• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Татьяна Рядчикова Дебютант

Почему плачут дед и баба в сказке «Курочка Ряба»?

«Золотое яичко» (в пересказе Ушинского — «Курочка Ряба») — пожалуй, самая парадоксальная сказка из всех русских сказок. В очень коротком тексте видятся сплошные противоречия: дед и баба пытаются разбить яичко, но безуспешно. Когда же мышка хвостиком махнула и яичко упало и разбилось, дед и баба вместо того, чтобы радоваться, что цель достигнута, яичко разбито, почему-то плачут. Самое загадочное — утешение курочки, что она снесет другое яичко, «не золотое — простое». Почему не золотое взамен разбитого? Парадокс!

Почему Ушинский выбрал именно этот абсурдный, парадоксальный вариант сказки? Почему именно этот вариант получил наибольшее распространение? Какова мораль этой сказки? Максимально упрощенная трактовка «золотого яйца» как золота, богатства, буржуазности? Если взять во внимание, что Ушинский создал свою хрестоматию «Родное слово», в которой была напечатана эта сказка в его обработке для начальной школы, в которой учились, естественно, дети бедных людей, то логично, что можно усматривать смысл сказки в воспитании презрения к богатству: мол, надо довольствоваться малым.

Не всё так просто обстояло с «Курочкой Рябой» в 20-е годы при Советской власти. Так, Деткомиссия при ГУСе высказывалась против напечатания «Курочки Рябы», в то время как Комиссия при Главсоцвосе, наоборот, включила эту сказку в список одобренной литературы по темам ГУСа. А. В. Луначарский, возглавлявший тогда Наркомпрос, которому подчинялись все три ведомства, потребовал объяснений, и они были доставлены Главсоцвосом: «Сказка „Курочка Ряба“ помещена в ряде книг для чтения, предназначенных для первых классов сельских школ. Дело педагогов объяснить детям, что золотых яиц куры не несут, и деревенские дети сами это прекрасно знают».

Примечание: ГУС — это Главный ученый совет при Наркомпросе, созданный в 1919 году. Без его предварительной санкции не могла выйти в 20-х годах ни одна детская или учебная книга. Главсоцвос — Главное управление по социальному воспитанию при том же Наркомате, которое рекомендовало или запрещало уже вышедшие книги «для употребления» в школе. Чиновники из двух этих учреждений, соревнуясь между собой, порой расходились во мнениях.

Сказка о курочке Рябе и золотом яичке имеет более полутора десятков вариантов, где присутствуют несколько различных персонажей: дед с бабой или одна старушка, курочка рябая или чёрно-пёстрая, которая сносит яичко или простое или золотое, или неведомо какое, а то и «пёстро, востро, костяно, мудрено». В четырёх лишь сказках дед с бабой пытаются разбить яйцо и плачут, когда его разбивает мышка. И в этом вся загадка, над которой мучается не одно поколение взрослых людей: почему дед с бабой плачут, если сами же хотели яйцо разбить? Вот задача из задач!

Также во многих вариантах сказки происходят странные вещи: почему-то, после того как мышка разбивает яйцо, начинается конец света. В этих вариантах появляются такие персонажи, как поп, попадья, дьячок, то есть представители религиозного культа.

Сказку «Курочка Ряба» принято относить к сказкам о животных. И это очень странная классификация. Многие исследователи сказки с этим не соглашаются и видят в этом сказочном сюжете отражение древнего знания славянских народов. Например, Топоров В. Н. считает, что сюжет сказки содержит мотив, который восходит к мифологическим представлениям многих народов, в том числе и славян. Речь идёт о мотиве Мирового Яйца, которое раскалывает мифологический герой. Из Мирового Яйца возник мир в целом или отдельные его части (небо, земля, и т. п.). Топоров считает, что сказка про курочку Рябу является вырожденным вариантом этого мифологического представления.

Чего только не находят в этой невинной сказке в обработке великого педагога К. Д. Ушинского, которая с 1864 года будоражит сознание родителей. На этой почве родилось множество версий.

Изучив массу материала, касающегося сказки «Курочка Ряба», и не найдя верного ответа на вопрос, почему великий русский педагог Ушинский навязал нашим детям именно этот вариант сказки, я решила встать на точку зрения Ушинского и посмотреть на сказку глазами детей:

1. Дано: курочка Ряба снесла золотое яичко. Дети не будут вдаваться ни в какие космогонические мифы и скажут: так не бывает, куры золотых яиц не несут, это неправда. Но они принимают это, потому что в сказке всякое бывает, а это сказка.

2. Глупые, с точки зрения взрослых, дед и баба пытаются разбить золотое яйцо вместо того, чтобы тащить его продавать. С точки зрения ребёнка дед и баба получили в подарок от курочки Рябы игрушку — золотое яйцо. Если ребёнок получает подарок, у него в первую очередь возникает желание посмотреть: а что же там внутри? И он, естественно, пытается подарок раскурочить. Ну, не всегда получается.

3. Мышка яйцо разбивает. Дед и баба, которые пытались разбить яйцо, вдруг плачут, когда мышка разбивает его. Вроде бы, они хотели этого, так чего ж они ревут? Хотеть-то хотели, да хотели САМИ его разбить. Представьте ребёнка: кто-то сломал его игрушку. Его реакция? Естественно, плач. Пусть он хотел сломать игрушку, но он хотел САМ сломать, а если ломает кто-то другой, ему становится обидно, что не сам сломал, а с другой стороны, становится жалко игрушку.

4. Курочка обещает деду с бабкой взамен золотого яйца снести простое. Ну, нашла чем утешить, — скажет взрослый. Но сказка эта детская, для детей. И дети вполне удовлетворены таким ответом курочки. Это им ясно и понятно: курочки несут простые яички, а не золотые.

Так что давайте смотреть на сказки с детским простодушием. И помнить о том, что К. Д. Ушинский был и остаётся великим русским педагогом и, как никому другому, ему было известно, что детям полезно для их развития, воспитания и развлечения.

Статья опубликована в выпуске 9.05.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Алекс Алексов Читатель 17 ноября 2020 в 17:49 отредактирован 17 ноября 2020 в 22:59 Сообщить модератору

    Я думаю, что курочка Ряба символизирует самого Бога. Он послал простым людям драгоценный дар, но те не смогли его оценить. Даже пробовали сломать. Мышка - силы природы - уничтожила дар. Люди конечно огорчились. Тогда Бог послал им просто хлеб насущный. Тоже хорошо

  • Кирилл Жданов Читатель 13 декабря 2011 в 14:54 отредактирован 26 мая 2018 в 14:04 Сообщить модератору

    Перепощу сюда почти целиком свой же коммениарий из параллельной темы, ибо тут до истины так и не докопались)))

    Сам в своё время задумавшись над очевидной бессмыслицей этой сказки, совершенно неожиданно для себя пришёл к выводу - что из сказки по неизвестным причинам выпала ключевая строчка, придающая смысл всей истории:

    Жили-были дед да баба.
    Была у них курочка ряба.
    Снесла курочка яичко, не простое – золотое.
    Дед бил, бил – не разбил.
    Баба била, била – не разбила.
    Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.
    И окзалось золотое яичко внутри пустое.
    Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
    - Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое – простое!

    Теперь сакральный смысл этой сказки не надо искать в древних скрижалях - он становится очевиден.

    Кто, когда и зачем изъял смысл из этой сказки - вопрос для отдельного исследования. Поразительно, что она и в народе потеряла этот фрагмент вместе со смыслом, что очень странно для устного фольклора. Возможно, это результат неправильной первичной записи, которая в дальнейшем задавила устную версию - ведь простому народу издревле присуще благоговейное отношения к печатному слову, "что написано пером - не вырубишь топором".

    И не надо нагружать эту простую сказку с понятным (в такой версии) любому ребёнку смыслом заумными культурологическими изысканиями, притягивая за уши запредельные измышления, как это делают некоторые авторы)))

    В древние времена всё говорилось как раз не иносказательно, а просто и понятно, сообразно уровню тогдашнего развития среднего человека. И не в расчёте на сверх умного, а в расчёте на детей, коим эта сказка и предназначалась. В эту ересь, кстати, впадают толкователи религиозных текстов, не желающие признать очевидный факт, что они писались не сверх мудрыми для сверх знающих, а чуть более продвинутыми скотоводами и землепашцами, для несколько менее продвинутых, сообразно их примитивному представлению об окружающем враждебном и непонятном мире, где всё необъяснимое сваливалось на недоступного и непознаваемого бога.

    Вот где-то так)))

  • Игг Хар Читатель 17 августа 2011 в 12:45 отредактирован 26 мая 2018 в 12:34 Сообщить модератору
    Вариант трактовки

    Думаю эта сказка предназначена для понимания в зрелом возрасте. В древние времена всё говорилось иносказательно, со скрытым смыслом, в расчете что умный поймет, а дураку и не надо.
    Во-первых у слова "снести" есть несколько значений, во-вторых в сказке не сказано что дед и баба били именно яйцо, в-третьих фразу: "бил-бил, не разбил", можно записать и по-другому: "бил-бил, не раз бил" — произношение ведь одинаковое...
    По поводу символизма, все символы сказки очень глубоки:
    Дед и баба — символ семьи, связь с предыдущими поколениями, предки, род...
    Золотое Яйцо — символ происхождения, плодородия, бессмертия, потомства, возрождения, чего-то очень ценного...
    Курочка Ряба — "была у деда с бабой", "куриные мозги", "яркая/ модная окраска", легкомысленное молодое поколение...
    Мышь — олицетворение зла, смерть, разрушения, войны, в древнегреческих драмах мыши — олицетворение чувственности и вожделения...
    Простое яйцо — тоже символ жизнь, но это уже после утраты золотого яйца, потенциальная возможность, семя... или подмена одного яйца другим...

    Жили-были дед и баба. Была у них курочка Ряба.
    Раз снесла курочка яичко да не простое, а золотое.
    Дед бил-бил, не разбил.
    Баба била-била, не разбила.
    Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
    Плачет дед, плачет баба, а курочка говорит им:
    «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам другое яичко не золотое, а простое».

  • Надежда Андреева Читатель 26 марта 2011 в 13:09 отредактирован 25 мая 2018 в 08:28 Сообщить модератору

    Всегда была уверена, что дед и баба плачут, потому что хотели съесть яичко, а "яичко УПАЛО и разбилось". Сказка очень гармонична с крестьянским бытом того времени. Не стоит забывать, что уклад жизни, стремления людей и ежедневные заботы были совсем другие.
    У этой сказки очень красивый слог.
    Статью я бы переименовала в "Интерпретация "Курочки Рябы" в современном обществе", например. Если бы, как предлагалось, дед с бабой побежали продавать яичко, то не было бы детской сказки "Курочка Ряба". Представила себе эту картину.

  • Наталья Волкова Читатель 23 декабря 2010 в 13:05 отредактирован 25 мая 2018 в 05:58 Сообщить модератору

    Татьяна Рядчикова, спасибо за статью! Именно такая трактовка как то в голову не приходила. Мне после крещения (уже в достаточно зрелом возрасте) пришло в голову другое объяснение этой сказки. Это пасхальная сказка! В Пасху принято биться яйцами (чем дед с бабой и занимались), а потом яйцо упало со стола (не без помощи мышки) и разбилось! Но будет новый день и новое яичко, о чем курочка и сообщила старикам. Ну а к Пасхе яичко опять будет золотым (крашеным луковой шелухой) яйцом. По-моему вполне логичное объяснение.

  • Елена Хобоко Елена Хобоко Дебютант 16 мая 2009 в 13:04 отредактирован 16 мая 2009 в 21:45 Сообщить модератору

    Работаю в детском саду. В подготовительной группе детям однозначно сказка не нравится, а в ясельной, сказку любят. понятно кому она адресована и не нам взрослым её судить.

  • Интересная мутация происходит у простой курицы, и она начинает откладывать золотые яйца. Кто в этом виноват? Возможно повышенная радиация или потусторонние силы (т.к. петуха не было). А, может, просто подворовывала золотые изделия у соседей. Нам это неизвестно, а в сказке не уточняется. Но факт остаётся фактом.
    Недалекие хозяева начинают это яйцо бить. А, собственно, зачем? Поставили бы на полку и любовались или загнали бы на аукционе под видом концептуального яйца Фаберже. Может, врожденная тяга к уничтожению произведений искусства или местечковый вандализм? Еще одна загадка. А когда несчастная мышь сжалилась над немощными стариками и расколола яйцо - они начали рыдать. Видимо надеялись найти внутри огромный бриллиант. Но его не оказалось, да еще и яйцо потеряло товарный вид и теперь его можно продать только в качестве лома. Курочка пообещала снести новое яйцо (хотя и на первое-то еле-еле золотишко наскребла), и специально не указала точный срок исполнения, а доживут ли старики не ясно.
    Загадочная и печальная сказка. Будете старенькими . не заводите куриц. Купите попугая. Жрёт меньше и поговорить будет с кем.

    ;)

  • Хы. Чтоб осознать, почему плачут дед и баба, достаточно промахнуться с простым яичком мимо сковородки. Испытатель, может, и не заплачет, но раздосадован будет.

    Между прочим, для детей это очевидно.

  • Татьяна, в четвертом пункте, где курочка обещает новое яйцо, взамен разбитого, надо было добавить для ребенка - родители купят новую игрушку, взамен сломаной.

    Оценка статьи: 5

  • Татьяна Рядчикова,
    Радзинский бы сказал, что автор в своей сказке и сказкой ещё в те времена предвидел страшную смерть Сталина.

    Оценка статьи: 5

  • Комментарий удален
  • Татьяна Рядчикова, просто замечательная статья! Именно все перечисленные в ней вопросы приходили в мою непонятливую голову где-то недели две назад, когда я "Курочку Рябу" младшей дочке читала!!!И ведь до меня не дошло, в чем причина слез этих деда с бабкой!А теперь мне все понятно. Спасибо!!!!

    Оценка статьи: 5

  • Татьяна, очень хорошая и интересная статья. 5! Удачи!

    Оценка статьи: 5

  • Поди ж ты, простая до примитива сказка, а сколько в ней всего зарыто! Честно говоря, никогда в детстве не любила "Курочку Рябу", воротило меня от нее, хотя это был обязательный элемент из ежевечернего репертуара моей бабушки - нам, внукам, на сон грядущий.

    Оценка статьи: 5