Есть много на свете мест — словно родинок на огромном теле планеты. До поры до времени на них не обращаешь никакого внимания. В самом деле, вот Москва, Париж, Нью-Йорк — это стоит того, чтобы выбраться туда, увидеть, может быть, даже и умереть. А кому нужна вся эта россыпь малонаселенных местечек: Тоншалово, Хохлово, Андога, Мякса, Раменье? Лет 30 народ рвался уехать из мест, подобных этим. И уезжал, нередко бросая в сторону тех сел и деревень какие-нибудь обидные и даже презрительные слова.
Наверное, мозги встают на место где-нибудь годам к сорока. Человек, намотавшись по городским углам, получив какое-никакое образование, возмужав и помудрев, вдруг понимает, что нет ничего плохого в месте его происхождения. Более того, там есть и такое, чего нет, не было и не будет там, где ты обосновался сейчас… Все мы откуда-то родом и из-под модного кепи и шарфа нет-нет да и торчит деревенская «морда валенком». Раньше ты это отвергал и прятал, а теперь даже начинаешь гордиться.
В это воскресенье в качестве объекта своего нового путешествия мы выбрали небольшой населенный пункт на карте Вологодской области — поселок Ирдоматка. Конечное место путешествия — святой ручей Бориса и Глеба, который по полученной нами информации должен располагаться именно в этом месте. Где точно, незнамо. Однако, как известно, язык и до Киева доведет. Тем более, и это было почти открытием для нас, Ирдоматка, оказывается, располагалась в 5−6 километрах от Череповца. При желании можно и пешком дойти.
Однако день оказался на редкость неудачным: лужи, скользко, над головой — больное серое небо. Машины нет, но есть деньги. Взяли такси, и, как оказалось, я очень удачно пошутил в адрес шофера:
— Я вот гляжу на вас и сразу вижу, что вы к Ирдоматке имеете самое непосредственное отношение.
— Конечно, — ответил шофер, ничуть не заметив иронии, — я в Ирдоматке 4 года электриком работал.
Опа-на! А вы, однако, психолог! Везет вам на хороших людей!
Мчим по шоссе на север. По сторонам можно даже не оглядываться — удручающий лунный пейзаж — как будто здесь когда-то жили люди, но потом, вследствие какого-то невероятного события, вроде падения астероида, все бросили и ушли.
Родник находится не в самой Ирдоматке, а немного в стороне, рядом с кладбищем. Если бы не таксист и его ирдоматский опыт, мы бы искали это чудо природы несколько часов. А так, двадцать минут — и мы на месте. Вот он журчит внизу, подходи и пей, сколько влезет. Родник оборудован по-церковному. Рядом иконочки висят. Неужели мы здесь одни?!
Ан нет. Не успели и водички набрать в специально взятые пластиковые бутылки, как раздался шум мотора. Небольшая «газель», сделав разворот, застыла на месте, как вкопанная. Через пару-тройку минут двери «газельки» отъехали в сторону, и из них вышли две девушки в халатах. Что-то негромко «чирикнув», они стали спускаться вниз, но не к родничку, а к деревянным купелям. Через несколько секунд обнаженные, ядреные, сочные девчонки погрузили свои тела в ледяную воду. Раздалось фырканье и довольное повизгивание.
В это же время молодые люди, доставившие сюда дам, с большими спортивными сумками спустились к роднику и стали набирать воду. Нам же несколько своих драгоценных минут уделила малюсенькая собачонка, которую мы сразу же назвали Микроб. Ей нестерпимо хотелось нас обгавкать, что она не без удовольствия и сделала, да так, что от нахлынувшей нежности хотелось ее взять на руки и расцеловать.
Что дальше? Миссия выполнена, но чувство чего-то неисполненного в этом мире осталось. Мы двинулись в Ирдоматку, а по пути рассмотрели выделяющиеся своими «дзотами» строящиеся в этих местах коттеджи «новых череповчан». Оказывается, жизнь здесь кого-то еще может привлекать. Значит, мы прошли мимо чего-то, да и не заметили.
На деревенской улице мы увидели старика, везущего что-то на санях. Рядом с ним бежали штук пять или шесть разного масштаба собак и что-то оживленно обсуждали между собой. Попадающиеся им навстречу люди шарахались в сторону.
Старик оказался в меру доброжелательным и словоохотливым человеком:
— Вы церковь здесь ищете? Здесь ее нет! Только если в Богослово идти. Раньше здесь рядом с родником часовня была. Бориса и Глеба. А сейчас ее нет, но собираются восстанавливать какие-то бизнесмены из Череповца.
Слово за слово, и оказалось, что интересный старик — из местных, бывший учитель труда одной из городских школ, сейчас доживающий свой век по месту своего рождения. Вместе с женой, когда-то работавшей в Череповце врачом. Тут же между нами пролетели какие-то две небольшого роста довольно улыбающиеся женщины.
— Ну что, поговорили? — спросил их старик.
— Поговорили, поговорили! — довольно защебетали они и пронеслись мимо нас.
— Свидетели Иеговы*! — сказал старик, которого, как оказалось, звали Виктор Алексеевич. — Скоро всю деревню в свою веру обратят. Их даже Римма в свой дом пустила. Она сроду никого к себе не пускала, а эти — прошли…
*Деятельность «Свидетелей Иеговы» запрещена на территории России
Вообще-то, первыми были Запорожцы - м 965 и 966. У них запаска под капо том спереди. А вот про Ниву с запаской спереди - я не слышал, спасибо за...