• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Ткачев Грандмастер

​Почему спорить совершенно бесполезно?

Спорить — пожалуй, самое приятное человеческое времяпрепровождение после еды, питья и процесса размножения. Никакая человеческая деятельность, физическая или умственная, дома или на работе, с друзьями или недругами, у нас или в Древней Греции, никогда не обходилась без споров и конфликтов. Умение договариваться и искать компромисс — только посредством неимоверного усилия воли и разума над вечно бунтующим духом раздора, насилием над своим «я».

Д. Е. Жуков, «Спор о вере», 1867 г. Фото: artchive.ru

«В споре рождается истина» — латинская поговорка.
«Споры погубили мир» — другая латинская поговорка.
«Спорить — в самой природе человека. А природа человека есть самообман и заблуждение». И. Ткачев.

Включите телевизор, откройте газету, зайдите в Интернет. Политические ток-шоу, научные диспуты, семейные разборки, журналистская полемика… И как венец всему — Великий Скандал в ореоле спора и несогласия. Отовсюду вы услышите и узрите столкновение мнений и опытов, позиций и принципов, характеров и темпераментов самых разных людей. Сдержанное интеллигентское и необузданное хамское, выверенное логическое и бушующее эмоциональное, красноречивое молчаливое и с мордобоем без границ. Кажется, что насколько человеку свойственно ошибаться, настолько и свойственно спорить.

Для упрощенного сравнения спорящих можно было бы разделить на три категории.

  1. Начинающие, уверенные в своей исключительной правоте, когда есть мое мнение и мнения неправильные — все остальные.
  2. Опытные — когда есть понимание, что «я чего-то не знаю», у каждого своя правда, но отступать я не привык.
  3. И многоопытные — когда есть понимание, что есть истина, а есть спор, который в стороне от истины.

Однако есть и мнение над всеми тремя категориями, что спорить — хоть логично и аналитически, хоть с приведением множества аргументов в свою пользу, хоть еще как — совершенно бесполезно, и можно только разве из спортивного интереса и упражнения полемического мускула и тренировки мозга, но никак не на полном серьезе. И вот почему.

Причина 1: даже когда обе стороны спорят об одном, каждая из сторон спорит о чем-то своем.

Какой-то философ сказал, что если бы люди умели вначале договариваться о значении слов, то в мире не было бы войн. Иными словами, каждый имеет в виду что-то свое, даже если оба спорят об одном и том же, на одном и том же языке.

На самом деле люди плохо понимают друг друга, если вообще стремятся к этому. Как правило, они стремятся к тому, чтобы поняли их — это еще одна из императивных характеристик человека, и редко стремятся к тому, чтобы понять кого-то, кроме себя. Даже когда две женщины из одной страны и схожего социального статуса спорят о таком общем, как воспитание детей, каждая подразумевает что-то свое, исходя из своих предпосылок, воспитания, комплексов, опыта, своего бессознательного.

И даже если они после долгого спора сойдутся на чем-то одном, договорятся, то их договоренность продлится не дольше пяти минут, так как у каждой из сторон всплывут свои, индивидуальные взгляды на такой общий предмет, как воспитание. Или, наоборот, они могут делать вид, что, в общем, они полностью разделяют методы воспитания своей соседки, но в глубине души все же не могут согласиться с тем, что дочке надо учиться играть на фортепиано и ходить на танцы, а не в модельное агентство, например, или заплетать волосы в косу, а не покороче подстричь, потому что так модно.

А. Кулле, «Возвращение блудного сына», 1882 г.
А. Кулле, «Возвращение блудного сына», 1882 г.
Фото: artchive.ru

Причина 2: проблема отцов и детей, или разница в возрасте.

Разница в возрасте — уже достаточно веская причина отсутствия взаимопонимания сторон. Трудно искренне договориться и истинно согласиться друг с другом, когда между вами 10−20−30 лет разницы и вы принадлежите к разным поколениям с разными установками, целями и идеалами.

У того, кто помоложе — недостаток житейского опыта, и в голове и на языке сырая, неопробованная теория с множеством еще несовершенных собственных ошибок, категоричность и бескомпромиссная правдивость.

У того, кто постарше — осторожный практический опыт, закостенелость и ограниченность собственных частных конклюзий в парадигме своей уходящей эпохи. Некая коллизия широкой, но маложизнеспособной теории и узкой практики в духе отдельного отрезка времени, еще неразбитых иллюзий и горьких разочарований.

И отсюда молодые могут из уважения соглашаться с теми, кто постарше, или, напротив, именно по той же причине не соглашаться. А те, кто старше, могут искренне не понимать молодых, их проблемы и цели, или делать вид, что понимают, но разница в возрасте и времени жизни будет накладывать свой отпечаток непонимания и подкидывать поводы для спора.

Здесь может помочь разве что действительно выше среднестатистического интеллект с обеих сторон по-над временем, допускающий ту самую разницу в возрасте и поколениях, но и общность в желаниях и целях, общих интересах и общей природе человека, невзирая на времена и возраст.

В. Яковлев, «Спор об искусстве», 1946 г.
В. Яковлев, «Спор об искусстве», 1946 г.
Фото: artchive.ru

Причина 3: разница полов.

Извечный спор между мужчинами и женщинами. Мужчины знают все про женщин, женщины — все про мужчин. Тот факт, что мужчины с Марса, женщины с Венеры — мы изначально разные, по рождению, физиологии, психологии и воспитанию, и что у нас изначально разные представления, в силу половой принадлежности, в споре не очень помогает. Мы с остервенелым упорством доказываем раз за разом, кто из нас не прав.

И здесь споры — скорее как неосознанная сексуальная игра между полами «кто кого»: она ищет укрощающего самца, он — подчиняющуюся самку; она испытывает, провоцирует его, проверяя на выдержку и терпение, а он дразнит, распаляет ее, тем самым распаляясь сам. И т. д.

Интеллектуального, с приближением к истине, искусства спора между мужчинами и женщинами, кажется, быть не может, так как оба говорят совершено на разных языках, подразумевают разные вещи и стремятся к разным целям. Если, конечно, не объединяются общей целью, которая объединяет всех мужчин и женщин, или оба уже давно не постклимактерического возраста, когда разум свободен от бушующих гормонов и ищет именно ее, истину.

Д. Хейтер, «Споры по цвету кожи»
Д. Хейтер, «Споры по цвету кожи»
Фото: artchive.ru

Причина 4: стереотипность, или неспособность выйти за рамки мышления своего социума, времени и опыта своих поколений.

Пожалуй, не возраст и не пол, а именно неумение мыслить за рамками своих устоявшихся перцепций и заблуждений — самое большое препятствие для поиска истины в споре.

Спор коммунистов и капиталистов, представителей западной цивилизации и цивилизации восточной, материалистов и романтиков, милитаристов и пацифистов, верующих и атеистов, владельцев собак и тех, кого собаки покусали, и т. д… Все эти люди — изначально отчего-то убежденные в правильности именно своей позиции и не стремящиеся понять своих оппонентов, а заинтересованные скорее в том, чтобы еще больше укрепить и продвинуть свои позиции.

Спор может быть хорош как защита своих бастионов и продвижение своих идей, как поиск сексуального партнера или спорт. Но часто он совершенно бесполезен как средство рождения какой-либо истины.

Статья опубликована в выпуске 27.10.2018
Обновлено 18.07.2022

Комментарии (57):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь, вопрос к вам: почему вы в своих статьи не включаете определение предмета статьи? Вом статья о патриотизме - определения патриотизма нет, статья о героизме - определения героизма нет, статья о любви - определения любви - нет, статья о споре - определения спора нет. Этому есть какая-то причина?

    • Юрий Лаптев, на Ваших ослов и баранов нашёлся ответ:"Лошадь сказала, увидев верблюда: // "Какая гигантская лошадь-ублюдок!" // Верблюд же сказал:"Разве лошадь ты? ? // Ты просто верблюд недоразвитый !" // И знал лишь бог седобородый, // что эти животные разной породы." (ВМ)

    • Юрий Лаптев, я довольно часто даю определения и этимологию, как правило, сложным, неоднозначным и, как раз, спорным явлениям. Например, что такое пессимизм и т.п. Или совсем недавно такое определение было в статье про умственные способности и старение.

      Что же касается любви, или спора/ов, то считаю, что мы, в поле русского языка и славянской культуры, понимаем их примерно одинаково. Хотя любовь тоже стоило бы "пригвоздить" какой выдержкой из словаря Даля или Ожегова, если не из Википедии, т.к. тут тоже все неоднозначно-)

      И потом, как лично я понимаю любовь или спор, из моих статей вполне понятно. Часто мне как раз хочется дать свое определение, понимание, в виде тезисов и умозаключений, а не то, что мне предлагает, например, Википедия-)

  • Наталья Москалева Наталья Москалева Мастер 30 октября 2018 в 06:21 отредактирован 30 октября 2018 в 06:22 Сообщить модератору

    "Спорить — пожалуй, самое приятное человеческое времяпрепровождение после еды, питья и процесса размножения" - Удивили! Кому же это приятно спорить? Гораздо приятнее, мне кажется, когда все с тобой согласились или пришли к общему компромиссу. Но это слишком редко случается, поэтому бессмысленно тратить время на спор в надежде на мировую с собственной победой (полной или частичной).

    Тема статьи мне показалась интересной. Но я бы ее дополнила одним важным (с моей точки зрения) пунктом. Спор - это попытка каждого самоутвердиться в своем мнении. Да, согласна с автором, спор - абсолютно бесполезное занятие. Потому что каждый в своем мироощущении (на которое имеет безусловное право) прав! А если мироощущения у людей отличаются (а как правило это именно так), то спор превращается в доказывание каждого каждому, что его правда правдивее. А это глупо. Потому что у каждого правда своя и она абсолютно верная в своем восприятии.

    Любой спор еще не имеет смысла потому, что логично держать свою правду при себе. И тогда она имеет полное право на жизнь, и тогда обладатель ее находится в гармоничном состоянии уверенности. Но, неправильно, как мне кажется, навязывать свою правду другим, - а ведь именно это происходит в споре! Таким образом, спор - это уничижение каждого, попытка самоутвердиться в своем мнении за счет других, неуверенность каждого спорщика в своем мнении, не умение держать свои границы в своих границах и привычка "подминать" каждого под себя. А это очень нехорошие черты в зависимом человеческом обществе. Именно в зависимом, потому что независимые, самодостаточные люди один раз скажут свое мнение, если спросят, и больше не повторяют, и не навязывают его никому. Они не нуждаются во всеобщем поклонении и согласии.

    Оценка статьи: 5

    • Наталья Москалева, благодарю за Ваше мнение.

      Со многим соглашаюсь, но про "свои правды и мнения" у меня возникает вопрос: при сегодняшней всеобщей толерантности - "каждый имеет право на мнение" - все мнения одинаково "правдивы", объективны и близки к истине или все же мнение специалиста, или просто думающего человека, будет объективнее, ближе к истинному положению дел, "правдивее"?
      Сократ и спорящий глупец - чье мнение объективнее, ближе к истине?
      Скучающая домохозяйка и специалист в области психологии, косметологии, установки бойлеров и запуска спутников?
      Наконец, мнения праздного большинства, ведомого разными комильфо, этикой, патриотизмом, политкорректностью и мнение человека независимого, думающего "внутрь", опытного?

      Потом, есть довольно четкие инструменты, как победить в споре: быть в большинстве, глубоко не копать, льстить общепринятым заблуждениям. Быть громче, и оставлять за собой последнее слово.
      Например, есть понятие "любовь к женщине", "любовь к Родине", и тот, кто заявит, что любви, например, нет, а есть физиологические и химические процессы, либидо и социумные установки проиграет тому, кто будет лирически настаивать на том, что"любовь - это чувство богов, оно прекрасно и т.д."

      Спор хорош в том, случае, когда люди спорят ради поиска истины, а не ради победы.
      Например, как спорили товарищи Капица и им приглашенные ученые на советском ТВ: спокойно, аргументированно, допуская, что могут заблуждаться.

      • Игорь Ткачев,
        В восприятии домохозяйки правда одна, а в восприятии ученого она совершенно другая. Другое дело, что правда глупца никому не нужна, а истины Сократа человечество помнит до сих пор.

        "Спор хорош в том, случае, когда люди спорят ради поиска истины, а не ради победы." - я бы это назвала дискуссией, а не спором! Было бы счастьем всегда участвовать в поисках истины, приходить к общим точкам зрения, как сейчас. Но здесь каждый из нас спокоен, а следовательно и "спор" не столь принципиален. А как только заденутся эмоции, так сразу появится крик и оскорбления.

        Инструменты победы в споре не дают победы "Я" над другими. В этих инструментах победа получается ради победы, но это не то, как мне думается. Не спортивно что ли... )

        Я думаю, что ответ на все заданные и не заданные вопросы содержится в замечательной вашей фразе: "Причина 1: даже когда обе стороны спорят об одном, каждая из сторон спорит о чем-то своем." Исчерпывающе.

        Оценка статьи: 5

  • Любая фраза – это спор.
    И вам всегда дадут отпор,
    чего бы вы ни написали,
    Хоть трали-вали, хали-гали,

    Или объемистый трактат.
    Что гений, что дегенерат,
    Всегда отыщут оппонента.
    Для мудреца иль президента,

    Для неуча и знатока,
    Своя любая мысль легка.
    А тот, кто спорит, тот дурак.
    И ведь бесспорно, это так.

    Но споры разные бывают.
    В одних друг друга обзывают,
    в других дубинкой грубо бьют
    и в каталажку волокут.

    Кто спорит – тот чего-то стоит,
    Имеет мнение и стоек.
    Его он может защитить
    И оппоненту возразить.

    Как, впрочем, тот же оппонент
    Ему ответит сей момент.

    Пускай он даже просто стоик.
    Платона Диоген достоин-
    Из бочки может пробубнить
    Царю, что хватит, мол, темнить.

    Иль взять, к примеру, Гумилева.
    Герой, романтик, мастер слова.
    Но если взвесить про и контра,
    То для ЧК он просто контра.

    О чем тут спорить? К стенке! Баста!
    И барельеф из алебастра
    Прилепят, лет так, через сто.
    А нынче шлепнут. Ну и что?

    Глубокомысленно опять
    Здесь можно долго рассуждать,
    И смысл искать, где его нет.
    Не буду спорить. Всем привет!

    • Александр Иванов, хорошие стихи. Кто автор?

      • Игорь Ткачев, это версификация Вашего "текста", Вы соавтор.
        Сначала хотел поругаться и указать на явные нелепости. Ведь, во первых, в мире нет ничего совершенного, во вторых, споры и спорщики бывают разные, в третьих важны правила и арбитраж, которые есть в каждом состязании, коим и является спор (не важно оформленные или принимаемые спорщиками и наблюдателями), ну и т. д. В конце концов все, что мы почитаем за истину родилось в спорах. Но почувствовал, что эта статья- провокация (в хорошем смысле). Вы может сами не сознаете и пишите искренне, но многие высказанные в Ваших статьях мысли взрывают аудиторию и вызывают те самые споры. Чаще бесполезные, но как в результате мощного взрыва после разлетевшегося дерьма остаются алмазы новых, красивых, и необычных смыслов. Начало писаться, но излагать все перечисленное показалось нудным, ограничился версификацией Вашего текста.

        • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 2 ноября 2018 в 10:53 отредактирован 2 ноября 2018 в 10:56 Сообщить модератору

          Александр Иванов, что же, польщен.

          Хотя мне показалось Вы меня несколько недооцениваете-))).

          ПС "В мире нет ничего совершенного".
          Добавлю: в мире людей. Все оспаривающих и спорящих людей. Но есть вещи, если не истинные, то близкие к истине.
          И истина - вряд ли дитя споров. (Кстати, как может рождаться истина у спорящих в "мире, где нет ничего совершенного", как Вы говорите? Истина может быть несовершенной? У осин родятся апельсины, а у кобылы еж?-) Правда - да. Когда все спорить устают, самые мудрые попросту устало уступают самым активным, и так рождается "человеческая правда". Она же "типо" истина-)

          • Александр Иванов Читатель 3 ноября 2018 в 04:04 отредактирован 3 ноября 2018 в 04:05 Сообщить модератору

            Игорь Ткачев, спорить совершенно полезно для:
            - повышения самооценки;
            - оттачивания навыков полемики;
            - роста авторитета, в том числе на этом проекте. Вряд ли Вы были бы так востребованы и уважаемы, если бы не Ваши острые, часто даже едкие, а иногда по онегински отстраненные замечания в ведущихся здесь спорах.
            Эти "для" легко умножить. Истинная правда!

            • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 3 ноября 2018 в 09:46 отредактирован 3 ноября 2018 в 09:56 Сообщить модератору

              Александр Иванов, не поспоришь. Вы правы.

              2-й пункт, лично для меня, самый привлекательный.
              Спор (если это не ор) попросту позволяет шевелиться серому веществу. Искать аргументы. Все новые и новые, и новые. Мыслить все дальше и глубже (если, кон-но, не попугаем повторять свою позицию).
              К тому же для меня лично споры здесь как нигде лучше выявляют человека во всей его "красе": стереотипности, шаблонности, простите глупости.
              И, как Вы написали выше, во всем этом банальном буйстве посредственного мышления иногда находить золотые песчинки мысли.

              Таким же образом я выявляю глупость и посредственность и в себе. Мне показывают и я порой внутренне признаю, насколько я самовлюблен, нарцистичен, мизантроп. Хотя все это меня вполне устраивает - выявлено все это было лет сто тому и меня эти замечательные качества нисколько не смущают-) А вот узость мышления, прибитость к земле общественных мнений, раздражительность чужой отсталостью - сколько угодно.

              Все-таки Школажизниру иногда очень полезна. Ее стоило бы назвать Самажизньру.

              ПС Кстати, вот Вам главная польза от споров и споренья: "Кто спорит – тот чего-то стоит, Имеет мнение и стоек".
              Споры воспитывают ту саму волю, о которой мною горячо любимый Артур Ш. писал, что она, воля - это и есть мир ("Мир как воля и представление"). Ярые спорщики витальнее. Имеют лучшие шансы на выживание. А если мы возьмем как одно из высших благ задержаться на этой негодной для многого Земле подольше, то спор - это почти как манная каша: делает крепким и здоровым.

          • Игорь Ткачев, на мой взгляд катализатор ценнее ингредиента. Это про оценку Вас.
            "В мире людей" - а разве в интернете есть какой-нибудь другой мир?
            Про осинки и апельсинки, крайне неудачный пример сегодня. Нет ничего невозможного в создании осинки, которая будет родить апельсинки (ГМО, однако). И кобылка ежика, вполне возможно, сможет родить при достаточном финансировании проекта.
            Что касается истины и правды- это вопрос терминологии. Правда - субъективна, вульгарна и проста. Истина - логическая правильность, обеспечивающая принципиальную возможность научного знания (пардон, это компиляция, но мне по душе). И здесь важен акцент - "то, что мы почитаем за истину". Именно мы, кто этим заморачивается. Что мы сегодня принимаем за истину - ОТО, КМ, современные знания о вселенной и т.д., действительно родилось в ожесточенной полемике, сиречь в спорах (у креационистов, теистов и пр. своя правда, простите, вера, но ни о них речь). Не буду утомлять примерами, каждый вспомнит их очень много. В спорах самых ожесточенных, в сравнении с которыми пожары и взрывы на ШЖ мелкие искорки.

          • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 2 ноября 2018 в 12:49 отредактирован 2 ноября 2018 в 12:49 Сообщить модератору

            Игорь Ткачев, только сейчас "проясняется на доске", какой лапши навешал Горби доверчивым лохам из упаковки "общечеловеческих ценностей". И сейчас эти "ценности" изливаются потоком слащавой, бодренькой рекламы а-ля США на уже адаптировавшихся лохов.

  • "«В споре рождается истина» — латинская поговорка.
    «Споры погубили мир» — другая латинская поговорка.
    «Спорить — в самой природе человека. А природа человека есть самообман и заблуждение». И. Ткачев. Автор: Игорь Ткачев
    " -- Вот, собственно и все, что надо знать о точке зрения автора статьи.
    Споры бывают разные.
    Споры друзей или близких родственников помогают выбрать компромисс.
    Споры на работе изредка помогают выбрать компромиссную стратегию работы , или, более часто - способ решения проблемы.
    Но есть споры в курилках, или (еще худшая форма споров) на сети интернета.
    Тут довольно часто просто спорят демагоги о том "стрижено или брито", "гусли или домра" и о тому подобных "важных" вещах.
    Самое печальное бывает когда один из спорщиков пытается донести свои мысли до оппонентов. До тех самых оппонентов, у которых мыслей на данную тему и нет.

    • Игорь Вадимов, ... а вот и мои тЭри кАпейК: споры - это активированная "обратная связь". Ирония и шутки - лучшее средство от скуки споров. "Женская логика - трудный предмет: // скандал уже есть, а причин ещё нет." (ИГ). Так бывает и на дискуссонах, особеннол на политиЦких.

  • Вот ещё подумала. Когда ещё не сформирована своя позиция по какой-то теме, чужие споры помогают в ней определиться. Сравниваешь аргументы сторон и, находя какие-то из них более убедительными, склоняешься к той или иной точке зрения. Поэтому спорящие стороны друг друга скорее всего не переубедят, а наблюдателя со стороны (которому к тому же не надо отстаивать уже высказанное мнение) — вполне могут.

  • Поспорить, что ли)
    Автор утверждает, что споры бесполезны полностью, именно эта идея вынесена в заголовок. Однако сам же приводит примеры их возможной пользы: тренировка мозга, упражнение в искусстве полемики, удовлетворение соревновательных потребностей, продвижение своих идей. (Я бы добавила к этому ещё прояснение, вербализацию и формулировку для самого себя своих мыслей или отношения к чему-либо)
    В статье опровергается только польза спора в качестве поиска истины. Но у этого занятия (спора) есть и другие назначения, в которых оно может быть вполне продуктивным — значит, утверждение о полной бесполезности неверно?

  • "Надоело говорить и спорить // и любить усталые глаза..."(С)
    "Бывают такие пероды, // когда к словопреньям не тянет. // хоть в рот набери воды ты, //а глубже молчанье не станет. === Когда накричался до хрипа ты // и сделал все резкие выпады, // ты ме-едленно делаешь выводы. //...Бывают такие периоды." (Л. Мартынов)
    О спорцах получилось забавненько. Кто с кем только не спорит? Но круто не завидую, для кого визави - Порошенко. Это такая тугая тупость, как только её переносят собеседники, подельники и остальное население Украины. Или уже адаптировались, сжились, смирились, как с неизбежным бедствием? Оценка:5

    • Сергей Дмитриев, а я считаю Петра Алексеевича лучшим президентом Украины в её истории. И одним из самых успешных политических лидеров современности.

      • Татьяна Пучкова Модератор 29 октября 2018 в 09:23 отредактирован 29 октября 2018 в 09:46 Сообщить модератору

        Виктор Губерниев, насчет успешности согласна. За год его личный капитал вырос в 8 раз. Какой еще президент сможет таким похвастаться?

        • Татьяна Пучкова, Путин.
          ...

          • Игорь Ткачев, откуда данные? Самостоятельно посчитали?

            • Татьяна Пучкова, американские спецслужбы аж зубами скрипят - не могут найти капиталы Путина. А в Белоруссии оказывается живёт человек, который знает о них, но не считает нужным сообщить об этом американским спецслужбам. Вот только нам бескорыстно. А мог бы стать миллионером и жить другой жизнью не среди этих совков и быдла.

              • Юрий Лаптев, вот и я сижу и думаю, Игорь Ткачев за нас или за них, вот что-то понять не могу, где-то между завис Но спорить не буду, так как уже давно поняла, что правды и истины здесь не найдешь, каждый останется при своем, ну если только поржать над всеми

              • Юрий Лаптев, не надо лишней экспрессии. Не надо оскорбленного чувства собственного патриотизма.
                Прочитайте мои комментарии внимательнее.

                • Игорь Ткачев, ваш ответ Татьяне я воспринял как лапшу на уши, причём без всякого вкуса. Я просто добавил к этой лапше специи. Получился,правда, сарказм, к которому, вообще-то, я отношусь неодобрительно, но уж что получилось.
                  А что я не заметил или не правильно понял в ваших комментариях? С интересом прочитаю.

            • Татьяна Пучкова, есть независимые, не про-кремлевские источники.
              + критическое мышление и знание истории России и ее власти.

              • Мне тоже понравилось.
                Зачем нужны факты?
                Если есть "не про-кремлевские источники", на голубом глазу рассказывающие про 40.000.000.000, 100.000.000.000, 200.000.000.000 долларов Путина - факты оказываются лишними, их вполне заменяет критическое мышление и знание истории.
                Как говорится, "джентльменам положено верить на слово"...

              • Татьяна Пучкова Модератор 1 ноября 2018 в 12:37 отредактирован 2 ноября 2018 в 07:16 Сообщить модератору

                Игорь Ткачев, спасибо, Вы сделали мой день веселым
                Форбс не включил Путина в список миллирдеров. Не нашли доказательств. Фиговые у них источники.

                • Игорь Ткачев Игорь Ткачев Грандмастер 1 ноября 2018 в 17:13 отредактирован 1 ноября 2018 в 17:14 Сообщить модератору

                  Татьяна Пучкова, интересно, как люди додумывают, приводят свои примеры, потом их же опровергают, доказывая себе же что-то. По принципу "и враг бежит - сам дурак!" Если человек изначально несогласен с чем-то, он всегда найдет для себя нужные аргументы.

                  Это отдельное, очень распространенное явление, которое заслуживает отдельного рассмотрения. Или хотя бы статьи.

                  ПС Отдельно интересно наблюдать за тем, что россияне верят в бессребренных и альтруистичных правителей. У них тоже нет никаких доказательств тому, но они верят. И даже если им посмертно сунуть под нос неопровержимые доказательств, они и их со злостью отметут в сторону. Потому что это покушение на святое: на их святую веру.
                  90% будут ругать свои вороватые власти, губернаторов, чиновников... Но и те же 90% не отдадут свою веру в царя и правителя на поругание. Это уже обожествление-)

                  • Татьяна Пучкова Модератор 1 ноября 2018 в 19:18 отредактирован 1 ноября 2018 в 19:32 Сообщить модератору

                    "...интересно, как люди додумывают, приводят свои примеры, потом их же опровергают, доказывая себе же что-то."

                    Игорь Ткачев, мне тоже интересно, как?
                    Я просто поинтересовалась, откуда сведения. А потом выразила сомнения в компетентности источников информации журнала Форбс. Все.
                    Не приводила Вам ни примеров, ни аргументов. Вы что то за меня додумали, потом стали опровергать, доказывать. Что и кому? Наверное себе. Я с Вами не спорила.

                    Но посмертными неопровержимыми доказательствами впечатлили.
                    Весомый аргумент. Вы это как себе представляете? Стопудовые доказательства прямо к гробу доставите. А покойник приподнимется и гневно отметет:" Не верю!"
                    Россияне, упертый народ, даже в гробу пяткой стукнут.

      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 28 октября 2018 в 14:07 отредактирован 28 октября 2018 в 14:10 Сообщить модератору

        Виктор Губерниев, это интересно. Хотелось бы почитать "Оду ПорошенкЕ" в формате статьи на ШЖ, АТО только читаешь и слышишь только брань в адрес "успешного политлидера современности"
        Сделайте одолжение, что Вам стоит? "У Вас хороший слог."

Мы собираем файлы cookie и применяем Яндекс.Метрику.Подробнее×

Этот сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика, предоставляемый компанией ООО «ЯНДЕКС», 119021, Россия, Москва, ул. Л. Толстого, 16 (далее — Яндекс)

Сервис Яндекс Метрика использует технологию «cookie».

Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности.

Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.