• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Левин Мастер

Карл Брюллов: как триумф одной картины повлиял на его жизнь?

«Я ожидал увидеть исторический роман. Но вы создали много больше. Это — эпопея!»
Вальтер Скотт о «Последнем дне Помпеи» Брюллова

Очарованию картин Брюллова нет предела. Они дарят настоящее эстетическое наслаждение, радость и умиротворение. После просмотра произведений великого художника-классика мы вновь обретаем гармонию с самим собой и окружающим миром и тем становимся счастливее.

Карл Брюллов,
«Последний день Помпеи», 1833 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Мы как бы возвращаемся в безоблачное детство, и перед нами открываются сто дорог познания бытия. И тяжкий груз разочарований и забот, обид и сожалений, утраченных надежд и иллюзий на время оставляет нас. Мы, попадая под магию картин художника, обретаем неразрывную связь эпох и поколений.

Первая известная картина, которая вспоминается и неразрывно связана с именем Брюллова, это, конечно, «Последний день Помпеи», написанная им в 1833 году. И тут надо отметить, что восторгам и ликованию современников не было предела. Картине аплодировали вся Европа и Россия.

Карл Брюллов,
Карл Брюллов, «Автопортрет», 1833 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Пушкин не может удержаться, чтобы не скопировать отдельные фрагменты в свои знаменитые тетради, и посвящает ей стихи. Гоголь пишет восторженную статью. Сам император награждает художника орденом Святой Анны 3-й степени. Уже больной и стареющий Вальтер Скотт, понимавший, что ему осталось немного жить на Земле, захотел посмотреть перед своим уходом из жизни эту картину Брюллова и посетил его мастерскую. В. Скотт был очень впечатлен почти законченной на тот момент работой художника.

А затем, уже весной 1836 года, Брюллов прибывает в Москву. Москва встретила его с неподдельным восторгом, бесконечным чествованиям нет предела. Брюллов уходит с головой в балы, постепенно погружается в болото непомерного восторга и лести, совершенно позабыв о работе. Самое интересное при этом заключалось в том, что нашелся всего лишь один друг, Алексей Алексеевич Перовский, который, понимая всю настоящую гибельность такого существования гения, забирает его к себе и вновь заставляет его работать — писать картины.

Карл Брюллов,
Карл Брюллов, «Портрет Доменико Марини (1828—1830) — предположительно, прообраз помпеянца, укрывающего семью плащом
Фото: ru.wikipedia.org

Брюллов уже никогда не сможет подняться до высот «Последнего дня Помпеи», хотя еще немало его работ будут привлекать большой интерес соотечественников. Казалось, что после такого триумфа художник должен был написать еще более величественное полотно, однако злодейка-судьба поступила иначе!

Как странно и несправедливо устроена жизнь, и как — опять же несправедливо — фортуна отвернулась от Брюллова. В этот период творчества мастер живописизарекомендовал себя как автор прекрасных портретов виднейших представителей русской культуры.

«Портрет графа Алексея Алексеевича Перовского», «Портрет А. К. Толстого в юности», «Портрет Ивана Андреевича Крылова», «Портрет сестер Шишмаревых» и другие говорят нам о Брюллове, как о тонком знатоке натуры, где ему удалось передать индивидуальные и неповторимые черты портретируемых.

Карл Брюллов,
Карл Брюллов, «Автопортрет», 1848 г.
Фото: artchive.ru

Но, пожалуй, особенно можно выделить его «Автопортрет», написанный им в 1848 году. С полотна на нас смотрит уставший от жизни человек, которому осталось прожить еще четыре года.

Конечно, в рамках статьи трудно передать все величие и громадность творчества Брюллова. Как говорил Козьма Прутков: «Нельзя объять необъятное». И все же автор статьи надеется, что ему удалось заинтересовать читателя изученим живописи Карла Брюллова.

Статья опубликована в выпуске 31.05.2021

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: