• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Валентина Пономарева Грандмастер

Сказка ложь, да в ней намёк... Как уберечь сказочную мудрость от превращения в фальшь?

Существует распространённый педагогический приём: обсуждение сказки после её прочтения или прослушивания. Порой это приводит к парадоксальным выводам участников дискуссии.

pixabay.com

Недавно на представительном собрании психологов один из докладчиков рассказал, что некий мальчик резюмировал смысл «Колобка» следующим образом: «Если бы он не убежал, то сразу бы съели, а так ещё пожил, побегал, на мир посмотрел». В финале популярного мультфильма по этой сказке тоже произносится вывод: «Вот что случается с детьми, которые убегают из дома».

А как достается Красной Шапочке! Мама спрашивает дочку, чему учит эта сказка, и та отвечает: «Она учит нас хорошо запоминать, как выглядят наши бабушки». А эрудированный мальчик постарше уже язвит: «Красная Шапочка шла по лесу, где росло много грибов, а потом не смогла отличить бабушку от волка».

Конечно, тут можно было бы сослаться на «наш прагматичный век», принципы и правила которого быстро схватывают дети. Но, во-первых, забота о хлебе насущном в семейном житье-бытье присутствовала всегда и занимала очень важное место: весь народный календарь строился под хозяйственные хлопоты.

Во-вторых, вы можете представить себе стародавнюю бабушку на печи, которая маленьких пострелят терзала бы вопросами: о чём эта сказка, почему козлята не послушались маму, колобок убежал, медведь раздавил теремок, а лиса попросила за уточку отдать ей девочку?

В-третьих, отчего дети сызмальства изводят старших просьбами, а порой и требованиями рассказать одну и ту же сказку и пресекают любые попытки «купирования» сюжета, то есть опускания деталей в нём? И, наконец, почему сами взрослые удивляются абсурдности перипетий в народных сказках и порой даже негодуют по этому поводу?

Если хотя бы на один из перечисленных вопросов вам ответить затруднительно, то это очень хорошо, потому что означает, что вы не попали окончательно под гнёт морализаторства и чёрно-белой категоричности. Классик ведь недаром предупреждал о пагубности попыток «алгеброй гармонию поверить».

Сказка, особенно народная, адресована, в первую очередь, подсознанию, то есть правому полушарию. Когда начинают задавать «контрольные вопросы» по ней, то они направляются к левому. А знаете, как полушария друг с другом сосуществуют в голове у человека? Левое требует точности, чёткости, последовательности и является «мозговым контролёром», а правое терпеть не может контроля над собой и всячески его избегает, прячась и увиливая.

Иначе это можно выразить так: левому полушарию подавай результат, правое наслаждается процессом. Этот самый процесс — удивительная штука: через него подсознательный ум сообщается с душой, и в результате формируются установки и ценностные ориентации человека без их непосредственного «оцифрования».

С другой стороны, если обратиться к классической модели внутриличностной структуры Эрика Берна, речь идёт о том, что сказка адресована внутреннему ребёнку, а вычленение из неё морали относится к компетенции внутреннего родителя. Ролевая путаница, происходящая при постановке вопроса о прямой оценке сказочного урока, приводит к дисбалансу психологического настроя слушателя/читателя («конфликту полушарий»).

Кто-то может возразить: но ведь авторские сказки не исходят из вековых традиций, писатель сознательно преследует определённые цели, формируя сюжет повествования. Да, бывает, хотя технологии могут быть разными. По секрету скажу, что мне, если сказка «стучится в душу» и всплывает какая-нибудь первая фраза, достаточно поставить руки на клавиатуру, и они сами начнут выстукивать буквы, слова и фразы. Или поскорее схватить ручку и бумагу, если нет компьютера под рукой.

Но даже если автор предварительно продумывает, «вынашивает» содержание сказки, то при этом в нём на подсознательном уровне всё равно происходят невидимые левополушарному контролю процессы. И никто не может отменить существование социокультурной связи поколений, даже с самыми дальними из них, проявляющейся в реализации прапамяти человека.

Надеюсь, из всего сказанного читатель не сделает вывод, что сказку вообще нельзя обсуждать. Очень даже можно. В конце концов, язык — лишь один из имеющихся у нас коммуникативных каналов. Нарисовать, слепить, сконструировать, разыграть — можно найти очень много способов для диалога. Да хотя бы попросить ребёнка показать, как бы он двигался по комнате, если бы был похож на Колобка, и пускай вволю покувыркается.

Главное — не принуждать «рубить с плеча», не подавать строгую команду «к ответу!» и давать больше свободы для творческой мысли, которая рождается не иначе как в тандеме с душевными переживаниями.

Статья опубликована в выпуске 22.03.2016
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (9):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Валерий Сатокин Валерий Сатокин Мастер 23 марта 2016 в 08:37 отредактирован 23 марта 2016 в 08:38 Сообщить модератору

    В целом, как бы что есть... Однако, Ваше описание взаимодействия полушарий мозга популярно и красиво изложено, но практически совершенно не соответствует действительному положению вещей.

    • Валерий Сатокин, спасибо за высказанное мнение. Однако, не вполне понимаю, что Вы называете "действительным положением вещей". Может, мы с Вами просто представители разных школ?

      Оценка статьи: 5

      • Валентина Пономарева, что касается "школ", то их так много нынче развилось в различных сферах человеческой деятельности. При этом каждая принимает за основу выгодное для своего направления утверждение (очень часто без строгой доказательной базы) и объявляет его незыблемым постулатом. И на этой почве возводится теория, которую в свою очередь пытаются использовать на практике для извлечения материальной выгоды. Примерно так поступают и астрологи.
        Возможно я ошибаюсь, но у Вас процесс представлен войной полушарий, а на самом деле они очень плотно взаимодействуют, дополняют, помогают друг другу на уровне свободной взаимозаменяемости тех или иных центров мозговой деятельности. Оба полушария суть единое целое и только в грубом образном, чрезмерно упрощенном, определении можно говорить, мол, левое - математика, правое - живопись.
        Покуда рановато говорить, что мы раскрыли почти все тайны деятельности головного мозга.
        К тому же весь живой организм устроен таким образом, что при любых обстоятельствах стремиться к поддержанию на минимально необходимом уровне всех функциональных параметров. Скажем, повредилась селезенка и ее удалили хирурги, тут же другие внутренние органы принимают на себя по частям ее обязанности. Стоп. Извините, отвлекся.
        И еще раз о "школах". Что касается головного мозга, то так называемые "школы психологии" зачастую ссылаются на исследования нобелевских лауреатов - Роджера Сперри сотоварищи. Однако при этом выводы безапелляционно преподносятся в искаженном и выгодном для "нового учения" свете.

  • Людмила, спасибо за внимательность. Окажите любезность еще раз, пожалуйста. Я перечитала несколко раз, но не увидела, где пропущено "НЕ":
    "Недавно на представительном собрании психологов один из докладчиков рассказал, что некий мальчик резюмировал смысл «Колобка» следующим образом: «Если бы он убежал, то сразу бы съели, а так ещё пожил, побегал, на мир посмотрел».

    Насчет выбора сказок - согласна, но ведь очень часто родители этим не слишком озабочены и валом ставят видео с названием "развивающие", а там такие тупые развивалки встречаются...

    Оценка статьи: 5

  • Валентина, в резюме мальчика на сказку "Колобок" пропущено НЕ.
    По теме статьи: сегодня, благодаря тому, что родители "разгружают" себя, зачастую переложив свои обязанности на телевизор и компьютеры, психика детей перегружена и расшатана. Поэтому приходится внимательнее подходить к выбору сказок. Те моменты, которые оставались просто фоном для нас, для нынешних деток оборачиваются серьёзным стрессом