• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Зырянов Профессионал

Священная война Европы. Как завершилась Реформация?

После своего «рождения» в Германии Реформация стала быстро набирать обороты и в итоге захлестнула практически все европейские государства. В данной статье в хронологическом порядке важных событий рассмотрен период пика и завершения Реформации.

Себастьян Вранкс, «Мародёрствующие солдаты», 1647 г. Фото: ru.wikipedia.org

1536 год: Кальвин вступает в контакт с реформаторами

Французский религиозный изгнанник Жан Кальвин приезжает в Женеву, уже переживающую хаотическую Реформацию, и становится там видным церковным лидером. Постепенно, преодолевая большую оппозицию (не в последнюю очередь со стороны соратников-реформаторов), он устанавливает там свою собственную Реформацию, придаваемую особой энергией большим количеством соратников-изгнанников. Женева становится ведущим центром Реформатского протестантизма наряду с Цюрихом.

Кальвин делает особый акцент на дисциплине и тщательно организованном церковном управлении, и результаты этого вызывают восхищение во всей Европе, поскольку многие переживают беспорядки и публичное насилие как постоянную тревогу.

Коллеги Кальвина также поощряют новую форму церковной музыки, сильно отличающуюся от лютеранской: она основана исключительно на текстах песен из Библии, главным образом на 150 псалмах Давида. Они выражены в простых стихах с простыми мелодиями для всех, чтобы петь («метрическая псалмопевца»). Для многих это освобождение в поклонении Богу, и метрические псалмы становятся мощным символом групповой идентичности среди реформированных протестантов, выходя за пределы местных и культурных границ.

Лукас Кранах Младший, «Деятели Реформации»
Лукас Кранах Младший, «Деятели Реформации»
Фото: commons.m.wikimedia.org

1555 год: Карл V заключает нелегкий мир с лютеранами

После девяти лет войны в Центральной Европе Карл V и его семья Габсбургов вынуждены признать официальное существование лютеранства, где бы подчиненные правители империи ни пожелали его установить для своих подданных.

В других местах Габсбурги пытаются защитить и возродить католицизм. Это компромиссное соглашение, «Аугсбургский мир», не включает в себя Реформатский протестантизм и не упоминает о нем, хотя в последующие десятилетия в некоторых регионах империи появились реформатские протестантские правители.

Это молчание о реформах создает нестабильность и неопределенность в религиозной политике Центральной Европы. К 1600 году Скандинавия и большая часть северной Германии были сознательно лютеранскими, но реформатские церкви были основаны далеко на Западе, в Шотландии и Англии, и на Востоке — в Трансильвании и некоторых частях Польши и Литвы.

Титульный лист первого издания текста Аугсбургского религиозного мира. Майнц, 1555 г.
Титульный лист первого издания текста Аугсбургского религиозного мира. Майнц, 1555 г.
Фото: ru.wikipedia.org

1558 год: новая королева Англии ищет золотую середину

Елизавета I наследует английский престол и после согласования религиозного урегулирования с парламентом в 1559 году прекращает десятилетия религиозной неопределенности в Англии, поддерживая урегулирование на протяжении всего своего 45-летнего правления.

Со времени разрыва ее отца Генриха VIII с папским послушанием в 1533 году королевство колебалось между двусмысленным отношением Генриха к Реформации, энергичным продвижением Реформации его сыном Эдуардом VI и бескомпромиссным восстановлением католицизма его дочерью Марией.

Елизавета — осторожная протестантка, но ее духовенство и те, кто формирует общественное мнение, с энтузиазмом продолжают Реформатский протестантский путь Церкви Эдуарда, и она мало что может с этим поделать, кроме как запретить любые дальнейшие официальные акты о религиозных изменениях. Тем не менее она настаивает на сохранении не только епископов, но и соборов как действующих церковных учреждений.

Соборный этос упорядоченного богослужения, поддерживаемый профессиональными хорами, совершенно отличается от реформированной протестантской религиозной культуры, распространяющейся по английским приходам, и завещает длительное двойное послание теологии Церкви Англии: католической или протестантской? Этот вопрос так и не был решен.

Библия короля Якова
Библия короля Якова
Фото: ru.wikipedia.org

Церковь объединяет общая английская Библия (достигшая после девяти десятилетий переводов окончательной формы в версии «короля Якова» 1611 года) и книга общей молитвы, восходящая к первым английским литургиям архиепископа Томаса Кранмера 1549 и 1552 годов и принимающая свою окончательную форму в 1662 году. Из этой английской церкви выросло «англиканство», в то время как те английские протестанты, которые не могли принять поселение 1662 года, образовали церкви в «инакомыслии» или «нонконформизме», позже известные как «свободные Церкви».

1563 год: епископы начинают контрреформацию

Собор римско-католических епископов, собравшийся в Тренте на севере Италии, закрывается после серии заседаний, начавшихся в 1545 году. Он достиг многого в восстановлении уверенности в себе и структуры старой западной церкви после удара Реформации. Хотя некоторые вопросы (например, о характере папской власти) намеренно оставлены нерешенными, он бескомпромиссно подтвердил доктрину и практику, как это было накануне восстания Лютера, за исключением некоторой очистки злоупотреблений.

Заседание клириков во время Тридентского собора
Заседание клириков во время Тридентского собора
Фото: Matthias Burgleichner, ru.wikipedia.org

Одновременно со вспышками энергии в обновлении религии Южной Европы, которые не нашли своего места в протестантской Реформации, постановления собора подпитывают возрожденную «контрреформационную» идентичность католической церкви, поддерживаемую властью монархов — особенно во Франции, Польше и Священной Римской Империи.

Католицизм, благодаря португальской и испанской заморской экспансии и деятельности в Америке, Африке и Азии, становится первой мировой религией, решительно поддерживаемой военной мощью против других религий, где бы испанские и португальские власти ни смогли заявить о себе.

1607 год: протестанты колонизируют Северную Америку

Первая английская колония, сохранившаяся на постоянной основе в Северной Америке, была основана в Джеймстауне (названном в честь нынешнего короля Якова VI и I, хотя колония была названа Вирджинией в честь королевы — девственницы Елизаветы). Его создание предвещает экспансию англоязычного протестантизма с небольшого острова, чтобы стать всемирным выражением христианской веры.

Карта, изображающая колонию Виргиния (согласно Второй хартии), составленная Виллемом Блау
Карта, изображающая колонию Виргиния (согласно Второй хартии), составленная Виллемом Блау
Фото: commons.wikimedia.org

Вирджиния счастлива установить официальную религию, которая является версией установленной Церкви Англии. Но другие колонии, расположенные далеко к северу от нее на побережье, которое мы надеемся назвать «Новой Англией», основаны людьми, глубоко недовольными тем, что они считают папистскими компромиссами английской церкви.

1618−1619 годы: Европа втянута в разрушительную войну

Синод (собрание) голландской Реформатской церкви собирается в Дордрехте (Дорт), чтобы решить вопрос о том, что церковь считает средством спасения, после того как ожесточенные богословские и политические споры привели к победе тех, кто провозгласил строгую схему веры в божественное предопределение.

На нем присутствуют представители других реформатских церквей, в том числе из Англии, так что этот Синод — самое близкое к международной встрече, чего всегда добиваются раздробленные реформатские церкви. Он устанавливает узкие границы идентичности реформированного протестантизма. Не все реформированные протестанты принимают это и дрейфуют в радикальных, менее ограниченных направлениях — постоянная тенденция в реформированной протестантской вере.

В то же время борьба за то, чтобы стать королем Богемии, между католическим Габсбургом и реформированным протестантом из династии Виттельсбахов приводит к сокрушительному поражению протестантизма (в битве при Белой Горе, 1620). Страх перед этим триумфом Габсбургов среди других держав обостряет региональный конфликт до широкомасштабной и разрушительной войны в Центральной Европе.

Питер Снайерс, «Битва у Белой Горы в 1620 году»
Питер Снайерс, «Битва у Белой Горы в 1620 году»
Фото: ru.wikipedia.org

После окончания Тридцатилетней войны в 1648 году протестантские территории по всей Европе значительно сократились, но многие европейцы устали от религиозного насилия и исследуют, как разум может быть применен к религиозной вере менее догматическими способами. Их усилия формируют мировоззрение, которое вскоре будет названо «просвещением».

Так в истории Европы завершилась Реформация, покончившая со старыми идеологическими догмами эпохи Средневековья, открыв дорогу новым.

Статья опубликована в выпуске 25.01.2022

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: