• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наташа Деспи Профессионал

Какой вклад внес Джузеппе Гарибальди в современную моду?

О Джузеппе Гарибальди (1807−1882 гг.) слышал — и даже изучал в школе — практически каждый. Это был патриот Италии, борец за независимость и объединение страны. Что, собственно, общего может быть между ним и миром моды, тем более нынешней? Однако связь есть.

Sandra Cunningham Shutterstock.com

Знаменитый итальянец устроил революцию не только в Италии, но и в шкафах своих современников. Более того, без двух предметов одежды, ставших чрезвычайно популярными благодаря Гарибальди, мода сегодня просто немыслима.

Судите сами. Речь идет о джинсах. Да, тех самых, что в наши дни имеются в гардеробе почти у каждого жителя земли (по крайней мере, того, кто одевается по-европейски). И о женской блузке. Удивились? Разумеется, женских блузок Гарибальди не носил, но… Впрочем, стоит рассказать все сначала.

До середины XIX века в Италии, разодранной на части австрийцами и испанцами, вспыхивают народные волнения: итальянские патриоты всех слоев общества стремятся свергнуть угнетателей и объединить страну. Не остался в стороне и капитан бригантины Джузеппе Гарибальди.

Будущий герой присоединился к освободительному движению «Молодая Италия». В 1834 году после провалившегося заговора против герцогов Савойи он был заочно приговорен к смертной казни и вынужден бежать сначала во Францию, затем — в Тунис, а потом — в Южную Америку. Мятежный дух не давал ему жить спокойно: деятельный итальянец участвовал в восстании в Бразилии, помогал революционерам в Уругвае, какое-то время учительствовал и даже пиратствовал (в качестве капитана каперского фрегата).

Именно в Америке Гарибальди приобрел свой оригинальный стиль в одежде. На многих фотографиях и портретах он запечатлен в красной рубашке, низкой шапочке без полей и пончо. Итальянские патриоты стали носить такие же рубашки, сшитые руками матерей, жен и подруг.

По поводу выбора красного цвета единого мнения нет. По одной версии, когда в 1848 году у Гарибальди появилась возможность вернуться в Италию, он собрал несколько сотен соотечественников и отправился на помощь своим товарищам по борьбе.

Но итальянцы не захотели появляться на родине замухрышками, а облачились в единую форму, как и положено настоящему легиону. Хотя денег было мало, Гарибальди удалось приобрести недорогие красные фланелевые рубашки, предназначавшиеся для рабочих аргентинских скотобоен (на красном кровь не слишком заметна).

По другой версии, одинакового цвета «верх» у итальянских революционеров появился позже. Во время пребывания в Нью-Йорке Гарибальди приглянулась красная униформа тамошних добровольных пожарных бригад. Так что, когда он отправился на Сицилию в 1860 году во главе своей знаменитой «тысячи», его люди были одеты в красные рубашки. С высадки гарибальдийцев на остров и началось объединение Италии в единое королевство. А память об их подвигах увековечили в песне «Красная рубашка» («La camicia rossa»), превратившейся в гимн освободительного движения.

Итак, одетые в рубашки красного цвета отряды под командованием отважного капитана (на суше он дослужился до генерала) выглядели ярко и нарядно и проявили несказанное мужество в боях. Чем и восхитили всю Европу. Сам Гарибальди стал кумиром и вдохновителем для многих революционеров того времени.

Восторженные почитатели бесстрашного итальянца пожелали подражать ему хотя бы в манере одеваться. В моду вошли сразу несколько предметов одежды, названных в его честь: «гарибальдийка» — сама рубашка с отложным воротничком и длинными рукавами на манжетах, плоская невысокая шапочка без полей, красная куртка с орнаментом в итальянском народном стиле, а также шляпа-калабреза (национальный головной убор мужчин области Калабрия — место рождения многих гарибальдийцев).

Рубашки были настолько популярны, что, немного изменив фасон, их стали одевать и дамы, которые до середины XIX века носили только платья. Таким образом, красная «гарибальдийка», декорированная черной или зеленой тесьмой, явилась прообразом современной блузки. Модную новинку обычно комбинировали с темной юбкой и затягивали широким поясом.

Чуть позже их стали шить из белой материи, украшая кружевами, вставками и вышивкой. Переименованная в «английскую блузу», рубашка-«гарибальдийка» навсегда прижилась в дамском гардеробе. Под влиянием последующей моды, блузка меняла фасон, ткань, расцветку, отделку, но всегда оставалась востребованным предметом женской одежды.

И не только у модниц.

С 70-х годов XIX века голоса феминисток начали звучать все чаще и громче: многие женщины не желали мириться со своим второстепенным положением в обществе и стали активно бороться за гражданские права. Поэтому они с удовольствием облачились в «рубашки Гарибальди».

Во-первых, очень удобно и практично даже для особ из небогатых семей: вполне можно сочетать блузку с юбкой, переделанной из старого платья. И потом, будучи изначально мужским предметом одежды, рубашка, хоть и символически, но уравнивала женщин в правах с мужчинами.

Особенно популярной «гарибальдийка» становится в России, где это уже не просто модная одежда, а способ демонстрации передовых взглядов. Чаще всего такие рубашки носили курсистки, слушательницы Первого женского Университета, то есть девушки ученые и прогрессивные, и даже настроенные революционно! По мнению историков, «гарибальдийка» стала своеобразным символом целого периода русского демократического движения.

Но вернемся к джинсам. Как и все генуэзские моряки, Гарибальди носил штаны из крепкой ткани «деним» (de Nimes), окрашенной краской «bleu de Genes» («синева Генуи»), название которой впоследствии трансформировалось в «джинс». Не умаляя заслуг предприимчивого Леви Страусса, дополнившего эти штаны двойной строчкой и накладными карманами для удобства золотоискателей, можно смело сказать, что обладателем первых знаменитых «джинсов» являлся Гарибальди еще в 1861 году. Они, кстати, хорошо сохранились несмотря на «почтенный» возраст, и являются ценным экспонатом в римском музее Рисорджименто в Витториано. Вместе с заплаткой на левой штанине, прикрывающей дырку от пули.

Вот такая история у нашей повседневной одежды — джинсов и женской блузки. Как оказывается, далекие события истории находят свое отражение даже в моде сегодняшних дней.

Статья опубликована в выпуске 2.11.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: