• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Карина Бахтадзе Грандмастер

Можно ли назвать костюм искусством?

Каждая эпоха в истории человечества создавала особую материальную культуру с ее эстетическими и нравственными идеалами. Поэтому костюм можно назвать своеобразным воплощением вкусов своего времени, его идей, представлений об идеальности современника. Вкусы эти порой были очень далеки от истинной гармонии человека и одежды с точки зрения целесообразности и удобства.

Мы привыкли понимать под словом «искусство» традиционные его виды: живопись, архитектура, скульптура, музыка, театр… А между тем костюм любой эпохи — это некий художественный образ, отвечающий эстетическим вкусам и представлениям. В его создании участвуют самые разные виды прикладного искусства: ткачество, ювелирное дело, обувное, вышивка и др. Но главное, что позволяет говорить о нем как о произведении искусства, — костюм создается руками художника.

За многовековую историю человечества сохранилось и дошло до нас ничтожно малое количество материальных образцов одежды. Из всех видов прикладного искусства только костюм и драгоценная металлическая посуда подвергались истреблению: посуда переплавлялась, а платье уничтожалось. Своеобразными хранителями канувших в Лету костюмов всех времен и народов стали живопись, скульптура, гравюра.

Особенно богатый материал дает нам живопись. Каждый живописец в присущей ему манере запечатлел образы своих современников и вместе с ними запечатлел костюм, рожденный его веком. На полотнах художников можно видеть не только те или иные формы костюма, но и неповторимое богатство его колорита, почти физически ощутить фактуру ткани, узнать, какие меха, драгоценные камни, серебро или золото предпочитали тогда для украшений.

Рассматривая полотна великих мастеров, вглядитесь внимательно в изображение костюма. Он так же «разговорчив», как и лицо, руки человека. В нем отразилось представление о достоинствах и недостатках людей. Костюм говорит о человеке своим языком. Понять его непросто. Но если вы научитесь, то ваши познания в живописи станут глубже и откроют тайны, о которых вы и не подозревали.

На портретах придворных XVII века человек как бы утопает в знаках отличия и атрибутах, он стремится импонировать зрителю всем — гордой осанкой, властным взором, дорогими узорными тканями, эффектно и небрежно запахнутым плащом, драгоценными кольцами, серьгами, ожерельем…

Таков Филипп IV на полотне Веласкеса. Постигая красоту колорита, поражаясь виртуозности письма, которое дает ощущение бархата и кожи, золотого шитья и кружева, вглядитесь в пропорции костюма, в изощренность его отделки, воротник и манжеты. Внешний облик поможет понять характер этого вельможи, наделенного властью. Его поза говорит о богатстве и великолепии, о том, как дорого стоит этот господин.

История костюма сохранила немало примеров, как идея богатства, роскоши оборачивалась погоней за количеством дорогих украшений, тканей. В XVII веке идолом моды стали кружева. Известен анекдотический факт, когда английский король Карл II обратился в парламент с просьбой разрешить ему покупку нового кружевного воротника для придворного торжества. Посоветовавшись, парламент отверг его просьбу, предложив почистить старый.

Другие образы оставила нам эпоха Ренессанса. Ее стиль основывался на чувстве меры, на внутреннем равновесии, грации и благородстве форм, без которых не мыслилась совершенная красота. «Соблюдай соразмерность, с которой ты одеваешь фигуры, в зависимости от их положения и возраста», — это слова Леонардо да Винчи.

Вспомним два замечательных портрета Рафаэля: портреты Аньоло и Маддалены Дони. Естественная поза, полная спокойного достоинства: умный, внимательный взгляд. В облике этих людей как бы соединились красота ума и красота тела. То же достоинство в простой и ясной форме костюма, в его колорите. Костюм как бы повторяет в линиях, в отделке, в ткани представление о гармонии и красоте, которое вдохновляло художника. Сочетание цвета глубокой зелени с мягким красным в портрете Аньоло и музыкальность аккорда — красного, коричневого, синего в портрете Маддалены, освещенные редкими всплесками белого, — выражение высокой гармонии простоты и сложности.

Другое звучание приобретает костюм в портретах Б. Лицино. Здесь первенство за физической красотой. Художник был прекрасно знаком с трактатом Аньоло Фиренцуолы: «О красоте женщины», своеобразном кодексом идеальной красоты, который предписывал: «Волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными и волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или меду, или горячим лучам солнечным. Черные глаза нравятся многим, но лучше всего нежный темно-коричневый цвет, он придает взгляду веселье и мягкость. Самая красивая шея овальная, стройная, белая». Эта красота и нашла свое воплощение в женском портрете Б.Лицино.

В конце XVI века в Испании рождается костюм, выразивший идею монархической власти. Именно этот костюм становится общепризнанной «униформой» всех коронованных особ Европы. Но квинтэссенцией монархической власти, нашедшей свое выражение в одежде, служат наряды английской королевы Елизаветы. Елизавета не довольствуется обычными знаками королевской власти. Великолепие ее одежды должно соответствовать могуществу королевы. А роскошь одеяния заключается не только в баснословном количестве нашитых на него драгоценностей, но и в его своеобразной форме.

Елизавета стремится увеличить все модные детали одежды. Пышное кружево покрывает ее шею и грудь и окружает их нежной прозрачной массой, рукава невероятной величины. Платье и рукава украшают множеством драгоценностей. Из прозрачной вуали делают сложное, почти архитектурное сооружение. Прозрачные крылья вуали, прикрепленные к каркасу, окружают голову и лицо Елизаветы как бы сиянием, и сияние это увеличивается от драгоценных камней, расположенных на каркасе. Платье лишает фигуру подвижности, оно превращается в маленький храм, внутри которого находится божество, требующее поклонения и почестей.

Могущество королевской власти подчеркивает даже рисунок ткани. На портрете «Елизаветы — королевы Англии» неизвестного художника она изображена в платье с рисунком фауны и флоры колоний Англии. Редко в истории костюма можно встретить такое полное выражение самообожествления, какое было создано Елизаветой.

Порой в костюме находили свое воплощение не только «высшие идеи», но и мимолетные увлечения тем или иным образом, поразившим воображение современников. Примером могут служить немецкие костюмы XVI века. На формирование их причудливых форм оказали влияние пестрые одеяния ландскнехтов. Это военное сословие состояло из обедневших дворян, ремесленников и крестьян и пополняло ряды войск во многих европейских столицах того времени. Их образ жизни сказался на внешнем облике.

Легенда повествует о том, как, выиграв сражение в 1477 году у герцога Бургундского, солдаты-победители оказались в одежде настолько разорванной, что потребовалась немедленная ее починка. Принявшись за нее, солдаты в качестве заплат использовали полоски и кусочки от знамен бургундцев. Эти заплаты привели в восторг самих ландскнехтов. А их бравый вид послужил поводом для вспышки моды на асимметричное пестроцветье и ленточные формы. Отголоски такой моды можно увидеть в костюме герцога Саксонского на портрете Л. Кранаха.

Костюм, как и всякое произведение искусства, неисчерпаем. Взгляните на него так, как смотрите на живопись, скульптуру, архитектуру…

Статья опубликована в выпуске 19.01.2010
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: