• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Андрей Кашкаров Грандмастер

Cупериконоскоп Павла Шмакова: был ли «папа» у советского телевидения?

«Научные открытия всегда играют две роли — позитивную и негативную. Телевидение не является исключением… В последние годы космической эры обнажился новый вид колониализма — „информационный“, тонко воздействующий на формирование духовного облика человека, его мировоззрение, психику». (П. В. Шмаков).

HomeArt, Shutterstock.com

28 декабря 2011 года исполняется 126 лет со дня рождения Павла Васильевича Шмакова (1885−1982) — заслуженного деятеля науки и техники РСФСР (1948), доктора технических наук, Героя Социалистического Труда (1966), лауреата государственной премии СССР (1973). Основные труды, кроме изобретения «супериконоскопа» (телевизионная передающая трубка, 1933), отмечены в области цветного и стереоскопического телевидения, факсимильной связи.

Начало 30-х годов — время рождения телевидения

С помощью аппаратуры, созданной во Всесоюзном электротехническом институте (ВЭИ) под руководством П. В. Шмакова и В. И. Архангельского, получено первое монохромное изображение на 30 строк, после чего из Москвы стартует регулярное телевизионное вещание. В 1935 году П. В. Шмаков переезжает в Ленинград, где работает во Всесоюзном НИИ Телевидения (ВНИИТ), реализуя свое изобретение — «трубку Шмакова-Тимофеева» («супериконоскоп»). Один из первых образцов супериконоскопа хранится в фондах Центрального музея связи имени А. С. Попова.

Оптико-механическое телевидение

Представим телепередачу тех лет. В студии от ламп накаливания температура доходит до 35° С (без усиленного освещения невозможно осуществить преобразование «свет-сигнал»). Гигантская по размерам и неподвижная камера направлена на большое зеркало, за которым стоит ассистент режиссера, и «ловит» отражение «актера». Если объектив такой камеры направить непосредственно на объект съемки, актер, даже чуть шелохнувшись, «выйдет» за кадр. К 1934 году усилиями П. В. Шмакова разрешающая способность оптико-механического ТВ достигла 180 строк.

В 1937 году Шмаков назначен шефом новой, основанной им же кафедры телевидения, которой бессменно руководил вплоть до своей кончины в 1982 году. Здесь впервые осуществлены разработки по космическому и «подземному» телевидению — для исследования недр, проведены исследования вторичной эмиссии электронно-лучевых трубок различного назначения. Новейшие исследования на кафедре продолжаются и сегодня. К примеру, заманчивой и почти фантастической представляется идея создания телевидения с запахами.

Массовое внедрение цветного телевещания

П. В. Шмаков знакомился с научными работами по развитию цветного телевидения за рубежом; посещал США, Англию, Францию и Голландию, и в конце 50-х под его руководством завершилась опытная отечественная разработка цветного телевизионного вещания. В 1965 году П. В. Шмакова избрали почетным членом Международного комитета по телевидению, он возглавил советскую делегацию ученых на международном симпозиуме по телевидению в Монтре (Швейцария), занимался прикладным применением телевизионного вещания — его использованием в медицине, промышленности, космосе. Современное телевидение высокой четкости по праву является наследием знаменитого ученого. Много статей и выступлений Шмакова посвящены именно этой тематике.

Неравнодушие Шмакова

Как мудрый и честный человек Павел Васильевич не мог оставаться равнодушным к результатам своих изобретений. Посвятив жизнь развитию, внедрению и популяризации телевидения, он часто размышлял о воздействии на людей продуктов своего наследия. Названия статей, посвященных этой теме, говорят сами за себя: «Об ответственности деятелей телевизионного вещания», «О значении телевидения в жизни людей», «Добро и зло от телевидения».

И если «ранний» Шмаков говорил о нерациональном использовании дорогого телевизионного времени, предлагая сократить длительность заставок между сюжетами, использовать в них познавательную тематику, полезную торговую рекламу, то в последней статье (1981 г.), получившей высокую оценку, он размышляет об идеологической роли телевидения, приводя слова американского коллеги: «Вслед за водородной бомбой телевидение представляет собою самую опасную вещь во всем мире».

Как это актуально сегодня…

Статья опубликована в выпуске 28.12.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: