Один из ключевых моментов в направлении ручного творчества — использование натуральных и легко утилизируемых материалов. Эта особенность тесно связана с вопросами экологии, а также творческой свободой — независимостью от промышленных материалов, которые могут оказаться труднодоступными, потребовать излишних денежных затрат и создавать экологические проблемы, когда массовые издержки творчества превращаются в отходы.
Значимость ручного творчества, внедрённого в систему образования с учётом экологических, культурных основ и личных интересов детей, заключается в следующем:
Возможность самому делать необходимые вещи, а не покупать промышленные, серийного производства. Замена психологии потребления психологией созидания. Возможность в будущем частично обеспечивать свой материальный достаток, делая что-то на заказ, для продажи. Возможность приобрести навыки и умения, которым можно обучать самостоятельно своих детей в дальнейшем, не затрачивая деньги и время на занятия где-то. Возможность совместного творчества с родителями и со своими будущими детьми, что значительно укрепит семейные отношения. Развитие мелкой моторики (совокупности скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой при выполнении мелких и точных движений руками или ногами). Развитие образного мышления, когда необходимо представить форму изделия, процесс творчества и научиться вкладывать в это определённые чувства и мысли. Развитие логического, системного мышления, когда необходимо подобрать материалы, инструменты, подходящий способ изготовления предмета творчества, определить порядок действий, учесть многие взаимосвязи. Если говорить об особенностях реализации такого подхода к ручному творчеству, то стоит отметить следующее.
Поначалу занятия проводятся как дополнительные и оплачиваются родителями; родители также могут посещать эти занятия, занимаясь наравне с детьми. Проводят занятия мастера hand-made и сами учителя, хорошо владеющие тем или иным видом ручного творчества. Отбор мастеров для занятий проводит руководство школы и сами дети, ознакомившиеся с творчеством мастера и заинтересовавшиеся им. Перед занятиями в школе устраивается бесплатная для мастеров выставка-ярмарка, где можно познакомиться с мастерами и их творчеством. На выставку и для дальнейшего проведения занятий отбираются мастера, готовые работать с натуральными и легко утилизируемыми материалами, а также мастера в сфере эко-дизайна и «UTILитарного» творчества (новое применение старым вещам). Подбор мастеров ведётся всеми доступными способами: на городских выставках и фестивалях; по базам, имеющимся у организаторов городских выставок; по интернет ресурсам; путём размещения объявлений о подборе соответствующих мастеров через СМИ, социальные сети и внутри учебных заведений. С практичной стороны, у школ есть два привлекательных для мастеров ресурса — помещение и аудитория (как дети, так и взрослые). И мастерам не нужно тратить силы или время на их поиск — всё будет предоставлено, и даже может оказаться рядом с домом.
Конечно, тут понадобится учесть разные тонкости: финансирование и проведение занятий для тех детей, которые лишены родительской поддержки; перераспределение нагрузки тех учителей, которые будут вести ещё и это направление; согласование возможности заниматься с детьми тем людям, у которых не окажется педагогического образования. Однако при взаимном интересе решения вполне можно найти.
При этом всём какие-то основы важно заложить уже в дошкольном возрасте. К примеру, организовать совместно с детьми благоустройство участков на территории детского сада — посадку цветов, растений и уход за ними с целью пробудить в них интерес и внимательность к живому миру, воспитывая таким образом заботу об окружающей их среде, что в дальнейшем естественно проявится и заботой об экологических аспектах и жизни в целом, а последующие идеи в этом направлении будут ими восприняты намного легче. Кроме того, тактильные ощущения и наблюдения при работе с многообразием живого материала помогут более полноценному развитию.
Спасибо на добром слове, Леонид.