня восхищает самая долгоигающая конструкция велоколеса со спицами. Попытки её тюнинга пока безуспешны.Но почему до сих пор нет бескамерных покрышек, как для автомобилей? ...После войны для игры в лапту(гечто вроде бесбола)мы делали мячи из гусматика - наполнителя покрышек колёс фронтовых авто. Почему такие наполнители не получили развития в мирное время? На лесной свалке увидел буквально в разрезе покрышку для колеса...тачки с таким гусматиком. Я думаю, что для гоночных великов можно бы создать покрышки из спецрезины с хорошей натяжкой на обод.Хорошо накаченная такая покрышки довольно жёсткая, как цельная резина. Конечно, нужен корд. Оценка: 5+