• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

«Наутилус Помпилиус» поет? И не только!

Впервые слово «наутилус» пришло ко мне из произведений Жюль Верна: на подводной лодке с таким названием плавал капитан Немо. Потом на глаза попались репродукции картин с кубками «наутилус». И только много позже я узнал про «Наутилус Помпилиус», который поет. (Бывает и обратное движение. Никогда не думал, что фамилия Ляпис-Трубецкой, широко известная журналистам, может стать названием музыкальной группы. А такая группа есть! И даже отмечена в Сети! Спасибо ей (Сети) за это, то есть за информацию. К слову, не все из называющих себя журналистами знают про Никифора Ляпис-Трубецкого.)

И еще позже до меня дошло, что «Наутилус Помпилиус» — это моллюск, раковину которого ювелиры средневековья использовали при изготовлении кубков (а художники потом эти кубки рисовали!).

Работы мастеров 16−17 века отличаются вычурной красотой и великолепной техникой исполнения. Немецкое серебро того времени ценится очень высоко, и чем дальше — тем больше. Художественную ценность этих кубков (среди коллекционеров есть даже специальный термин «Нюрнбергский кубок») понимали еще в момент их изготовления: западные государи привозили их русскому царю в подарок (так называемые «посольские дары»).*

«Спиральная раковина диаметром 15−23 см разделена на 35−38 камер. Обитает в восточной части Индийского и западной части Тихого океанов.» Это — скудная информация из Википедии. Но если бы это было все — вряд ли Наутилус получил бы такую славу. Раковина удивительной красоты и формы привлекала возможностями обработки. Помимо этого, считалось, что раковины, как и другие продукты моря, наделены таинственными очищающими свойствами, что в кубках-наутилусах яд теряет свою силу (при этом стенки сосуда изменяют окраску и тускнеют).

Прежде чем она (раковина) становилась шедевром, ее чистили от наслоений и грязи: 10 дней в кислоте (соляной, видимо), потом удаление верхнего слоя полировка и промывка щелочной водой. После этого раковина начинала светиться и при подсветке мерцала палевым, розовым, голубым перламутром.

Нередко на раковинах нарезали какие-то сюжеты. После такой обработки хрупкие стенки становились не толще бумажного листа, поэтому кубков с ажурной резьбой в музейных собраниях не много.

Художники средневековья использовали «наутилус»: ставили в композиции натюрмортов. Как правило, они в центре, светятся, притягивают взгляд. И хотя изображения не воспроизводят все детали кубков, их красота завораживает.

На картине Виллема Кальфа кубок с Ионой, убегающим от кита. Какая вычурность работы, тонкая проработка деталей — и не только ювелира, который сделал этот кубок, но и художника, который его нарисовал!

Основания кубков, обрамления раковин, крышки — насколько они разнообразны! Сюжеты мифологические и библейские, мотивы растительные и животные. А фантазия и техника — предмет для подражания! По образцам и по изображениям на картинах наши современники делают великолепные копии и создают новые кубки.

Вот что пишут на сайте «Музеи Московского Кремля»: «Наследник казны российских самодержцев — музей Оружейная палата — сохраняет замечательное собрание произведений XVI—XVII вв.еков, искусно выполненных из натуралий и редких материалов…»

Зайдите на сайт, познакомьтесь с собранием кубков (и не только кубков). Впечатление останется на всю жизнь. А если удастся посмотреть это живьем, в Кремле — об этом будете рассказывать детям, внукам и всем, кто будет вас окружать!

* Как пишут историки, несмотря на большую и очевидную всем художественную ценность немецких кубков, большое их количество было переплавлено в монету во времена бесконечных войн.

Статья опубликована в выпуске 29.09.2008
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: