• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Конодюк Грандмастер

Как Агриппина Ваганова стала первым в стране профессором хореографии?

Сегодня нам кажется, что балет в России был всегда. Однако это не так. Только в 1738 году, 270 лет назад, по указу императрицы Анны Иоанновны в Санкт-Петербурге была открыта танцевальная школа. Так впервые в специально для этого оборудованных «классах» Зимнего дворца французский танцмейстер Жан Батист Ланде стал учителем для 12 русских мальчиков и девочек, будущих артистов балета. Никто не предполагал тогда, что школа со временем станет Академией русского балета имени А.Я.Вагановой…

Кем была Ваганова, почему именно ее именем впоследствии была названа Академия?

Стать балериной маленькая Груня мечтала с детства. Агриппина Яковлевна Ваганова (14(26).6.1879 — 5.11.1951 г. г.) в десятилетнем возрасте была принята в Петербургское театральное училище в балетный класс. Ее отец, Яков Ваганов, был капельдинером в Мариинском театре, имел скромное жалованье, в семье трое детей. Но никто из них не роптал на жизненные неудобства. Груня была рада своему поступлению в училище, к тому же, девочек принимали на полный пансион. Поначалу она уставала от монотонных упражнений, которые предлагали педагоги, но уже к концу первого года обучения девочка пыталась соединить движения в одно целое, «танцевальный сюжет» (именно за это «новаторство» взрослую Ваганову будут называть «царицей вариаций»). И совсем скоро Агриппина вместе с другими ученицами стала принимать участие в маленьких ролях в спектаклях театра. Особый интерес у нее вызывали репетиции «Лебединого озера». Через много лет балерина сочинит свою версию этой постановки.

На выпускном экзамене в училище Ваганова была одной из лучших. В ту пору Агриппине Яковлевне исполнилось 16 лет, а на сцену брали с 17. Это огорчило юную Ваганову. Ей предложили остаться в училище в роли старшей ученицы. Но еще больше расстроило Ваганову то, что приглашенный для работы с балеринами итальянский педагог Энрико Чекетти не смог зачислить ее в свой класс, хотя выразил желание видеть в числе учениц. Ему отказали по неизвестным для нее причинам. Юная балерина, спрятавшись в зале от строгих педагогов, тайком наблюдала за работой знаменитого итальянца.

И вот, наконец, настал радостный момент в ее жизни. Ваганова зачислена в труппу Мариинского театра в качестве артистки кордебалета. Надо прямо сказать, что она не была эталоном балерины — небольшой рост, тяжеловатые крепкие ноги, жесткая пластика рук. А потому она трудилась с такой самоотверженностью, на какую только была способна. Она и не думала разочаровываться в выбранной профессии. Помогал характер. Упрямый, независимый. Как однажды произнесла в одном из интервью Майя Плисецкая: «У Вагановой были „фантастические“ мозги. Она видела сразу, в чем дело. Она никогда не говорила ученице: „Попробуй так!“ Она требовала: „Надо так“. Она для меня Микеланджело в балете…»

Несмотря на большую работоспособность и желание выступать на сцене, путь к первым партиям у Вагановой был долгим. Она прошла через многие взлеты и падения. Затаив дыхание, Ваганова следила за тем, как танцевала Анна Павлова в балете «Пробуждение Флоры», стараясь запомнить каждое движение балерины. И хотя у Агриппины Яковлевны в работе явно наметились успехи, она, как и прежде, танцевала в маленьких и незначительных ролях. Молодая балерина страдала молча. Но это еще больше закалило ее характер. И кто знает, стала бы она знаменитым педагогом, не пройдя через все испытания, которые упорно преодолевала всю свою жизнь. Рядом с ней танцевали Т. Карсавина, А. Павлова, М. Ксешинская. Все примы… В эти годы в театре «царствовал» ведущий балетмейстер Мариус Петипа. Отточенный классический танец Вагановой казался ему отжившим, бесперспективным, как и сама балерина. Но с особым вниманием следил за успехами Вагановой педагог Николай Легат. Он оказал ей помощь в развитии техники классического танца. Ваганова почувствовала, что сумела раскрепостить свое тело, и танец приобрел выразительность. Она показала феноменальное мастерство «полета»… Сегодня ее прыжок уже вошел в историю балета. Ваганова не раз вспоминала: «Только к концу карьеры я пришла к „званию“ балерины».

Личная жизнь Агриппины Яковлевны была непростой. Часто приходилось переезжать с квартиры на квартиру, подыскивая жилье за приемлемую цену. Однако неустроенность быта не «сломала» Ваганову. Она долго и счастливо жила с женатым человеком, отставным полковником Андреем Александровичем Померанцевым, родив от него сына. Со временем ей пришлось взять в семью двух детей своей умершей сестры. Но вскоре после 1917 года Померанцев, не сумевший, как и многие в то время, осознать и понять все происходящее в стране, уйдет из жизни. Борьба за выживание реально нависнет над Вагановой. В те годы, когда все исчезло — пенсия, продукты, дрова — она выступала с концертами, за которые артистам платили хлебом и картошкой.

Однако мы немного забежали вперед. После рождения сына директор театра В. А. Теляковский по-прежнему не дает балерине сольных партий. Однако вскоре, как это бывает в жизни, «подвернулся» случай. Ей пришлось заменить больную актрису Тамару Карсавину, исполнявшую вальс в балете «Шопениана». Ваганова выступила блестяще, но в труппу актеров, которая отправлялась в Париж на гастроли, не была приглашена. И вновь ожидание. Лишь через два года новая роль — Одиллии в «Лебедином озере». Это был еще один успех. Потом у Вагановой были не раз удачные и не очень удачные образы на сцене. В 1915 году директор театра подписал приказ о ее увольнении на пенсию. Вагановой было всего 36 лет. Она была полна сил и хотела работать. Но со сценической карьерой пришлось распрощаться. Ваганова стала преподавать в школе Балтфлота, которой руководил сторонник классического танца А. Л. Волынский.

В штат балетного училища ее взяли через три года. Было холодно и голодно, занимались в кофтах и платьях. Но Агриппина Яковлевна была счастлива. Чуть ли не с первого взгляда она могла распознать будущую приму. Первой «ее» знаменитостью стала Марина Семенова, новая ученица, худенькая, неприметная девочка. А потом были Г. Уланова, Н. Дудинская, А. Шелест, А. Осипенко, И. Колпакова и др. Всего Ваганова воспитала 29 выпусков…

Надо заметить, что в первые годы советской власти официально обсуждался вопрос о ликвидации балета как искусства, «чуждого пролетариату». Ваганова же мечтала сохранить классический балет. Как показало время, она оказалась права. Впоследствии балетная школа при театре слилась с училищем. И вот снова «взлет» в ее жизни. Вагановой предлагают занять место руководителя Кировского театра. Снова работа и постоянный поиск. Но уже в 1937 году ее освобождают от этой должности, не дав возможности достойно проявить себя, предложив место в родном хореографическом училище. Ваганова, подавив обиду, включается в уже хорошо известное ей дело. С начала войны она работает в Ленинграде, потом в Перми. И вновь поворот в жизни Агриппины Яковлевны. В 1943 году ее вызывают в Москву. Ей присвоили звание профессора хореографии и… направили в Большой театр. Она дает свое согласие, но при условии, что со временем вернется в родной город.

Через год Ваганова была уже в своем училище. В родных «стенах» ей было хорошо и легко, но последние выпуски давались Агриппине Вагановой с трудом. Она часто болела, не могла, как прежде, выйти на поклон к зрителям, присутствовать на выпускных вечерах своих учениц.

Вагановой не стало в 72 года. (5 ноября 1951 г.) Во время прощания с ней звучало адажио из «Лебединого озера».

Статья опубликована в выпуске 25.05.2008

Комментарии (4):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • спасибо за статью...
    можно добавить

    **
    "...Отец – Акоп Ваганов – перебрался в Петербург из Астрахани, где еще со времен Ивана Грозного существовала богатая армянская община; впрочем, сам он был из персидских армян и особого капитала в Астрахани не нажил. Служил унтер-офицером, а после отставки переехал в российскую столицу, слыл большим любителем танцев, а посему по приезду устроился в Мариинский театр на место скромного капельдинера. Видимо, армейское прошлое показалось начальству не лишним для этой вакансии – выправка могла бы позволить ему встретить сановитого зрителя и указать ему место в партере или ложе. Младшей дочери, Грушеньке, было три года, когда Акопа Ваганова приняли на работу, среди документов архива дирекции императорских театров есть и подписанная им просьба о денежной помощи после очередного, в 1890 году, петербургского наводнения; семья ютилась в одном из тех подвалов Офицерской улицы, которым каждую осень угрожало нашествие невских вод...."

    и т.д.

  • Спасибо за статью.5, конечно, хотя немного суховато и маловато о жизни замечательной женщины.
    "Она никогда не говорила ученице: «Попробуй так!» Она требовала: «Надо так». Она для меня Микеланджело в балете…» ". Да,школа и требует этого самого"надо так, и никак иначе", что касается техники и грамотности исполнения.Но Микеланджело как раз был новатором,в постоянном поиске нового, так что фраза несколько странно звучит. Но это были, я так понимаю,слова Майи Михайловны, так что неудивительно.
    А начет пенсии "всего" в 36 лет, так это положение дейстует и по сей день. И это совершенно справедливо. Балет-это дело молодых, и нечего пугать зрителей скрипом суставов. Век балерины короткий, и уходить тоже надо красиво, на пике славы( у кого она была, конечно.)
    Еще раз спасибо за статью.

  • Какая интересная судьба. 5.

    Оценка статьи: 5