• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Психологические законы управления: как они действуют?

Кто ж не знает, что такое закон: это предел свободы воли/действий, либо фундаментальное основание, правило, установление. Что касается управления, то его можно рассматривать как воздействие с целью достижения желаемых результатов, а также как способность воздействовать в конкретных условиях.

Управление — это наука и искусство одновременно, и притом — повседневная практика. Идя по жизни, каждый по своей дорожке, пусть даже не имея никаких начальственных чинов, любой из нас то и дело занимается управлением, порой не задумываясь, поскольку нуждается в достижении желаемого и пытается воздействовать на этот процесс.

А ведь для того, чтобы он, процесс, протекал благоприятно, необходимо знать законы. И если кто-то таковых не замечает, то это вовсе не означает, что их нет. Как известно, «незнание закона не освобождает от ответственности за…». А потому давайте знакомиться с психологическими законами управления.

Закон неопределенности отклика

В зависимости от имеющегося личного опыта, непосредственного или почерпнутого от окружающих, человек воспринимает то, что происходит, с учетом сложившихся стереотипов сознания, т. е. устойчивых мнений, оценок и суждений. Они вносят коррективы в понимание ситуации, сужая ее до рамок, заданных стереотипом. Вот потому-то разные люди по-разному реагируют на одно и то же. «И опыт, сын ошибок трудных…».

С другой стороны, в разное время, в разных условиях, включая собственное настроение и проч., один и тот же человек может по-разному воспринимать одну и ту же информацию. Помните, в «Обыкновенном чуде» Е. Шварца у Короля в душе «просыпались» предки, диктуя ту или иную реакцию на происходящее?..

Не раз была свидетелем того, как после производственного совещания, на котором принимались конкретные решения, сотрудники, расходясь, продолжали обсуждение вопросов и… приходили к другим вариантам. А когда руководитель на подходе сроков исполнения спрашивал: «Где?», на голубом глазу отвечали, что посчитали более правильным поступить иначе… Ничего себе, да? Окончательный отклик оказывался вне зоны доступа руководителя — лица, ответственного за проект в целом.

Закон неадекватности взаимного восприятия

Мы видим друг друга в определенном ракурсе, не более того, а целиком и полностью — никогда, как, впрочем, и все вокруг: глядя на столешницу сверху, не видим ножек стола, взирая на лошадь сбоку, только догадываемся, что у нее есть второй глаз и т. д. Если при этом учесть, что второй лошадиный глаз никуда не денется, как и ножки пресловутого стола, но зато человек постоянно изменяется, то нетрудно признать: домыслив что-то в его образе, а в особенности в психологическом портрете, рискуем ошибиться.

Кроме того, человек способен защищаться от того, чтобы его «раскрыли по полной». Во-первых, индивиду внутренне присуще желание представать с лучшей стороны и скрывать недостатки, а во-вторых, он может про себя не все и знать, так что на всякий случай сознательно или бессознательно прикрывается неким непроницаемым флером, а то «неровен час…». Это не хорошо и не плохо, просто естественный процесс самовыражения и самопозиционирования.

Закон неадекватности самооценки

Даже если вам покажется, что уж вы-то себя хорошо знаете, постарайтесь не обольщаться слишком сильно. Все, до чего мы доходим в самооценке логически, то есть мыслью — рассудком — разумом, не исчерпывается результатами сознательного процесса. Есть еще эмоционально-интуитивная составляющая, от которой никуда не деться, а если попробуешь игнорировать — вот тут-то и попадешься на крючок. Речь о том, что кроме рационального начала в нас присутствует иррациональное, иногда — вплоть до совсем неразумного, а порой — наоборот.

Закон искажения информации

В разных интерпретациях это важнейшее установление социального взаимодействия представляют то законом потери смысла управленческой информации, то расщеплением его. Суть в том, что пока некая установка движется по управленческой иерархии, смысл ее изменяется (не думайте, что только на работе: от бабушки к маме, от нее — к старшему сыну, а потом к младшей дочке — тоже путь неблизкий). Почему? Прежде всего, язык многозначен, в «депеше» почти всегда можно усмотреть отсутствие ответов на вопросы, резонные или надуманные, и они домысливаются респондентами, имеющими к тому же индивидуальные психологические характеристики, которые автоматически «отпечатываются» на информационном послании.

Кстати, однажды на лекции по НЛП, когда еще только знакомилась с этим направлением, с удивлением услышала, что в числе основных принципов его значится такой: «Вся передаваемая информация доходит до адресата». Не скрою, это было первое, что насторожило меня, на ту пору — управленца по образованию и по профессиональной деятельности.

Закон самосохранения

Личный и социальный статус, состоятельность, достоинство, безопасность — это то, что жизненно важно для человека в принципе, а потому он стоит на страже, сознательно или подсознательно защищая свое личное ценностное пространство. И никакие увещевания, аргументы, примеры, угрозы не способны поколебать намерение сохранить это пространство от посягательства, хотя бы даже в форме критического замечания по делу, но сформулированного неподобающим образом.

Закон компенсации

Все просто: что-то не получается в одной сфере, и человек начинает поиск успешности в другой, необязательно бросая первую. Из «прошлой жизни» самый наглядный пример: профсоюзные деятели и т. п. Но встречаются и другие варианты: проблемы памяти, в частности, решаются с помощью привлечения вспомогательных технических средств, от банальных ежедневников до диктофонов и компьютерных напоминалок.

Кстати, встречалось не раз: не умеет сотрудник ни служебную бумагу составить, ни вести переговоры с регионами, зато начинает требовать. Это она, компенсация по принципу психологической «подстройки сверху»: отчитайтесь, доложите, докажите. А регионалы компенсируют полученный суррогат, минуя неудобного сотрудника и обращаясь к его начальству. Не с претензиями, нет, по существу вопроса, который не удалось решить. И пошло-поехало…

Что делать?

Извечный вопрос, не так ли? Применительно к психологическим законам управления можно предложить поразмышлять над некоторыми прикладными принципами, имеющими отношение к управляемым (работникам).

1. Универсальная талантливость. Имеется в виду, что не получается у того, кто занят не своим делом. Есть ли куда переставить сотрудника или перераспределить занятия по хозяйству в доме?

2. Развитие. Если старт благополучен, а дальнейшая работа сбоит, то, возможно, имеет место накопление количества до перехода в качество. Или «колбасит»: то пусто, то густо. Полезно присмотреться к способностям и не торопиться с организационными мерами, оценить условия, в которых действуют плюсовой и минусовой эффекты.

3. Неисчерпаемость. Сказав себе, что ни одна оценка, данная человеку при его жизни, не может считаться окончательной, можно продуцировать новый взгляд на личность, в том числе — проблемную, так сказать, освежить собственное восприятие.

4. Сопоставление. Прежде, чем критиковать чью-либо точку зрения, хорошо бы «собрать в кучку» все возможные предложения, а потом сравнить их с исходными условиями и предполагаемыми перспективами реализации.

5. Оптимизация информационных потоков. Во-первых, если есть возможность, стоит минимизировать количество передаточных звеньев, участвующих в процессе распространения информации. Во-вторых, обеспечивать своевременность, необходимую и достаточную полноту, не говоря уже о достоверности информации. И, наконец, поддерживать обратную связь (с сотрудниками ли, с домочадцами, родственниками и т. д.), удостоверяясь в адекватности усвоения получаемых сведений.

* * *
Далека от мысли, что выдала в связи с психологическими законами управления «правильные рецепты раз и навсегда». Заметьте, предложила лишь задуматься, а что решите в результате — дело ваше. Но все же от души желаю успеха!

Статья опубликована в выпуске 28.10.2010
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (30):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Поэт сказал: "... Нет правды на земле, но правды нет и выше". Ан-нет, ошибся, однако. И эта правда прорезается потихоньку-полегоньку. Вот и слава Богу, а также спасибо всем, кто понял, о чем речь.

  • Кстати, встречалось не раз: не умеет сотрудник ни служебную бумагу составить, ни вести переговоры с регионами, зато начинает требовать. Это она, компенсация по принципу психологической «подстройки сверху»: отчитайтесь, доложите, докажите. А регионалы компенсируют полученный суррогат, минуя неудобного сотрудника и обращаясь к его начальству. Не с претензиями, нет, по существу вопроса, который не удалось решить. И пошло-поехало… Верно сказано, Валюш.

    Оценка статьи: 5

  • Галя Константинова Галя Константинова Грандмастер 25 октября 2010 в 08:39 отредактирован 9 июля 2020 в 10:06 Сообщить модератору

    Валя, чуть не по теме статьи, но по теме все равно. Очень интересно твое мнение о теории этого человека: преподавателя Высшей школы бизнеса в Стокгольме, прекрасного музыканта.

    "Бизнесовое мышление - очень художественное мышление "

    Оценка статьи: 5

    • Комментарий удален
      • Бесподобно: "Если бы не было фуг Бага, я бы никогда не понял, что такое E=mc квадрат!"Вот, еще одна часть открылась, ура!

        Энергия, движение, любовь - безусловно - ключевые понятия жизни, и не только бизнеса. И еще: вот-вот, нельзя выполнять чужую роль, где ты неестественен.

        Но про обиду я думаю несколько иначе: не надо играть, надо пропустить стрелу мимо себя.

        Так вот почему я никак не могла понять "Волшебную флейту" Моцарта

        Харьковская школа была и в науке, не только в искусстве. А еще такие города, как Воронеж, Тверь, Орел и др., были знамениты многими культурными традициями.

        Про побочную партию продолжаю размышлять...

        • Про побочную партию продолжаю размышлять...

          Ты знаешь, я тоже.

          Спасибо, мне было очень интересно - и здесь тоже не то, чтобы не со всем согласна, просто еще не готова сформулировать свое мнение. Это о роликах. А статья отличная, но я ее тоже перевариваю потихонечку.

          Оценка статьи: 5

          • Галя, про побочную партию как доминантную я пока что домыслилась вот до чего. Если Бабушка из "Красной Шапочки" таковой является, то в переводе на язык бизнеса это - потребитель. Мама - производитель, дочка - курьер. И выходит, что проблемы с доставкой. Как тебе?

            • То, что Бабушка - потребитель - несомненно. А проблемы - наверное, те, которые должны быть: конкуренты (Волк), оптимальная доставка товара из пункта А в пункт Б (логистика и те же Волки), уважение к потребителю и учет его интересов тоже (Законы неадекватности уже мамы и дочки) и т.д. )). Это если баловаться словами и понятиями. Но мне очень нравится, когда о Бабушке говорят уважительно. Все человечество - Бабушки, все потребляют от и до, и очень важно, когда на той стороне леса об этом хотя бы вспоминают. ))
              У дочки могут быть многозначные "депеши", конечно.

              Управление - дело сложное, это касается и личности, и коллектива. И хорошо, что подчеркнула сложность и известную непредсказуемость обратной реакции. Думаю, что все попытки вывести простую и универсальную матрицу власти - не вполне состоятельны, да и действуют до поры до времени. Человек - все-таки не машина. По крайней мере - настройки сложнее. Может, ошибаюсь.

              Оценка статьи: 5

              • Галя, очень интересное рассуждение. Вот чего не поняла: почему Волк - конкурент? Печь пирожки он вряд ли умеет, да он по сюжету, к ним и не притронулся. Что он сделал? Убрал потребителя - это однозначно, и покусился на доставщика. Но, с другой стороны, курьер по ходу действия, нарушил "должностные инструкции": свернул с дороги, вступил в опасный контакт и даже совершил попутную сделку

                Человек - не машина, слава Богу, да? Но я бы тут еще вспомнила классика: "Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется, но нам сочуствие дается, как нам дается благодать".

                • Ну хорошо, Волк - просто все, что мешает, трудности, проблемы и т.д. Курьер тоже отвлекся в рабочее время. )).

                  А управление - штука очень сложная. Если бы была простая да линейная, жили бы сейчас при царе Горохе (точнее, его потомках). ))

                  Оценка статьи: 5

                  • Галя, а я вот думаю, что Волк, в определенном смысле - наказатель, своего рода "Дамоклов меч". Ну, курьера есть за что наказывать - определенно. А милую, славную и притом - по сюжету - больную старушку то как-же?! Может, за то, что она - потребитель?

                    • Наверное. )) "Если б знал - за что - убил бы".
                      Потребляют все, даже те, кто "печет пирожки" и отправляет курьеров (помнишь "И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!") .

                      Потребляют все, а отношение к потребителю разное - это факт.
                      Управление - дело сложное - тоже факт.
                      И статья хороша - безусловный факт. Человечная. )

                      Оценка статьи: 5

  • С Башорга:
    "xxx: Сегодня на летучке ген. директор грозно всех спрашивал, успевают ли они выполнять всю работу в срок.
    xxx: И только у меня поинтересовался, успеваю ли я заниматься личной жизнью ("

    • Люба,уже много раз дивилась, какая Вы умница, в том числе, врезая по моим текстам. Просто люблю умных человеков - склонность у меня такая. С ландышами, например, категорически не согдасна, но никогда не забуду, как прогнали меня по всем немецким архивам И мы вместе нашли правду, что и хорошо, на самом деле? Жму руку - по-честному. Спасибо.

  • Ирина Сергеева Ирина Сергеева Дебютант 24 октября 2010 в 08:01 отредактирован 1 декабря 2016 в 16:42 Сообщить модератору

    Не раз была свидетелем того, как после производственного совещания, на котором принимались конкретные решения, сотрудники, расходясь, продолжали обсуждение вопросов и… приходили к другим вариантам. А когда руководитель на подходе сроков исполнения спрашивал: «Где?», на голубом глазу отвечали, что посчитали более правильным поступить иначе… Ничего себе, да? Окончательный отклик оказывался вне зоны доступа руководителя – лица, ответственного за проект в целом.
    ------------------------------------
    Могу предположить (как исполнитель) в каких случаях может случиться описанная ситуация.
    1) Руководитель не компетентен в тех вопросах, которые решают его подчиненные.
    2) Руководитель компетентен, но «не собирается ссориться с теми вышестоящими людьми, от которых зависит разруливание проблемы». Реальная формулировка. Поэтому проблема стоит на месте.
    3) Подчиненные выбирают политику молчания на производственном совещании, так как не раз сталкивались с игнорированием их мнения по обсуждаемому вопросу со стороны руководства в лучшем случае. В худшем – используется грубое обрывание.
    4) Подчинен

    • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 24 октября 2010 в 11:18 отредактирован 24 октября 2010 в 15:55 Сообщить модератору

      Ирина Сергеева, касательно Вашей ссылки: "Хороший человек - не профессия" (с). То, что руководитель профессионал и готов помочь подчиненным в личных делах, ровно ничего не говорит о том, что и как он делает, чтобы они готовы были ему "помочь" в работе или хотя бы не исключать его из процесса и результата принятия своих решений.

      См. обсуждение на Снобе Почему хорошие начальники такие суки.

      • Марианна Власова, согласна, что мое описание "другого" руководителя не слишком полное, субъективное. Это я его знаю, а передать свое знание другим не так просто. Тем не менее, ответ на вопрос: "Что и как делает, чтобы они были готовы помочь" - есть. Делает то, что я и рассказала. А подчиненные работают с полной отдачей именно потому, что их руководитель профессионал плюс хороший человек. Этого было достаточно для того, чтоб его уважать и плодотворно работать под его руководством.

  • Валя, хорошо. Мои оценки, я уже говорила, прежде всего связаны с логикой текста. Все логично, безразрывно, ясно и неназидательно. Последнее очень важно.
    В Германии учат ставить задачу. Учат этому специально, в гимназиях, на уроках логики и этики. Очень хорошо учат в бизнес-школах. Основное умение управленца любого уровня - логично и этично сформулировать задачу для сотрудников. При этом требуется постоянный "фидбэк". Постоянный. Поэтому фраза: "Ферштеен зи, вас их майне?" - "Понимаете ли вы, что я имею в виду?" звучит каждые минут десять.

    Оценка статьи: 5

  • Ух ты.
    Будем переваривать.

    Оценка статьи: 5

  • ))) Я знаю, Валентина, кто ваша муза)))