• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Магдалина Гросс Грандмастер

Что такое узкоколейка и для чего она нужна?

Узкоколейная железная дорога… Наверняка многие слышали это словосочетание. Но далеко не все представляют себе, что это такое и зачем такие дороги вообще были нужны.

Тепловоз ТУ10 Фото: Vasiljev Sergei, общественное достояние

Железная дорога — это ещё понятно. Но почему она должна быть узкоколейной? Неужели обычные железные дороги кого-то не устроили? Или, может быть, они стали не так удобны? Или на рельсах решили сэкономить?

Если попробовать ответить на эти вопросы, то начать лучше с последнего: естественно, что обычная железная дорога — такая, к которой мы привыкли, намного удобнее. Вот только на рельсах экономить никто не собирался, хотя затраты на изготовление узкоколейных рельс были, однозначно, меньше.

В то время как железнодорожный транспорт продолжает развиваться, век «узкоколеек» в истории железной дороги потихонечку подходит к концу. Вагонов для таких дорог уже давно не выпускают, тепловозов и подавно. Так что если вам удалось увидеть где-то узкоколейную дорогу — считайте, что повезло. Их сейчас осталось очень мало. По пальцам практически можно посчитать!

Рельсы обычной и узкоколеечной железной дороги
Рельсы обычной и узкоколеечной железной дороги
Фото: Магдалина Гросс, личный архив

С чего начать? Наверное, с локомотива. Ведь любой поезд, из каких бы вагонов он ни состоял и по какой бы дороге ни ездил, тянет электровоз. Или дизельная силовая установка. Или тепловоз. Или паровоз.

Стоп, стоп! А разве паровозы ещё где-то используются? Их ещё окончательно не списали в утиль?

В наше время, конечно, паровозы по железной дороге не бегают. В основном на узкоколейках трудятся тепловозы и мотовозы (последних значительно меньше). Да и вагончики там поменьше. Они не так тяжелы, чтобы для их перемещения привлекать электропоезд.

Ответ на самый главный вопрос, зачем нужно было строить узкоколейки, таков: чтобы обслуживать торфо- и лесоразработки, рудники, шахты. Большинство узкоколеек было построено в сталинские времена, я думаю, что объяснять почему — смысла нет.

Использовались ли узкоколейные железные дороги для нужд обычных людей? Да, использовались. Почитайте «Мещерскую сторону» К. Г. Паустовского. Когда он писал это произведение, то частенько пользовался именно узкоколейной железнодорожной веткой. И дело тут не в романтике. Просто обычные вагоны по болотам не пройдут. А узкоколеечные, которые намного легче, пройдут. Учитывая то, что многие люди жили в отдаленных от больших городов населенных пунктах, добраться до них можно было только по узкоколейке.

Фото: Магдалина Гросс, личный архив

Иногда нечто подобное можно увидеть и в наши дни. Например, на Урале, в Свердловской области есть село Калач и располагающаяся рядом с ним деревня Березовка. Ни на каких даже самых шикарных автомашинах туда не проехать. Вездеход — и тот застрянет. А вот по узкоколейке, которая представляет собой 170 км пути — очень даже можно.

Те, кто увлекается пешим туризмом, так и делают: от г. Алапаевска едут по лесной и болотистой местности ночным поездом до нужной станции, потом высаживаются и разбивают лагерь. Романтика чистой воды! Ни компьютеров, ни мобильников, ни планшетов. Да и зачем они нужны туристу, спрашивается? Интернета в той местности нет. Разве только в электронные игры с самим собой поиграть? Так в те места не для игр едут, а за приключениями и единением с природой.

Вагончики бывают разными. В основном, конечно, внутри они имеют сидячие места. Но бывают такие ситуации, когда людям надо ехать ночью. Для таких случаев, оказывается, есть… — вы ни за что не поверите! — спальные вагоны! Плацкарты там расположены только по бокам. Может быть, это не совсем удобно, но в любом случае, это лучше, чем ехать всю ночь сидя.

Интерьер вагона ВП750
Интерьер вагона ВП750
Фото: ТД. КМЗ, по лицензии CC BY-SA 3.0

Теперь насчёт самой дороги. Езда по узкоколейке может показаться немного дискомфортной. Поезд не набирает большой скорости. Даже на малой его во время пути постоянно трясет и качает. Так и кажется, что вагончики сейчас соскочат с рельсов. Но такое случается редко. Всё-таки машинистов на узкоколейную дорогу выбирают достаточно опытных. Те же, кто привыкает к вождению небольшого тепловоза, который спокойно проходит по болотистой и топкой местности, возвращаться к «нормальной» железной дороге часто не хотят.

Романтика захватывает!

Статья опубликована в выпуске 26.05.2023

Комментарии (7):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Был уверен, что узкоколейная железная дорога используется только для обеспечения нужд промышленных предприятий-гигантов. После прочтения Вашей статьи, Магдалина Гросс, буквально ощутил ветер странствий. Погода располагающая, все, кто знает, что такое туризм, точно взяли на заметку достопримечательность Свердловской области. Может быть, подскажите: с животными пассажиров там возят?

    Оценка статьи: 5

    • Добрый вечер, Карл-Август.
      Насчёт животных - не знаю, я писала со слов бывшей однокурсницы, которая достаточно долго проживала в Свердловской области. Сама живу в Нижегородской области, буквально в пригороде от Нижнего. У нас раньше тоже были узкоколейные дороги, и поезда на них, к сожалению, очень часто сходили с рельсов.
      Конечно, на предприятиях такие дороги тоже ещё сохранились, но их осталось очень мало.

      • Магдалина Гросс, а я нашел официальный сайт Алепаевской узкоколейной железной дороги, там есть контакты, потому выяснить вопрос о проезде четвероногих у меня и всех желающих труда не составит. Большое Вам спасибо за подсказку такой интересной достопримечательности. Не первый Ваш материал, посвященный железной дороге читаю, с большим удовольствием.

        Оценка статьи: 5

  • Владимир Голубков Владимир Голубков Грандмастер 26 мая 2023 в 17:40 отредактирован 26 мая 2023 в 17:43 Сообщить модератору

    Утверждение автора: "Вот только на рельсах экономить никто не собирался, хотя затраты на изготовление узкоколейных рельс были, однозначно, меньше..." не совсем справедливо, поскольку узкоколейки строились для местных транспортных путей ИМЕННО ИЗ-ЗА ЭКОНОМИИ. Сооружение узкоколейки обходилось в разы дешевле строительства полноценной стандартной колеи 1520 мм, только и всего! Рельс был тот же метраж, насыпь со сложным "пирогом" игнорировалась, полотно укладывалось практически прямо на грунт, вместо шпал использовали всё. что попадалось под руку в лесу, кругляк и прочее. Узкоколейка ведь дорога временная, а лёгкий подвижной состав позволял с грехом пополам ползать по такой "времянке". Когда начали использовать большегрузные автомобили, узкоколейки ушли в прошлое.
    Хотя, конечно, для романтики, остались ещё несколько узкоколеек в "медвежьих углах", да в Детских парках, тут никто с автором спорить не собирается.

    Оценка статьи: 5

    • Владимир Голубков, поддерживаю Вас в части сравнительной дешевизны и простоты строительства узкоколейки. Яркий пример тому Корчагинская времянка, которую срочно протянули для доставки дров замерзающему Киеву. А после выполнения разовой функции постепенно разобрали. Только в лесу остался малый след.
      А Вам, Магдалина, отдельное гран-мерси. Я, собственно, как только заголовок увидал - сразу Боярку вспомнил.

      Оценка статьи: 5

    • Владимир, спасибо Вам за такой обстоятельный комментарий.
      Узкоколейные рельсы и вагончики находятся в самом конце музея под открытым небом. Когда мы уже собирались уходить, пришла туда экскурсия. Молодая экскурсовод просвещала учеников, мы немного послушали тоже. Видимо, девушка располагала не очень достоверными знаниями, потому что эту информацию (что самым главным приоритетом была никакая не экономия, а именно то, что такая дорога проходила в труднодоступные места) мы узнали именно от неё. Она ещё так выразительно сказала, что, мол, во времена правления Сталина экономить на рельсах бы просто не решились - что даже в голову не пришло усомниться в её правоте.
      Что же... Бывает, и экскурсоводы ошибаются. Мне уже приходилось с этим сталкиваться.

      • То, что узкоколейки кое-где сохранились, действительно замечательно! Мне посчастливилось в своё время несколько раз проехаться по таким путям в Челябинской и Курганской областях. Путями их сложно назвать, скорее это были аттракционы. Среднее между американскими горками и комнатой ужасов. Дрезина шла как бедный парусник по штормовому океану, болтаясь из стороны в сторону, зато было интересно!
        В отношении романтики Вы абсолютно правы и спасибо за пробуждённые Вашей статьёй приятные воспоминания!

        Оценка статьи: 5