• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Михаил Груздев Грандмастер

Из чего складывается красота японского меча? Раскладывем нераскладываемое...

Так из чего же складывается эстетическое наслаждение, получаемое при виде японского меча?

Vudhikrai, Shutterstock.com

1. Легендарность

Ну нет больше в мире холодного оружия, овеянного таким количеством легенд, мистических рассказов, регламентов писанных и неписанных. От легенды о божественном даре богини Аматерасу первому японскому императору (меч был одним из даров) до американских инструкций времён Второй мировой войны, не прикрываться от удара мечом винтовкой, ибо японский меч перерубает ствол винтовки М1-Гаранд. Японский меч не зря называют «живым», оружием со своей душой, своим характером. Мировая популярность японского меча, пришедшая после наплыва японских мечей в США после Второй мировой войны, ещё более подогревалась голливудскими боевиками про самураев, воинов-ниндзя и т. д.

2. Традиционность

Сегодня в Японии право ковать японский меч имеют всего примерно 300 кузнецов. Эти кузнецы до сих пор относятся к своему делу с профессиональной и церемониальной серьезностью. Ковка меча была и остаётся сегодня больше религиозной церемонией, чем производственным процессом. Не имея точных приборов для измерения температур, давления и т. д., меч просто ковали из самого лучшего металла, складывая его в 15 000 слоёв и более, а закаливали «в воде февральской температуры при нагреве лезвия до цвета вечерней июньской луны». Продают традиционные боевые мечи в Японии тоже не абы кому. Продавец может отказать в продаже товара, не объясняя причин, хотя купить меч такого же качества в любой другой стране мира не представляет труда. Но вот блюдут японские товарищи «чистоту рук», в которые попадает такое совершенное оружие, как японский меч.

3. Функциональность

Против противника, закованного в традиционный японский доспех из кожаных «чешуек», японский меч был просто идеальным оружием для ближнего боя. Мечом пользовались как щитом, отбивая удары другого оружия и даже пущенные с большого расстояния стрелы… Для того чтобы меч был повёрнут к противнику заточенной стороной, на рукоятке сделана специальная металлическая бляшка (менуки). Если под средним пальцем воин не ощущал этой металлической «клёпки», значит, меч был повёрнут не той стороной.

4. Статусность

После того как в начале 17-го века сёгун Токугава железной рукой подавил инакомыслие, за это он дал самураям такие привилегии, что даже император в те времена был силой лишь номинальной. А самураи — силой реальной. Права «человека с мечом» были таковы, что неодобрительный взгляд даже равного по статусу мог быть причиной дуэли. А уж за убитого крестьянина часто назначали лишь небольшой штраф. В этих условиях человек с мечом в глазах крестьянства, торговцев и горожан был чем-то вроде божества. Именно после эпохи Токугавы, когда внутренние войны сильно поутихли, а огромное количество странствующих самураев сменили нагинаты, копья и луки только на мечи, статусность меча подскочила почти до небес! Меч стал частью повседневной одежды воинского сословия. Именно поэтому во время ломки традиционных устоев в промышленную эпоху Мэйдзи (период в истории Японии с 23 октября 1868 г. по 30 июля 1912 г.) самурай прежде всего лишался меча, дальше его «перевоспитание» шло уже как по маслу.

5. Клинок — главное украшение японского меча

Нет, есть парадные мечи с богато украшенными ножнами и рукоятками, но, как правило, клинок у них из простой железяки, а стоимость настоящего японского меча — это стоимость клинка. Всё остальное так, «шелуха». Меч, выкованный по традиционной технологии, сделан как бы из куска хрусталя, при правильно поставленном освещении он как бы светится изнутри! Главное, на что обращают внимание, отсутствие трещин и других дефектов. Оценивается также линия закалки (хамон), рисунок на стали (хада), соответствие клинка классическим пропорциям и множество мелких нюансов.

6. Цуба (гарда, защита для рук)

Сменная металлическая «бляшка», которая сама со временем стала предметом коллекционирования и особого кузнечного искусства. На цубах японских мечей можно увидеть практически все японские классические сюжеты, их делают и профессиональные кузнецы, и штампуют промышленными методами. Кстати, коллекционировать цубы гораздо мене накладно, чем мечи. Классическая цуба всегда имеет отверстия для косуги (маленького хозяйственного ножика из мягкого металла) и когатаны (большой деревянной спицы для снятия традиционного японского доспеха), главных спутников самурая на его нелёгком жизненном пути.

7. Ножны

Ножны меча выступали не только футляром для ношения, но иногда и щитом, и настоящим оружием. Их делали из крепкого дерева (иногда именно ножнами приходилось отбивать удар вражеского меча), покрывали специальным водостойким лаком, всё-таки климат в Японии достаточно влажный. Меч вставлялся в ножны, как притёртая пробка в бутылку, не давая влажности проникнуть вовнутрь, поэтому, чтобы перевести меч из походного состояния в боевое, он буквально на миллиметр подавался из ножен большим пальцем левой руки. Именно поэтому бряцание цубой о ножны в мирное время расценивалось как вызов на поединок.

Настоящий японский меч красив и одновременно скромен. Ничего лишнего. Клинок, рукоятка, гарда (защита для рук), кожаная или шелковая оплётка для рукоятки, ножны и ремешок для подвязки на поясе. В походном варианте добавлялись ещё и упомянутые выше косуги и когатана. Всё! Не случайно японский меч дожил до наших дней если и не в первозданном виде, то уж точно любое добавление или убавление испортит эту гениальную красоту.

Как говорится, ни прибавить, ни убавить… Само совершенство!

Статья опубликована в выпуске 24.04.2012
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (40):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • отличная статья!
    только вот здесь:
    легенды о божественном даре богини Аматерасу первому японскому императору (меч был одним из даров)
    могу быть неточен, но кажется, там прямой меч. предположу, что цзянь, почти наверняка. корейского меча, изогнутого, в те времена в Японии еще не было. он веке в 11 появился, что ли.

  • Вдогонку. Был замечательный учитель фехтования - И.Э.Кох. Вот тут его книга. Может, кому-нить будет интересно. хттп://rudocs.exdat.com/docs/index-125707.html

  • Очень интересно узнать больше о спорном моменте по поводу "ЦУБЫ" и "блоке" катаной об катану. Очень внимательно слежу за комментариями по этой части! Спасибо за статью! Катана - любимое оружие.

    Оценка статьи: 5

    • Михаил Груздев Михаил Груздев Грандмастер 24 апреля 2012 в 16:11 отредактирован 24 апреля 2012 в 19:41 Сообщить модератору

      Александр Химаков, блок катаной ставится обухом (тупой частью меча) или ножнами.

      • Михаил Груздев, не спорю, но никак не могу понять, как блокировать рубящий удар обухом... неудобно. попробую конечно, но пока есть сомнения. другой вопрос, что в некоторых школах фехтования нет жестких блоков.

        • Александр Смирнов, да все просто! Не ставится жестких блоков! (как и в европейском фехтовании, особенно позднем) Жесткий блок, особенно для тонкого и легкого клинка (шпага 18-19 века, классический цзянь-меч и т.п.) или более толстого, но хрупкого (катана 17-20 вв) - это смерть клинку! Очень легко сломать. Этими мечами делаются блоки-сливы, т.е. "мягкие блоки", когда меч противника как бы проскальзывает вдоль Вашего меча, и за счет этого проскальзывания перенаправляется вектор удара и частично гасится сила удара. Еще этими мечами делаются блоки-сбивы - тоже мягкие блоки, но там кончик меча противника сбивается резким коротким движением верхней части Вашего клинка, и Ваш клинок при этом не травмируется.

          Жесткие же блоки, которые любят показывать в плохих боевиках и плохих исторических фильмах, более-менее проходят только на очень тяжелом клинковом оружии типа швейцарского пехотного эспадона, который по сути дела представляет из себя 16-тикилограммовый плохо заточенный ломик для 2-х рук физически очень крепкого мужика и работает только в строю и то преимущественно для прорубания копий строя противников.\

          Учите матчасть! Сходите на любой более-менее приличный турнир исторического фехтования и увидите, как там мало жестких блоков даже у тех, кто реконструирует раннесредневековое оружие и доспехи...

          • Елена Каширина,
            Не ставится жестких блоков! (как и в европейском фехтовании, особенно позднем) Жесткий блок, особенно для тонкого и легкого клинка (шпага 18-19 века, классический цзянь-меч и т.п.) или более толстого, но хрупкого (катана 17-20 вв) - это смерть клинку! Очень легко сломать. Этими мечами делаются блоки-сливы, т.е. "мягкие блоки", когда меч противника как бы проскальзывает вдоль Вашего меча, и за счет этого проскальзывания перенаправляется вектор удара и частично гасится сила удара. Еще этими мечами делаются блоки-сбивы - тоже мягкие блоки, но там кончик меча противника сбивается резким коротким движением верхней части Вашего клинка, и Ваш клинок при этом не травмируется.
            европейской гражданской шпагой не особо сражались против рубящего оружия в 18019 веках! это дуэльное оружие, у противника шпага же! если было - то где это отражено в технике? нет в шпаге сливов! 18 век - господство укола, а боевая шпага мощнее. да и защищаться от рубящего удара шпагой - а зачем? укол легким оружием опережает рубящий удар. сливы есть в сабле, хотя фиг его знает, когда они там появились. в учебниках 19 века не видел. можно счесть сливами 5-ю и 6-ю защиты, но тоже без особой уверенности. то есть их можно выполнять как сливы, а можно - как блоки.
            цзянь примерно аналогичен по параметрам европейским мечам. во всяком случае, боевой цзянь. 800-1200 грамм, нормальный меч.

            типа швейцарского пехотного эспадона, который по сути дела представляет из себя 16-тикилограммовый плохо заточенный ломик для 2-х рук
            2 - 2, 5 килограмма двуручник. может, больше редкие экземпляры для монстров стандарт боевого меча для одной руки - 800-1200, для двуручника 2 - 2,5 кг.
            истфеховский меч недавно приносили на тренировку, за 2 кило, неудобно, тяжело, хрен поработаешь нормально. боевые были куда легче, предки ж не были идиотами!

            • Александр Смирнов,

              В моем понимании тема ушла от исходного очень далеко. Здеь мы выходим за рамки мох компетенций и моей готовности их обсуждать.

              Еще раз - идите к спецам по историческому фехтованию. "Европейцы", как я понимаю, у Вас в наличии. С "японцами" могу познакомить, если нужно (йаи-до, кендошников нет, но могу попробовать найти)

  • Данил Олешкевич Читатель 24 апреля 2012 в 10:55 отредактирован 27 мая 2018 в 12:50 Сообщить модератору

    Отличная статья. Спасибо

  • Константин Кононов Константин Кононов Читатель 24 апреля 2012 в 10:33 отредактирован 24 апреля 2012 в 10:36 Сообщить модератору

    Учитывая, что в поединке главная задача воина - вывести из строя противника, понимаю, что основной целью были кисти рук . А то, что цуба была упором для кистей при прямых колющих ударах - никто, имхо, не отрицает такового предназначения. По поводу массовости - массовое производство мечей для низшего сословия подразумевало поточное изготовление одноразового оружия. Элите - элитный меч. Простому воину - простая железка. Которая и ломалась, и ржавела, и выщерблялась. А по поводу отсутствия каких-либо повреждений цуб... Как вы себе представляете? Никто никогда не попадал лезвием по цубе?

    • Михаил Груздев Михаил Груздев Грандмастер 24 апреля 2012 в 13:44 отредактирован 24 апреля 2012 в 22:06 Сообщить модератору

      "По поводу массовости - массовое производство мечей для низшего сословия подразумевало поточное изготовление одноразового оружия."
      Константин Кононов, совершенно верно! Меч для рядового воина, обученного крестьянина-копейщика, назывался ути-гатана и даже не забирался у убитого врага в качестве трофея. Самурайская катана - другое дело.

  • Иван  Иванов Иван Иванов Читатель 24 апреля 2012 в 10:16 отредактирован 24 апреля 2012 в 10:17 Сообщить модератору

    "Поменьше читайте всяких Википедий, их пишут такие же люди, как Вы и я."
    Возможно. Но о том же самом говорит Виктор КЛЕНКИН в статье "Цуба - мечта коллекционера"(журнал "Клинок", №3, 2003г.). Цитирую: "Прежде всего необходимо уточнить функциональное назначение этого предмета. Из статьи в статью переходит сравнение цуба с гардой (крестовиной европейского холодного оружия, служащей для защиты кисти при фехтовании). Это сравнение неверно. ... Поэтому небольшая пластина в основании рукояти меча, цуба, служит лишь для упора кисти при колющем ударе, предохраняя пальцы от соскальзывания на лезвие. Даже очень старые цуба, сохранившиеся до наших дней, не имеют вмятин от ударов мечом." !!! Ваши коментарии?

    Оценка статьи: 5

  • Михаил, спасибо за статью. Как всегда - замечательно!!!

  • Иван  Иванов Иван Иванов Читатель 24 апреля 2012 в 02:41 отредактирован 24 апреля 2012 в 02:42 Сообщить модератору

    Михаил, спасибо за статью. По поводу цубы, статья из Вики, цитирую:"... Ошибочно мнение, что цуба выполняла также и роль гарды. Гарда — поперечная перекладина, деталь европейского клинкового оружия: меча, шпаги, сабли и т.д.. Гарда предназначена для защиты руки от оружия противника. На раннем оружии гарды не существовало вовсе. Первые варианты гарды представляли собой планку, перпендикулярную продольной оси оружия, и находящуюся в плоскости клинка. Начиная с XVI века стали появляться круглые и чашеобразные гарды, а также гарды, защищающие кисть не только сверху, но и со стороны пальцев с помощью изогнутой части, идущей от верхней части рукояти к нижней. Японская фехтовальная школа не знает блоков катаны катаной в принципе. Катана изготавливалась из стали довольно высокой твердости, но весьма хрупкой. Стоимость же катаны достигала невероятных размеров, в зависимости от её качества. Тем не менее, и катаны, ковавшиеся на поток, и катаны, изготавливаемые по спец. заказу, при встречном ударе о другую катану имели высокие шансы разлететься или выщербиться. Блоки не предусматриваются ни клинком, ни цубой, ни какой-либо другой частью катаны. Цуба, помимо чисто декоративной функции, служила также упором для кисти руки при колющих ударах. Давление, испытываемое рукой при упоре в плоскую и относительно широкую цубу, в разы меньше давления при упоре в гарду, поскольку площадь приложения силы существенно больше, чем у гарды. Эта и ряд других причин обусловили появление в кэндо колющих выпадов. Тяжелым европейским мечом с узкой гардой было гораздо тяжелее и неудобнее произвести выпад." Т.е. существует мнение, что цуба выполняла совсем другие функции. Что Вы можете сказать на этот счет?

    Оценка статьи: 5

    • Иван Иванов, действительно, в цитируемой вами статье ляпы.

      колющих выпадов. Тяжелым европейским мечом с узкой гардой было гораздо тяжелее и неудобнее произвести выпад

      все в одну кучу! выпад - это действие ногами, передвижение. нет колющего выпада. есть укол, есть колющий удар. бывают они с выпадом, с шагом, со скачком... то есть выпад и укол - это просто разные действия. одно - ногами, другое - руками. не стоит все это смешивать. а бывает выпад с рубящим ударом на сабле или классической шпаге.

      Блоки не предусматриваются ни клинком, ни цубой, ни какой-либо другой частью катаны.
      они могли не одобряться, но в бою всякое бывает. и цуба, безусловно, играла и роль защиты руки.

      • Иван  Иванов Иван Иванов Читатель 29 апреля 2012 в 08:49 отредактирован 29 апреля 2012 в 08:52 Сообщить модератору

        Александр Смирнов,
        все в одну кучу! ... не стоит все это смешивать.
        Александр, боюсь Вы придираетесь к словам.
        безусловно, играла и роль защиты руки.
        В таком случае, какие-то недалекие были древние японцы, какая-то у них не серьезная гарда получилась, правда? Люди изобретшие такое чудо как катана, не удосужились додуматься о более полноценной защите? ХЗ... Да и в ваших словах - "...И роль защиты" подразумевается какая-то ОСНОВНАЯ цель цубы, не защитная. В словах Елены Кашириной, при всем моем уважении к глубине ее познаний, тоже нет четких причин не сделать гарду более адекватной.
        Засим я остаюсь при своем мнении - цуба изначально не гарда, хотя в некоторых случаях могла использоваться как оная.

        Оценка статьи: 5

        • Иван Иванов,

          В таком случае, какие-то недалекие были древние японцы, какая-то у них не серьезная гарда получилась, правда?
          пошел думать... так-то есть резон, вы правы

          боюсь Вы придираетесь к словам

          не вполне. разница действительно существенная, это ведь термины, означающие вполне определенные действия.

    • Иван Иванов,
      сама занималась йаи-до (вариант фехтования японским мечом). Так вот: техника блоков и сбивов ЕСТЬ. Т.е. если с умом, то японским мечом парировать можно, просто нужн знать как. Про историю японского меча ничего не скажу, ибо не знаю, но что-то по музейным экспонатам ни одного меча с "круглые и чашеобразные гарды, а также гарды, защищающие кисть не только сверху, но и со стороны пальцев с помощью изогнутой части, идущей от верхней части рукояти к нижней" не видела.
      Цуба имеет также значение предотвратить повреждение пальцев, когда после блока меч противника "сливается" по собственному клинку. Прямой удар цубой не отановить, а такой - вполне.
      В технике йаи-до мне ни разу не показывали упор в цубу при колющем ударе. Блее того, при правильном положении руки н рукояти никакого соскальзывания не происходит.
      Про европейский меч вообще бред написан, европейские мечи начиная века с 12 прекрасно были приспособлены для укола, а рапирой (с 16 века) вообще ничего кроме укола сделать нельзя, потому что это по сути дела стальной прут с чашкой. И про гарды европейских мечей бред написан.

      В общем, не могли бы Вы дать ссылку на эту статью в википедии? Скину знакомым реконструкторам ("европейцам" и "японцам"), пусть повеселятся.

      • Елена Каширина, да, пожалуйста - хэтэтэпэ://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A6%D1%83%D0%B1%D0%B0
        А вот ссылка на статью Виктора Кленкина - вэвэвэ.klinokmag.com.ua/russ/2003/n3/a1.htm
        Но тем не менее, Елена, как по Вашему, почему европейская культура фехтования родила развитую гарду, защищающую кисть руки, а японская нет? Ведь не смотря на разницу в подходе, это логичное решение, не правда?

        Оценка статьи: 5

        • Елена Каширина Читатель 24 апреля 2012 в 23:07 отредактирован 24 апреля 2012 в 23:09 Сообщить модератору

          Иван Иванов,
          Не знаю. По большому счету, Ваш вопрос - для диссера по истории. Что касается моего ЧАСТНОГО мнения, то здесь очень большое значение имели культурные особенности, развитие огнестрельного оружия и климат, как не парадоксально.
          Япония до европейцев (кажется,начало 17 века) не знала сплошных лат, да и потом они были привозной редкостью-ценностью. Думаю, что причина была в их климате, массовом распространении хороших лучников отсутствии хороших крупных лошадей (а как следствие - отсутствие потребности защищаться от таранного удара копьем). Климат - сырой и жаркий - тоже затруднял эксплуатацию сплошного пластинатого доспеха, доспехи были наборные, из мелких пластинок, покрытые лаком и прошнурованные шелком. Они, если ничего не путаю, одинаково хорошо и прорубались, и прокалывались (точнее одинаково плохо). В Европе же были популярные сплошные латы, которые проще пробивать колющим или арбалетом . Естественно, что слошные латы - удовольствие дорогое, поэтому колющие мечи (эстоки, ранние шпаги и т.д.) были в основном у знати, наемники жевравноймере пользовались и рубящими мечами (сабли, фальшионы и т.п.). Позже, когда появилось огнестрельное оружие, то латы стали менее актуальны, от них по сути дела осталась только кираса (к началу 19 века), но сохранилась среди знати техника, рассчитанная на укол. Вспомните - шпага оружие знати, а те кто попроще рубятся саблями, фальшионами и т.п. У которых далеко не всегда есть сплошная чашечная гарда. И под преимущественно колющую технику гарды ранних шпаг и рапир потихоньку начали мутировать в слошные чашки, да еще и с дужками.

          В Японии же с наступлением эпохи Токугава техника осталась прежней - соответствующей тому типу доспехов, на котором законилась эпоха внутренних войн. Т.е. техникой, сочетающей рубящие и колющие удары, причем с преобладанием рубящих. Поэтому и меч сохранился под технику. В этом случае защита кисти не особо актуальна, потому что техника крайне редко использует атаку по кисти и предплечью - банально сложно попасть в руку, амплитуда руки намного выше чем при шпажной технике. Но зато чашка типа сабельной будет мешать выводить меч под скользящие блоки и не позволит подключать вторую руку (японский меч это позволяет, очень актуально при прорубании чего-то твердого)

          • Елена Каширина,

            сохранилась среди знати техника, рассчитанная на укол. Вспомните - шпага оружие знати, а те кто попроще рубятся саблями, фальшионами и т.п.
            да, в позднее время. и даже на войне были шпаги - правда, как я понимаю, помассивнее гражданских. но зародилось фехтование рапирой (а позже шпагой) среди горожан. собственно, оно к военному делу не имеет прямого отношения. дворяне и прочие рыцари культивировали воинские искусства, с военным оружием. рапира же - оружие чисто городское, на войне бессмысленное. и укол, конечно, появился и для пробывания доспехов в сочленения. но и он появился среди горожан, изначально для бездоспешного боя.

            • Александр Смирнов,
              Разве??? А как же ранние тяжелые шпаги,по которым не поймешь,то ли это эсток продвинутый, то ли шпага ранняя? Да и вроде у фонВинклера было про рапиры как оружие позднего рыцарства именно для пробивания доспехов... Или я уже все забыла - все-таки лет 7 уже как не в теме...

              • Елена Каширина, я о более позднем времени, когда собственно фехтование развивалось. насколько я понимаю, собственно рапира - именно гражданское оружие. рапира ведь не сразу появилась, были переходные мечи с выраженными колющими качествами. вы правы, идея укола. похоже, возникла в военной среде - но развитие фехтования шло уже не в дворянской среде. во всяком случае. не в военной, за ненадобностью.
                вроде так. на днях выложу статью, прошу обсудить

                • Александр Смирнов,
                  Извините, но дворянство до начала 20-го века в Европе и окрестных регионах считало войну самым достойным занятием для мужчины. Считаю некорректным отделять войну от дворянского сословия в этом регионе. Развитие фехтования, в первую очередь на шпагах, по моим данным шло прежде всего среди дворянского сословия, потому как тем же крестьянам или купцам фехтование было не нужно, для самозащиты они использовали другие способы (говорю о периоде 18-20 вв). И - да - фехтование было актуально для дворянства именно как ВОЕННОЕ искусство минимум до середины 19 века, а в отдельных группах и позже, поэтому и развивалось там с успехом.

                  Рапира - да, в ЭТОТ период УЖЕ преимущественно гражданское оружие, хотя по-прежнему используется и на поле боя (правила войны до 20-го века были совершенно другие, чем сейчас!!!). Но исходно - 15-16 вв (если не путаю) - рапира именно военное оружие, для пробивания тяжелых доспехов!

                  О гражданском оружии. "Гражданский меч" средневековой Италии, конечно, был преимущественно простонародным, это да. Но у дворянства было свое гражданское оружие, особенно до широкого распространения огнестрельного оружия (18 век, если ничего не путаю). Потому что в обычной жизни с боевым оружием ходить не всегда удобно (тяжело и т.п.), а без оружия - неприлично.

                  • Елена Каширина, сошлюсь на Эгертона Кастла "Школы и мстера фехтования".
                    и рапира - само слово означает меч при костюме или меч для костюма. то есть не военное оружие.
                    а на поле боя - фехтование, насколько я в курсе, довольно сильно отличалось от гражданского варианта. не напрасно в более позднее время оружие военного - палаш, сабля. и научиться проще, и останавливающее действие гораздо выраженнее. колющее оружие для поля боя - по сути, смерть. да, еще при доспехах использовали колющие мечи, но еще не рапиры. насколько понимаю, отличались и рукоять, и хват. а вот гарды типа рапирных были уже на мечах. но фехтовать им, судя по описаниям экспертов, было неудобно. фехтование как техника боя против такого же бойца с клинком - это уже рапира.
                    и вопрос: как вообще представляете себе бой двух рыцарей на эстоках (например)? по-моему, это оружие либо для удара типа копейного, с хватом второй рукой, либо для добивания. а вести бой на рапирного типа мечах, пытаясь попасть в сочленения доспеха... сомнительно, если честно. да еще и на поле боя, когда есть и другие противники.

                    • Александр Смирнов,
                      1. Я данной темой уже лет 7 как не имею дело, многое забыла.
                      2. Если у Вас есть знакомые по историческому фехтованию, то лучше обращайтесь к ним. Я же выражаю здесь свое мнение непрофессионала в данном вопросе. Никогда не считала себя здесь профессионалом. Так, по верхам нахваталась...
                      3. И еще - мы в теме все-таки обсуждаем японский меч...

    • Михаил Груздев Михаил Груздев Грандмастер 24 апреля 2012 в 07:50 отредактирован 27 апреля 2012 в 21:03 Сообщить модератору

      "Катана изготавливалась из стали довольно высокой твердости, но весьма хрупкой."
      Иван Иванов, катана, как и любой японский традиционный меч, двухслойна, твёрдая и хрупкая режущая полоска "обёртывается" слоем мягкой и вязкой стал. Именно такая комбинация, которая не меняется с 12-го века, позволяет разрезать волос на лету и разрубать доспехи (вместе с человеком внутри) не боясь, что меч сломается.

      • Михаил Груздев, "...разрезать волос на лету и разрубать доспехи (вместе с человеком внутри) не боясь, что меч сломается."
        Читаем там же - "Вопреки утверждениям об уникальных свойствах японских клинков, последние сотнями тысяч приходили в негодность на полях сражений, выкрашивались, получали зазубрины. Даже если Клинок не лопался в ослабленном месте, его перезаточка, учитывая специфику закалки японских клинков узкой полосой вдоль лезвия, «съедала» закаленную сталь. Какой смысл самураю было украшать боевой Клинок дорогой цубой, зная, что жизнь буси и их оружия коротка и эфемерна? Поэтому мечи, дошедшие до наших дней, – преимущественно те, которые не участвовали в войне. Это как правило уникальные и дорогие образцы." Может быть так, что такого рода легенды основаны на отдельных, редких, можно сказать уникальных экземплярах? А массовое производство было ... массовым! А потому и относительно посредственным?

        Оценка статьи: 5

        • "А массовое производство было ... массовым! А потому и относительно посредственным?"
          Иван Иванов, массовое производство клинков закончилось в эпоху Токугавы (в начале 17-го века) и с тех пор в Японии не было больше войн, где требовался массовый поков мечей. А в кратковременных местных стычках обходились тем, что есть. По настоящему массовое производство было развёрнуто перед второй мировой, когда каждый военначальник, начиная с сержанта носил меч как часть формы, но звиняйте, это была обычная штампованная полоса крепкой стали, а не традиционный японский меч.