Впрочем, к тому моменту, когда лента попала на экраны кинотеатров СССР, отношения между нами и Западом уже заметно потеплели, и даже самые ярые критики американской кинопродукции не смогли обнаружить в этом простеньком, но эффектном боевичке провокации.
…Ветеран вьетнамской войны Фрэнк Мерфи неплохо устроился по жизни. С подругой у него отношения свободные, да и работа не пыльная — знай себе, летай в ночном небе, да высвечивай прожектором наземным патрулям прячущегося в темной подворотне карманника или насильника. Начальник, правда, заноза в заднице, и салагу в напарники приписали, но в целом жаловаться не на что, если не считать ночных кошмаров и надломленной на войне психики.
И тут Мерфи попросили сесть за штурвал ультрасовременной и навороченной «вертушки» под названием «Голубой гром». Проектом заведует бывший сослуживец Фрэнка, мерзопакостный полковник Кокрэйн, с коим отношения не сложились еще во Вьетнаме. Судя по всему, вояка по-прежнему запачкан в каких-то грязных правительственных махинациях, иначе зачем в небе мирного Лос-Анджелеса бронированный супервертолет с четырехствольной пушкой, способной за считанные секунды располовинить автомобиль? Однако сование носа в чужие дела не сулит Мерфи ничего хорошего, ведь тайные сговоры заключаются не для того, чтобы их раскрывали…
Куча железа, одухотворенная иль нет, уже не раз становилась предметом вдохновения для голливудских сценаристов. Вспомним хотя бы «Кристину» или «Восход «Черной Луны», а также приятного в общении робота по имени «Джонни Пять» из фантастической комедии «Короткое замыкание», снял которую, кстати, все тот же Джон Бэдэм. Вот и в «Голубом громе», по сути, главным героем является не умудренный опытом пилот Фрэнк Мерфи (Рой Шайдер) и не карикатурный злодей Кокрэйн (Малкольм МакДауэлл), а французский вертолет со столь знакомым нашим автомобилистам именем Gazelle, оттюнингованый по последнему слову техники. И так как художники фильма не сильно смыслили в аэродинамике, прилепленный к носу пулемет уверенно тянул «птичку» вниз, так что пришлось пропорционально утяжелять хвостовую часть.
Нашпигованный электроникой и всевозможными шпионскими девайсами, вроде бьющих на километр микрофонов, сверхчувствительных тепловизоров и всезнающего бортового компьютера, «Голубой гром» представляет собой грозное оружие в руках профессионала или гранату в лапах мартышки, в зависимости от того, кто им управляет. Разумеется, все использованные в картине спецэффекты, так или иначе, связаны с летными пируэтами, погонями и прочей воздушной вакханалией. Вот почему зритель, не избалованный подобными зрелищами (рисованные истребители «Звездных войн» не в счет), валом шел поглазеть на авиационные кульбиты.
К сожалению, здоровски снятым экшном достоинства фильма и ограничиваются, потому как в том, что касается детективной интриги или противостояния двух главных героев, насквозь положительного летчика и подлого полковника, то здесь все снято пресно и скучно. Находящийся в зените славы Рой Шайдер, которому действительно довелось послужить в ВВС США (правда, всего лишь авиадиспетчером), устало выдает еще одного героического персонажа, в одиночку расправляющегося с целой «бандой» заговорщиков. Его Фрэнк Мерфи — типичный ветеран, суровый к врагам отечества, дуракам и амбициозным выскочкам, но нежно потакающий женским слабостям подруги и детской непосредственности своего нового напарника, который, очевидно, смышленее своего наставника, но жизненными трудностями не закален. Главный злодей — и вовсе схематичен, хотя МакДауэлл и пыжился изо всех сил, стараясь быть значимой фигурой в разыгрываемой партии.
Забавно и то, что на профильную премию «Сатурн» Шайдер был номинирован в паре со своей экранной пассией Кэнди Кларк и уступил награду ей. А вот режиссер Бэдэм победил маститых соперников, в том числе Вуди Аллена с «Зелигом» и Дэвида Кроненберга с «Мертвой зоной», но с другим фильмом, «Военными играми», тоже рассказывающими историю о том, как случайный свидетель становится пешкой в закулисных интригах чиновников-милитаристов. «Голубой гром» также номинировали на «Оскара» в технической категории «Лучший монтаж», но там шансов на победу оказалось еще меньше.
Сегодня лента Бэдэма уже не смотрится так круто, как во времена премьеры, хотя положение отчасти спасают качественный подбор актеров, задорная концовка и здоровая самоирония. В начале фильма нам гордо демонстрируют надпись, что, мол, вся показанная в фильме техника на самом деле используется в армии США. Должно ли это было по замыслу авторов вселять в аудиторию (преимущественно тоже американскую) гордость за отчизну, или, наоборот, служило предупреждением о возможном развитии событий, непонятно. Ясно одно — пока в небе за штурвалом находятся такие железобетонно «свои парни», как Фрэнк Мерфи, можно без опаски ходить по улицам.
Спасибо на добром слове, Леонид.