• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Виктор Губерниев Мастер

Мафия бессмертна?

Тихую мирную жизнь некоего забытого богом города потрясло громкое убийство: под покровом ночи неизвестные убийцы лишили жизни одного из ни в чём не повинных горожан.

Срочно был созван Совет граждан, на котором была оглашена ужасная новость: в городе действует мафия! Совет начал собственное расследование и вынес приговор одному из подозреваемых.

Однако следующей ночью произошло новое убийство. Комиссар полиции округа срочно приезжает в город и под прикрытием начинает своё расследование. Параллельно выясняется, что в городе орудует серийный маньяк. Самоотверженный доктор местной больницы пытается спасти очередную жертву бандитов. На охоту выходит местный шериф.

Жители города не намерены мириться с произволом бандитов, они каждый день осуждают кого-то из подозреваемых, надеясь истребить всю мафию подчистую. В ответ мафия поставила цель уничтожить всех мирных жителей в городе. Развязалась настоящая вендетта…

Такова завязка сюжета салонной командно-ролевой игры «Мафия», придуманной студентом факультета психологии МГУ Дмитрием Давыдовым в 1986 г. На изобретение этой игры Дмитрия вдохновил знаменитый телесериал «Спрут» с неподражаемым Микеле Плачидо в роли бесстрашного комиссара Каттани, борящегося со всесильной сицилийской мафией.

В игре чередуются два периода — «день» и «ночь». Днём происходят открытые обсуждения — Совет города, на котором выносятся приговоры подозреваемым. Участь подозреваемых решается всеобщим голосованием. Ночью все жители закрывают глаза, и, по команде ведущего, открывает глаза мафия. Мафия выбирает себе очередную жертву и беззвучно указывает на неё ведущему. Затем мафия засыпает (закрывает глаза), и просыпается комиссар, который может проверить статус подозреваемых граждан у ведущего (тот делает бесшумный знак, оправданы подозрения комиссара или нет). В бесчисленных разновидностях игры далее просыпается доктор, пытающийся кого-то спасти, маньяк, играющий сам за себя, шериф, стреляющий в кого-то из подозреваемых и другие персонажи.

Кто из участников игры будет играть роль того или иного персонажа определяет жребий — специальный набор карт или других одинаковых предметов с отметками. «Убитый» или «посаженный в тюрьму» персонаж открывает свою карту и показывает свой статус. Игра продолжается до тех пор, пока вся мафия не будет перебита (победа жителей) или все мирные жители не выйдут из игры (победа мафии).

Зародившись в коридорах МГУ, «Мафия» через студенческие лагеря, где отдыхали студенты разных вузов, вместе с новыми игроками стала распространяться по всей стране. В 1989 году Дмитрий Давыдов остался в университете преподавать психологию для международных студентов, и некоторые из них, вернувшись домой, принесли «Мафию» за границу, сначала в Европу, а затем и за океан. Так эта увлекательная психологическая игра завоевала мир.

С 1999-го года игра проникла и в Интернет и начала там победное шествие. Сейчас имеется множество специализированных порталов для игры в «Мафию», где играют одновременно до 500 человек. Варианты игры легли в основу телешоу в Латвии и России.

В этой игре раскрываются и актёрские таланты участников, и их математические способности, на полную катушку работает память, наблюдательность, интуиция, умение читать по лицам, умение распознавать ложь и манипуляции. Здесь важно уметь увлечь людей своей убеждённостью, побудить их принять выгодное вам решение. Игра развивает командное мышление и, несмотря на «параноидальную» атмосферу, очень сплачивает коллектив и прекрасно подходит для тим-билдинга.

Игра не требует практически никаких вложений — требуется лишь набор одинаковых предметов с возможностью пометок на них. Подойдёт и колода обычных карт, набор похожих камешков, ракушек, листочков бумаги или просто листьев, можно даже использовать денежные банкноты, договорившись о соответствии ролей, например, последней цифре номера (скажем, 0 — мафия, 1 — комиссар и т. д.).

Количество участников почти не ограничено — от двух до бесконечности. Впрочем, в «живом» (не виртуальном) варианте игры не рекомендуется слишком большое число участников (более 20 человек), т.к. обсуждения начнут разбиваться на группы и за всеми просто невозможно будет уследить. Два участника играют с использованием «болвана» — виртуального третьего игрока, чья карта просто лежит закрытая. Оптимальное соотношение мафии к общему числу участников примерно 1 к 3−4.

Обязательными персонажами являются только мирные жители и мафия, а наличие дополнительных ролей ограничено только фантазией участников игры. Причём роли могут быть как тайные (комиссар, доктор и т. д.), так и явные, например, мэр города. Мэр выбирается из числа мирных жителей и имеет полтора голоса. Это очень удобно для избежания спорных ситуаций, когда голоса разделяются поровну. Если мэра убивают, он передаёт свои полномочия преемнику.

Напоследок отмечу, что игра «Мафия» признана одной из «50 наиболее исторически и культурно существенных игр, появившихся с 1800 года».

По материалам статьи создан тест «Мафия? Это игра!»

Статья опубликована в выпуске 15.05.2008
Обновлено 6.04.2023

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: