• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Александр Огородников Дебютант

Мыло, первые «киндеры» и метровые хлопушки: чем украшали ёлку 100 лет назад?

Кажется, что массовая предновогодняя суета с ярмарками, распродажами, поиском подарков и самых красивых украшений на елку началась всего пару лет назад, однако для жителей дореволюционной России Рождество и Новый год также были очень важны.

Н. И. Фешин, «Елка», 1917 г. Фото: artchive.ru

Корреспондент Мосгортура посетил выставку «Ёлка сто лет назад. Старинные ёлочные украшения» в музее-усадьбе «Коломенское» и узнал, как проходила подготовка к новогодним праздникам в конце XIX-го, начале XX века.

«Сделано в Германии»

«Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун Рождества Христова: Weihnachtsbaum, — констатировала столичная газета „Северная пчела“ в 1840 г. — Деревцо, освещённое фонариками или свечками, увешанное конфетками, плодами, игрушками, книгами, составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное вознаграждение».

Встреча Нового года в виде торжества с подарками действительно установилась ещё в начале XVIII в. в немецких землях, откуда постепенно разошлась по всей Европе. В Россию она проникла как часть придворной культуры и к рубежу XIX−XX вв. успела распространиться среди обеспеченных слоёв городского населения.

Русская деревня до революции принять этот праздник толком не успела из-за того, что тому мешали старые традиции — издавна на 1 января приходился Васильев день, который отмечали колядованием, святочными гаданиями и прочими народными забавами. К тому же новый праздник, частью которого в Европе было обильное застолье, не приветствовался духовенством, поскольку приходился на рождественский пост.

Тем не менее в конце XIX в. встреча Нового года стала частью городской культуры. На это были направлены усилия предпринимателей, почувствовавших, что новый праздник может принести им немалые барыши.

О. А. Романова, «Рождество Христово у великой княгини Ольги Александровны с портретом Александра III», 1950 г.
О. А. Романова, «Рождество Христово у великой княгини Ольги Александровны с портретом Александра III», 1950 г.
Фото: artchive.ru

На рубеже XIX и XX вв. центром производства новогодней атрибутики была переживавшая бурный промышленный рост Германия — российские купцы ежегодно отправлялись туда весной на предварительную ярмарку новогодних и рождественских товаров. Пока их заказы изготавливались и доставлялись в Россию, они печатали и распространяли прейскуранты, по которым можно было заранее выбрать себе ёлочные игрушки и прочие аксессуары входившего в моду праздника. На выставке можно полистать несколько копий дореволюционных каталогов, сравнивая их содержимое с тем, что выставлено в витринах.

Непроходящая мода

Часть выставки посвящена ассортименту ёлочных базаров, на которых вместе с ёлками продавались и игрушки для их украшения, и вообще подарки к Рождеству и Новому году. За век с небольшим истории этого праздника пристрастия россиян почти не изменились.

Излюбленным подарком были, например, парфюмерные изделия. К созданию флаконов для духов привлекались не только лучшие стеклоделы, но и ювелиры, а к работе над этикетками — известные художники. Верхушку флакона обычно увенчивал бант — завинчивающиеся крышки появились только в 1950-х гг., а до этого времени флаконы закупоривали притёртой пробкой с сургучом, так что бант служил не только украшением, но и маскировкой этой сложной конструкции.

Любопытный экспонат — мыло, которое московское «Товарищество Брокар» выпускало в виде мандаринов и фигурок слоников с петлёй, с помощью которой их вешали на ёлку. Впрочем, брокаровское мыло было удобно и в быту, поскольку ему не требовалась мыльница — помыв руки, его можно было подвесить на гвоздь или крючок.

Как и сегодня, были популярны новогодние подарки в виде всевозможных кондитерских изделий, которые тоже можно было повесить на ёлку. Праздничную тему отражали конфетные обёртки и коробки — только конфеты «Снегурочка» имелись в ассортименте сразу нескольких производителей сладостей. Вип-подарок тех лет — несколько коробок из бархата, сделанных на кондитерской фабрике Абрикосова по специальному заказу для Государственной думы.

Продукцию Абрикосова вообще отличал нестандартный подход: именно на этой фабрике придумали шоколадное яйцо, предвосхитившее современные киндер-сюрпризы, а также полого шоколадного зайца, который появился благодаря популярному в 1860-х стихотворению про заблудившегося в лесу «бедного серого зайку».

Поскольку Новый год позиционировался, прежде всего, как детский праздник, ходовым подарком «за хорошее поведение» были всевозможные игрушки — от солдатиков и кукол до конструкторов и настольных игр. Среди редкостей экспозиции:

  • конструктор Троице-Сергиевской лавры (точно такой же, но большего размера, в Сергиевом Посаде сделали для цесаревича Алексея);
  • покрытый кожей механический слон английского производства, который заводится до сих пор;
  • сделанная в России миниатюрная стеклянная кукольная посуда.

Дети из хороших семей могли получить в качестве подарка настольную игру с магнитом «Поймай рыбку!», карманную иллюстрированную азбуку, которая издавалась в течение 40 лет, настольные кегли «Царь Берендей», наборы для игр «Блошки», «Бирюльки» и «Лото».

Для людей старшего возраста, как и сейчас, желанным подарком были новинки науки и техники, но позволить себе их мог далеко не каждый.

  • Среди завидных гаджетов столетней давности представлены проекционный аппарат, складной фотоаппарат, карманные и настенно-настольные часы, механический и электрический звонки, набор чертёжных инструментов, письменные принадлежности.

Распространённость музицирования как формы досуга расширяла подарочный ассортимент за счёт музыкальных инструментов, партитур популярных произведений, сборников песен. В этом разделе выставки представлен единственный в своём роде автограф Петра Ильича Чайковского — облегчённое переложение балета «Щелкунчик» для фортепиано в две руки.

Сейчас этот балет прочно ассоциируется с Новым годом, но так было далеко не всегда. Премьеру в Мариинском театре, которая состоялась в декабре 1892 г., сложно назвать успешной, приживался «Щелкунчик» тяжело. В Москве, в Большом театре, его поставили только в 1919-м. Куда более популярной в начале XX в. была опера Владимира Ребикова «Ёлка», написанная по сказке Андерсена «Девочка со спичками» и рассказу Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Несколько экспонатов, относящихся к почти забытому ныне творению композитора, тоже представлены на выставке.

В экспозиции довольно много открыток, которые дарили на Рождество и Новый год. В праздничном ритуале они заменили визитные карточки с наилучшими пожеланиями, которые использовались в этом качестве до появления открыток. По свидетельству современника, во времена Екатерины II

«в Новый год, Пасху и Рождество личные посещения и развозка визитных карточек с раннего утра почиталась обязанностью неизбежною».

Появление поздравительных открыток — в России они были впервые выпущены в 1898 г. — существенно упростило эту процедуру.

Как и в случае с другими подарками, открытки во множестве заказывали в Германии. Там их часто делали универсальными — сюжет старались изобразить таким, чтобы он подходил под любой праздник, а его название можно было либо допечатать, либо вписать от руки.

«Германский след» можно разглядеть на новогодних открытках с симпатичными свинками всех мастей — у немцев это животное со Средних веков считается символом процветания и удачи. По той же причине распространённой формой копилки стала фигурка свиньи.

От картонажа до стеклянных шаров

Почти половина выставки посвящена ёлочным игрушкам, которые бытовали в дореволюционной России. Большинство из представленных на выставке образцов также были сделаны в Германии.

Самые распространённые на рубеже XIX и XX вв. игрушки делались из картона. Ёлочный картонаж мог быть штампованным и клееным. Чаще всего встречаются фигурки различных зверей. Очень ценились «золотые» и «серебряные» наборы, в которые могло входить до 100 предметов.

Относительная редкость — картонажные «атрапы» (от фр. attrape — буквально «ловушка»), обманки, похожие миниатюрные копии реальных вещей. В Германии были популярны такие игрушки в виде бутылки шампанского, колбасок, окороков и других деликатесов, но в России обычай вешать на ёлку муляжи съестного не прижился.

Также на выставке есть несколько эскизов картонажных украшений в русском стиле 1913 г. и несколько образцов самого сложного в изготовлении изящного или ажурного картонажа.

Дешевле картонажа были только самодельные игрушки. Перед праздником многие журналы публиковали схемы того, как сделать дома то или иное украшение из разноцветной бумаги, папье-маше, соломы и других подручных материалов.

Не были дешёвыми украшения из ваты, поскольку они были сравнительно сложны в изготовлении. Вату наматывали на картон или на проволочную структуру, а в ранних образцах использовали хромолитографию, например, для того чтобы изобразить лицо персонажа.

Ещё одним видом ёлочной игрушки были бонбоньерки (от французского bonbon — «конфета»). Так называли коробочки, в которые можно было вложить сладость или небольшой сувенир. Бонбоньерку можно было сделать собственноручно, а можно было купить готовую. Как правило, их делали из картона, жести или текстиля. Обязательным атрибутом такого подарка были вкладываемые в них пожелания, иногда в стихотворной форме.

Если бонбоньерки пришли к нам из Франции, то такой популярный вид игрушки, как стеклянные шары — из Тюрингии. По легенде, их появление связывают с неурожаем яблок 1848 г. в этой немецкой земле, которая славится своими стеклоделами. Не имея возможности украсить ёлку традиционными яблоками, один бедный мастер из Лауши просто заменил их стеклянными плодами. Новинка быстро стала популярной — стеклянный завод в Лауше до 1920-х гг. оставался мировым центром производства ёлочных украшений, а на гербе этого городка и сегодня присутствует ёлка со стеклянными шарами.

Также из Германии в Россию пришла мишура, призванная символизировать сосульки — этим объясняется её традиционный «серебряный» цвет. Любопытно, что в самой Германии проволоку, из которой её делали, называли лионской по имени французского центра производства проволочных изделий. В российских рождественских прейскурантах изделия из мишуры преподносили как наилучшее украшение для ёлки, не уступающее по красоте дорогим стеклянным игрушкам.

В наборы готовых ёлочных украшений часто включали «орехи с сюрпризами» и «орехи отрывные», которые можно было начинить в соответствии с фантазией дарителя. Здесь тоже в ходу были «золото» и «серебро»: можно было купить готовый орех «драгоценного» цвета, либо позолотить-посеребрить изделие самостоятельно — соответствующие краски также предлагались прейскурантами.

В ходу были роскошно оформленные хлопушки с сюрпризами или «без оных». Они украшались ажурными бабочками, шёлковыми бантами, букетами и веточками с листьями, рельефными картинками, обсыпались блеском. Размеры хлопушек варьировались от очень маленьких до почти гигантских. В хлопушку длиной в 20 вершков (около 90 см) можно было поместить целый карнавальный костюм для ребёнка.

Новогодний клич «Ёлочка, зажгись!» пришёл к нам тоже из тех времён. Несмотря на опасность пожара, сначала в гирляндах использовали свечи. Между свечками протягивалась специальная зажигательная нить — такую гирлянду зажигали в одном месте, и она практически моментально вспыхивала целиком.

На радость пожарным и детишкам, в 1882 г. электрическую гирлянду придумал американский инженер Эдвард Джонсон — помощник изобретателя лампочки Томаса Эдисона. Первую гирлянду Джонсон собрал на Рождество для своих детей, а через какое-то время новинка появилась в магазинах. Правда, сначала электрические гирлянды стоили так дорого, что их чаще брали напрокат, чем покупали. На выставке представлена гирлянда, которой была украшена общественная ёлка для московских детей в Политехническом музее в конце 1850-х гг.

Статья опубликована в выпуске 13.01.2020
Обновлено 14.08.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: