• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталия Еременко Профессионал

Стереотипы о высшем образовании: верны или нет?

Несмотря на то, что высшее образование по-прежнему «в моде», все чаще можно услышать мнение о том, что в наше время наличие диплома не гарантирует достижения каких бы то ни было высот в жизни, да и вообще не является залогом успешности. Так ли это на самом деле?

Anna Chelnokova Shutterstock.com

Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем самые распространенные стереотипы о высшем образовании.

Стереотип № 1. Не имея диплома о высшем образовании, невозможно построить карьеру.

На самом деле, наличие документа, подтверждающего окончание соискателем высшего учебного заведения, говорит работодателю о том, что сидящий перед ним человек получил необходимые знания для работы по данной специальности. Но, помимо этого, диплом о высшем образовании является свидетельством того, что его владелец способен ставить перед собой цели и достигать их, проявлять упорство и доводить начатую работу до конца.

Все эти качества, безусловно, рассматриваются работодателем как желательные, причем независимо от должности, на которую претендует соискатель.

Следовательно, данное утверждение не лишено здравого смысла.

Стереотип № 2. Современным специальностям невозможно научиться в отечественных вузах, поскольку программа обучения отстает от реалий и не дает качественных знаний.

Сторонники этого утверждения считают, что лучше сразу же начать работать и получать необходимые знания и навыки в процессе работы.

В этом случае нельзя дать однозначный ответ, поскольку очень много факторов будут меняться в зависимости от выбранной специальности.

Так, чтобы стать высококлассным парикмахером, достаточно будет иметь хорошего наставника и практический опыт. Конечно же, просто слушая лекции, невозможно научиться мастерски стричь, этого можно достичь только ежедневной практикой.

В то же время, для того чтобы стать хорошим юристом, одной практики будет явно недостаточно! В этом случае просто необходимо получить знания по основополагающим предметам, чтобы правильно понимать и применять на практике нормативно-правовые акты. А для этого вам придется не одну контрольную работу написать и защитить в процессе обучения!

Без теоретических навыков стать высококлассным специалистом невозможно в большинстве современных профессий.

Стереотип № 3. Наличие высшего образования подтверждает способность человека находить нужную информацию и налаживать контакты с окружающими.

Во многом это утверждение верно. На самом деле, многие преподаватели учат своих студентов, в первую очередь, находить нужную информацию, т. е. ориентироваться в огромном информационном потоке, а не заучивать все подряд.

В такой ситуации диплом о высшем образовании действительно будет свидетельством того, что соискатель обладает достаточно высоким уровнем мышления и интеллекта. Именно поэтому часто берут на работу молодых специалистов не соответствующих профессий.

В то же время, существует ряд профессий, где наличие профильного диплома является обязательным. Например, вы не сможете работать врачом, имея на руках диплом маркетолога…

Стереотип № 4. Лучше иметь опыт работы, чем диплом соответствующего профиля.

Конечно же, нельзя отрицать, что работодатели предпочитают брать на работу специалистов, обладающих не только теоретическими знаниями, но и определенными практическими навыками.

В то же время, многие компании активно ведут поиск сотрудников на вакантные места среди студентов последних курсов вузов. В этом случае они приобретают добросовестного, исполнительного работника, готового принять политику компании и расти вместе с ней.

К тому же такое сотрудничество нередко оказывается выгодным для обеих сторон: студент получает вожделенный практический опыт плюс самостоятельный доход, а компания — значительно экономит на зарплате (ведь опытному специалисту придется платить на порядок выше) и при этом соответствующую работу выполняет человек, обладающий необходимыми теоретическими знаниями.

Стереотип № 5. Выпускники высших учебных заведений обладают более высокой степенью культуры.

К сожалению, наличие диплома не является гарантией того, что его обладатель добросовестно уделял внимание изучению гуманитарных дисциплин, которые как раз и введены в учебную программу для расширения кругозора студентов и повышения общего уровня культуры.

Довольно часто эти предметы бойкотируются, якобы «за ненужностью» в практическом применении. Тем не менее учебная программа любого высшего учебного заведения создает все условия для того, чтобы выпускники-специалисты обладали достаточно высоким уровнем культуры.

Стереотип № 6. Качество современного образования слишком низкое и наличие диплома не гарантирует наличия необходимых для выполнения работы знаний.

Стоит признать, что определенная доля истины есть в этом утверждении… Количество вузов на сегодняшний день стремится к бесконечности, и получить профессию юриста можно даже в сельскохозяйственном техникуме… Естественно, что уровень образования в институте с мировым именем и упомянутом выше техникуме будет кардинально отличаться.

Но существует и оборотная сторона медали: человек, стремящийся к знаниям, получит их даже при плохом преподавателе, в то время как не имеющий такого устремления студент вряд ли достигнет высот в усвоении учебного материала даже в именитом вузе.

Тем не менее в любом случае наличие диплома и хоть каких-то минимальных знаний по специальности — это гораздо лучше, чем их полное отсутствие.

Стереотип № 7. Построить успешную карьеру можно и без диплома о высшем образовании.

Да, известны случаи, когда сотрудники достигали определенных высот в своих компаниях и занимали те или иные руководящие посты. Но все-таки это истории о людях, которые постоянно пополняли свой багаж знаний самостоятельно или с помощью тренеров и курсов. В противном случае, рано или поздно, такой руководитель столкнется с нехваткой базовых, теоретических знаний и не сможет расти дальше.

И, конечно же, такие сотрудники имели бы гораздо лучший старт, если бы все необходимые теоретические знания были бы у них в самом начале их карьерного пути.

Статья опубликована в выпуске 7.11.2012
Обновлено 12.05.2021

Комментарии (61):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Разумеется, наличие диплома- не гарантия успешности, а вот отсутствие его это полная гарантия неуспешности, очень редкие исключения подтверждаю это правило.

  • Как бы там не делали штампов, но образование нужно ...не обязательно учиться на дневном, поскольку все же, зачастую пока не поработаешь не узнаешь, что тебе ближе по твоему сердцу...самый лучший способ познать себя в профессии и найти любимое дело - это сначала поработать, а потом, поняв, что тебе это нравится, пойти учиться на вечернее или заочное отделение.И вообще диплом - это не конечная стадия...скорее начальная, поскольку чему там учат - это всего лишь общие познания и введения в профессию, ведь только, когда ты начнешь, действительно, работать в той сфере, по которой учился, только тогда ты поймешь, что половины ты вообще не знаешь и уже далее работая ты учишься, но уже не только теории, но и практике...ну я уже не говорю, о том, что в наш технический век информация меняется очень быстро...короче учиться надо постоянно, если конечно хочешь быть профессионалом, а не "так " , хотя "так" сейчас не прокатывает...

    • Дульсинея Питерская, очень нужно высшее образование для должности перешедшей еще из СССР - инженер по технике безопасности, когда сидит тетка теткой, а короче баба, но с ВО и разносит по подразделениям плакатики "Не курить", "Плевать только в урну", да еще подписи собирает под липовыми инструктажам по ТБ, который она якобы провела. Но как звучит - ИНЖЕНЕР! Тьфу! Высшее образование в Росии давно девальвировано!

      • Александр Петров, кто хочет учиться - тот учится. Даже сейчас, даже в России. И есть еще хорошие врачи, педагоги, физики, ученые, которые стремились получить знания и, кстати, сами писали свои контрольные Кому нужны знания - тот их получит.

        • Наталия Еременко, все правильно кто хочет, тот сам будет повышать свой уровень но...как бы там не было обидно, но без бумажки, как было так и сейчас осталось, ты- ....Тогда по какой причине при приеме на любую работу спрашивают о твоем образовании и записывают данные в анкете...может им делать нечего писарям этим из отдела кадров

          • Дульсинея Питерская, делать им есть что, но в стране куча всяких учебных комбинатов по повышению квалификации, которым предприятия регулярно отстегивают денежку, а те в свою очередь выдают предприятию несколько удостоверений, что их работники прошли обучение. Потому как вы сами сказали, что без бумажки ты букашка.

            • Александр Петров, не вижу в этом ничего плохого, что много таких курсов и предприятий, ведь раньше нас посылали на курсы и то не всех, а только отдельных, заслуженных личностей, а сейчас каждый, кто хочет учиться, может с легкостью это сделать, а те, которые это делают ради бумажки сейчас не продержаться в хорошей компании и недели, поверьте, они быстро окажутся в соответствующем заведении, где эта бумажка может им пригодиться

              • Дульсинея Питерская, разве я написал, что на этих курсах чему то учат? Читайте внимательнее. В России давно девальвировано все образование. Хочешь получить знания - учись сам. Есть книги, интернет, товарищи по работе.

                • Александр Петров, когда человек приходит устраиваться на работу, в анкете соискателя нужно указать не прочитанные книги, а дипломы и сертификаты курсов и тренингов, которые он прошел.

                  • Татьяна Черных, в этом и состоит беда России, что умных с корочками много, а компетентных специалистов нет. Кстати в России и Билла Гейтса на работу бы не взяли, т.к. у него нет законченного ВО.

                    • Александр Петров, я придерживаюсь того мнения, что знания не столько дают, а сколько берут. Если человек хочет учиться в вузе, он выучится, а не захочет, то учиться не будет. Я бы переняла зарубежный опыт. В частности, отменила бы вступительные экзамены на большинство специальностей. Нужно дать молодежи шанс взять необходимые знания и получить диплом. Высшее образование должно быть бесплатным, чтобы умные дети из бедных семей могли учиться.
                      Большое внимание следует уделить прикладному образованию, например, как в Австрии уровнять по статусу Университеты и профессиональные школы ( в последние даже труднее поступить). К сожалению, коррумпированность в системе образования, когда зачет можно сдать за деньги так просто не искоренишь. Но в любом случае судьбу не обманешь: при работе это все выплывет. Там, где реально нужны знания, с одной корочкой не прокатишь.

  • Как бывший преподаватель технического университета, а затем специалист одной крупной компании могу сказать, что весьма разочарована уровнем сегодняшнего образования. Деградация высшей школы началась в 90-е годы, продолжалась по нарастающей в "нулевых". Я тогда видела этот процесс изнутри. Ну, а результаты узрела в последние годы, работая с молодыми коллегами, свежеиспеченными "специалистами" (зачастую с двумя "вышками"). Безграмотность вопиющая, амбиции - выше крыши.
    На сайте, указанном в профиле уважаемого автора сразу бросается в глаза: Заказать дипломные работы, курсовые, контрольные, рефераты, готовые работы. Порассуждаем дальше о стереотипах?

    Оценка статьи: 2

    • Елена Максимовская, c оценкой Вы погорячились как преподаватель. Я тоже поошивался в техвузе, поработал в соответствии предназначения, но звёзд не нахватал. Свою нишу отыскать трудно, "попасть в струю",как говорят.
      Амбиции, здоровая спесь не худшие проявления, их надо "запрягать" на пользу делу.
      Я не раз приводил в пример Жолио Кюри. Когда к нему в лабоЛаторию приходил соискатель места и спрашивал:"А что я тут буду делать?", маэстро сразу показывал ему на дверь.

      Оценка статьи: 5

    • Елена Максимовская,
      Заказать дипломные работы, курсовые, контрольные, рефераты, готовые работы. Порассуждаем дальше о стереотипах?

      Плюсую!

      • Елена Максимовская Елена Максимовская Читатель 7 ноября 2012 в 15:34 отредактирован 7 ноября 2012 в 15:35 Сообщить модератору

        Оксана С, вот-вот! И двойку я поставила (каюсь!) не столько за саму статью (в целом неплохую), сколько от возмущения.

        Оценка статьи: 2

        • Елена Максимовская, но не автор-то развалила нашу систему образования.
          Нашла по теме интересную статью Вассермана в "ЭГ", которая, думаю, будет интересна всем неравнодушным. Из этой статьи отчетливо видны причины появления некоторых стереотипов.
          читать дальше →

          • Татьяна Черных, не автор-то развалила нашу систему образования
            Конечно, нет и не может быть единственно виновного. Люди, оказывающие услуги по покупке "образования", являются лишь маленькими звеньями этой гнилой цепи.
            читать дальше →

            Оценка статьи: 2

            • Елена Максимовская, не судите тех, кто платит. У нас вся система трудоустройства на этом построена, что без в.о. не светит тебе нормальной должности будь ты хоть семи пядей во лбу. читать дальше →

  • 1. Карьера - это растяжимое понятие. Для кого-то пом. зам. нач. отдела - это хорошо; а для кого-то пока финансовым д-ром крупной фирмы не станешь - это провал всей жизни.
    В первую очередь, на мой взгляд, успешность карьеры зависит не от диплома, а от талантливости и общительности человека.

    2. Отечественный ВУЗов очень много. Есть элитные ВУЗы, которые смотрят за тем, чтобы преподаватели в них соответствовали уровню - и таких ВУЗов меньшинство.
    Большинство ВУЗов имеют очень низкий преподавательский уровень - это признает мин. образования РФ.
    Я уж не говорю о том, что большинство студентов вообще откровенно забивают на учебу, вспоминая о ней только во время сессий.

    3. Про врача с дипломом маркетолога - согласен.
    Но в остальном - нет.
    Население нашей страны реально страдает от отсутствия аналитического мышления; именно его отсутствие рождает политическую пассивность, гражданскую безответственность и т.п.
    Кстати, если уж говорить про врачей, то в самом плачевном положении среди прочих медицинских отраслей находится диагностика (привет доктору Хаусу).

    4. +1

    5. Не согласен. Культура человека определяется не его образованностью, а его воспитанием и личным мировоззрением.
    Возможно, у выпускников некоторых гуманитарных ВУЗов знаний о культуре будет больше, но знание культуры и быть культурным - это не одно и тоже.

    6. +1

    7. +1.

    p.s. На мой взгляд, стоит сказать о том, что многие (я думаю, что большинство) студенты, поступая в ВУЗы, не определились еще со своей профессией.
    И заканчивая юридический, они мечтают быть ветеринаром.
    Это самая большая проблема.

    Оценка статьи: 4

    • Павел Островский, в целом, согласна с Вами. В одной статье трудно описать все свои мысли по этому поводу. Нужно было не брать так много стереотипов в одну статью - тут о каждом отдельно взятом можно много говорить...
      Ну а то, что диплом ни ума, ни культуры не добавляет - это факт, хотя у тех, кто учится (именно учится, а не посещает институт) шансов повысить свой уровень культуры в разы больше))

  • В статье прописные истины, но зато все резюмируется. На то они и стереотипы, чтобы часто быть вполне резонными.

  • Диплом об образовании еще не подтверждает образованность владельца. Стереотип?

  • Мне кажется, высшее образование важно получить как можно раньше. Лучше сразу после школы получить базовые знания по выбранной специальности и дальше развиваться.Даже если вдруг не захочешь потом работать в этой специальности,переквалифицироваться будет гораздо легче т.к. ты еще молод,и умение работать с первоисточниками у тебя уже есть. В ВУЗах этому хорошо учат.

    Оценка статьи: 5

  • Да, стереотипы верны и действуют на одержимых высшим образованием не всегда лучшим образом.Мне симпатичны знатоки дела без дипломов или с минимальным "исходным" образованием. По-моему, специалист должен набираться знаний по текущей необходимости. Знать, слышать можно очень много, а вот УМЕТЬ не успевает за ЗНАТЬ. Мне импонируют хирурги: они знают и умеют "в одном флаконе" (лице). Образование не прибавляет ума - тоже расхожий стереотип-байка. Я бы присваивал звания "по факту содеянного". Какого звания заслуживает автор проекта Останкинской башни? Сейчас такие прорывы "вышли из моды". Не могли бы Вы привести свежих примеров?

    Оценка статьи: 5

    • Сергей Дмитриев, я бы не стала так смело рассуждать о хирургах)) В нашем городе при слове хирург у людей истерика начинается
      В то же время, я знаю очень умных людей без высшего, но у них все-таки ощущается нехватка теоретических знаний. Всегда думаю, что к этой голове да еще знаний, человек бы добился намного большего.
      Многие, конечно, действуют вполне успешно на уровне интуиции, но не все.
      Да и люди все разные. Есть такие, которые учатся ради того, чтобы учиться, а есть те, кто идет в ВУЗ за знаниями, необходимыми для достижения определенных целей, а есть просто очередь за документом... И у каждого из них свои стереотипы))

      • Наталия Еременко, у меня в знакомых военный хирург на пенсии, рассказывал много историй операций и я проникся уважением к его работе. Уважение к американским хирургам тоже устойчивое "на своей шкуре". Мне наложили заплатку на правую (небольшую) паховую грыжу уже как года почти 3. Я даже забываю, что она была. Жене вправили вывих в локте при падении. Я был свидетелем процесса, как не с первого раза,вдумчиво детский костправ поставил на место сдвиг в локте. Его специально вызвали, как спеца.

        Оценка статьи: 5

        • Сергей Дмитриев, я не хотела ни в коем случае умалить значимость работы хирурга. Безусловно, их работа очень сложная, ответственная и нужная.
          Я только хотела сказать, что профессия хирурга (ее наличие у человека) не всегда по определению означает наличие тандема "знания-умения"... И хорошо, если не хватает только умения - это дело наживное, плохо, когда знаний нет, а наша система образования на сегодняшний день и не таким может удивить...
          А возвращаясь к стереотипам, конечно, без медицинского образования к операционному столу никого не допустят. И, насколько я знаю, без определенного опыта - тоже.

          • Наталия Еременко, тандем(смычка) знаний и умений плюс личная одержимость и интерес к "делу,которому служись", определяют успешность любого специалиста. Досадно, когда большой багаж знаний, на что потрачены годы усилий, так и остаётся без применения.
            Поэтому я за узкую, компетентную специализацию. Мне запала инфа аналитиков высшего образования откуда-то из США или Канады о том, что 85% специалистов ...некомпетентны.

            Оценка статьи: 5