• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Выгонский Профессионал

Что означает сон о старухе и умершем любимом? Рассказывает психотерапевт

Наверное, каждый хотел бы научиться расшифровывать собственные сновидения. Эта статья продолжает серию публикаций, где читателям предлагаются примеры таких расшифровок. Ранее обсуждались сны, в которых фигурировало число пять и патроны. А еще раньше мы точно так же, на различных примерах учились их интерпретировать. Думаю, что только так можно быстро освоить этот метод.

На этот раз вниманию читателей будет предложено описание женского сна. Попросившая меня сделать к нему комментарий В. рассказала о том, что незадолго до этого она потеряла любимого человека, с которым намеревалась связать свою судьбу. Ее рассказ включал в себя несколько эпизодов.

Эпизод 1: «Он приснился мне сразу после похорон. Мы встречаемся где-то у кинотеатра. Около него стоит какая-то страшная морщинистая тетка. Я радостно подбегаю к нему и спрашиваю: „Куда собрался? Пойдем в кино!“ А старуха тут же грозно выкрикивает: „Куда собрался? Ты остаешься со мной!!“ И тащит его за собой, держа за руку. А он оборачивается, как бы желая остаться со мной».

Эпизод 2: «Мы лежим и обнимаемся. Справа от меня находится он. А слева появляется та же самая неприятная старуха. Она пристально смотрит на нас, затем произносит какие-то слова из песни (какие — не помню). Мой любимый открывает свои заплаканные глаза и говорит мне: «Я так не хочу тебя отпускать». Затем крепко обнимает меня. В этот момент его преследовательница куда-то исчезает. Он с благодарностью смотрит на меня и говорит: «Как хорошо, что ты забрала меня от нее».

Нет сомнений в том, что «морщинистая и старая тетка» из первого эпизода символизирует саму Смерть, которую народное воображение часто представляет как старуху с косой. Значение кинотеатра как иносказательного образа проясняется лишь после того, как мы вспомним о том, что кино — это игровое, театрализованное изображение настоящей жизни. Главным в этом определении является нереалистичность всего происходящего на экране. Поэтому встреча возле такого заведения во сне указывает на то, что молодая женщина желает еще раз пережить в воображении наиболее счастливые минуты своей жизни.

Второй эпизод доносит другую, не менее простую мысль: истинная любовь способна победить смерть, поскольку умерший останется в памяти близких людей надолго. По крайней мере, до того, как завершится их жизненный путь. Назначение этих фрагментов — примирить с фактом смерти любимого человека.

Далее — еще два эпизода. Предоставим слово сновидице.

Эпизод 3: «Я иду к любимому мужчине в больницу, зная о том, что он находится в коме. Поднимаюсь и вижу его, стоящего возле окна. На нем была надета та же самая одежда, что и в момент похорон. Я обнимаю и говорю о том, что люблю его. Он протягивает руки и называет меня своей самой любимой женщиной, которую будет любить всегда. И мне так приятна эта встреча».

Одежда в сновидении, напоминающая читательнице о ритуальном событии, должна убедить ее в том, что человек, по которому она скорбит и в чью кончину не хочет верить, все же умер.

Эпизод 4: «Снится, что она вновь лежит вместе с умершим мужчиной, который ее щекочет. Она смеется «до безумия».

В этом эпизоде интересны две детали. Рассказчицу щекочут, и это подчеркивает искусственность смеха, вызванного такими действиями. При этом для женщины веселье ассоциируется с безумием. Иначе говоря, сон призывает к реалистичности в восприятии случившегося. От своих чувств убежать нельзя, их можно только прожить, надеясь на то, что время успокоит душевные раны.

Попытка уйти в сторону от осознания трагедии чревата развитием душевного неблагополучия. Каких именно — депрессивных или истерических явлений — сновидение не сообщает. Однако в том, что за этими образами скрывается именно предупреждение, сомнений нет. Равно, как и предыдущие ночные сцены, этот эпизод призывает к примирению с фактом конечности человеческих существ.

При обсуждении этого толкования в сетевом дневнике одна из участниц дискуссии дополнила его. По ее мнению, женщина, которой приснился обсуждаемый сон, чувствует большую усталость от привязанности к умершему и хочет от неё освободиться. Иными словами, мысли о покойном ей в тягость, она испытывает чувство вины и не может сама себе признаться в том, что хочет его забыть. Это вытесненное из сознания чувство — желание забыть и стыд за такие мысли, и вырывается наружу во сне в виде «безумного хохота».

Автор письма с пониманием отнеслась к предложенному ей толкованию. К сожалению, мне неизвестна ее дальнейшая судьба. Думаю, она в полной мере воспользовалась этой информацией для того, чтобы пережить свое горе и найти в жизни новые ориентиры.

Статья опубликована в выпуске 9.10.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Не буду претендовать на истинность, говорю о себе. С точки зрения психологии объяснения утешают. Но не слишком. Больше утешают объяснения с точки зрения науки физики. Точнее, физики торсионной, изучающей в т.ч. и полевые характеристики тела человека. Моего сына забирал недавно ушедший из жизни человек. Я никогда его не видела, но когда описала мужу, то он узнал его. Именно таким, каким я его увидела: в белой футболке, спокойным и на велосипеде (этот человек так был одет в момент гибели, он ехал на велосипеде когда был сбит насмерть). Подчеркиваю, что само проишествие с незнакомцем было мне неведомо. Тонкие оболочки наших тел должны вовремя распадаться (церковь говорит о 3 днях, 9-ти, 40-ка и годичном периоде), иначе ситуация становится невыносимой. И для ушедшего, и для близких его. И даже столетия спустя застрявшая оболочка может тревожить покой живущих. Оскар Уайльд не придумал историю кентервильского приведения. Это часть нашей реальности.

  • Мне снилось, бывало, как моего друга не пускает ко мне какая-то злобная бабка. Но это, как правило, была его реально существующая родная бабушка, правда, бывало, я вообще не был знаком с его бабушкой и не знал, как она выглядит, либо просто не знал её при жизни.