• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Миненко Дебютант

Должен ли архитектор уметь рисовать?

Часто общаясь со своими знакомыми в области архитектуры, дизайна, я заметил, что все достаточно хорошо владеют графическими программами, такими как PhotoShop, AutoCAD или ArchiCAD, 3D Мax, и совсем не умеют или плохо владеют рисунком. Часто слышу, что рисунок не так уж важен для архитектора, достаточно сделать легкий набросок и сразу переходить на компьютер.

Sergey Nivens, Shutterstock.com

Но как это вообще возможно: архитектор, не умеющий рисовать? Это уже программист тогда, давайте называть вещи своими именами. Если студент не умеет рисовать, а именно — выражать себя через такой мягкий материал, как карандаш, страшно представить, что выйдет у него потом в металле или в бетоне.

Всегда придерживался мнения, что архитектор должен уметь владеть рисунком не хуже художника. В чем же суть рисунка и что это такое?

Рисунок, как форма передачи мысли архитектора в виде линий и пятен на бумагу, выражает понимание предмета, который рисует студент (будущий архитектор) с натуры или представляет как некий образ у себя в голове, который необходимо быстро и верно зафиксировать на бумаге. И чем лучше архитектор или художник владеет рисунком как языком, тем яснее и точнее он может передать свою мысль с определенным состоянием или настроением.

Это можно сравнить с почерком при написании слов и предложений. Что такое слова? Слова состоят из букв, а каждая буква имеет свою форму, очертание и направление. То есть что-то обозначает, в данном случае звук. Но мы не будем говорить о звуках. Иначе говоря, письменность — это та же форма фиксирования на бумаге определенной мысли, выраженной в знаках и символах (буквах, словах или словосочетания). Значит, чтобы более точно и ясно отразить мысль, надо уметь писать. Но чем менее разборчиво написано слово, тем оно менее понятно, хотя в нем и заложен смысл. То есть чтоб можно было прочитать, какую информацию автор вложил в эти формы, изображенные им на листе бумаге, ему необходимо хотя бы более понятно их изобразить, то есть разборчиво.

А если он не умеет писать, что тогда? Как он сможет донести свою мысль до другого человека? Ему необходимо овладеть в полной мере каким-либо способом выражения, например, умением фиксировать свои мысли через формы букв, которые в определенном порядке начинают выражать заложенный в них смысл. Все это начинает напоминать изобразительный метод, который можно также называть рисунком. Что, в свою очередь, сильно влияет на умственную деятельность человека. Каким образом?

Чтобы верно изобразить какой-либо материальный предмет, необходимо его изучить. Таким образом, рисунок становится методом анализа, размышления на бумаге, а значит влияет на мозговую активность рисующего. Включаются отделы логики, воображения, эмоций. Тогда появляется вопрос: какой материал или инструмент позволит быстро выразить идею, мысль на бумаге и сократит расстояние передачи мысли из внутреннего мира человека во внешний? Такими инструментами могут послужить, к примеру, карандаш, уголь или кисть, так как они более мягкие и с их помощью можно легко передать любую толщину линии, то есть это возможность более точной передачи внутреннего состояния человека и его мыслей. Значит, как и в письменности, человек должен овладеть техникой этого способа — рисунком.

Почему же архитектор стал меньше рисовать с появлением графических программ? С моей точки зрения, человек не совсем осознал, в чем суть этих новых возможностей. Например, в AutoCAD можно точно сделать чертеж, и это сэкономит много времени, чем если бы это делалось от руки. А в 3D Max можно создать реалистичную модель здания и добиться его фотореалистичного изображения при подсчете визуализации.

Все это звучит довольно хорошо. Но это неудобный способ для фиксации своей идеи, которую проще сначала быстро и верно зафиксировать на бумаге простым карандашом, при этом вместе с ней передается особое эмоциональное состояние или настроение автора. Если посмотреть на рисунок или быстрый набросок архитектора или художника, то видно, что мысль передана в определенной форме — образе (символе), с присущим ей состоянием, которое в тот момент испытывал автор. Любой рисунок — своего рода анализ и выражение мысли или понимание того предмета, который изучается.

Можно сравнить детский рисунок, например, дерева, с рисунком опытного художника. Сразу заметно, сколько знает ребенок об изображаемом предмете и сколько художник. А раз рисунок является методом анализа, соответственно, он развивает не только человеческое мышление, но и способность человека мыслить творчески. Из этого видно, что тот, кто постоянно рисует с натуры — много анализирует и владеет большим объемом информации. Отсюда можно сделать вывод, что студенту необходимо владеть рисунком, так же как и письменностью, как системой для формализации, фиксации и передачи тех или иных данных. Другими словами, если человек доверяет это компьютеру, то тем самым лишает себя способности к развитию мышления и творческой способности, что и является основной функцией человека как творца.

В заключение можно сказать, что компьютер — это даже не совсем инструмент, как карандаш, так как он «умеет думать» — то есть вычислять, как калькулятор, и выполняет просто сложные операции, которые ему поручишь вместо себя, тем самым освобождая себя от способности к творчеству. Карандаш — всего лишь «продолжение руки», и выполняет только одну функцию — оставляет после себя линию той толщины, какой тебе надо. То есть тебе сперва надо подумать, какую линию необходимо провести, и передать с ней чувство, ведь человек развивается творчески в полной мере тогда, когда не только думает, но и чувствует, так как это единый процесс в его организме.

В этом и заключается его цель — передать не только информацию, но с ней и чувство. Что невозможно сделать через компьютер, который всего лишь точно производит сложные операции и выдает точные цифры без какого-либо чувства. Он лишает тебя такой возможности творческого развития, которое неразделимо связано с внутренними ощущениями, чувствами и переживаниями, которые тоже непросто передать верно на бумагу, не зная языка рисунка. Если автор не мог себя точно выразить в рисунке, то что от него останется после компьютера? И что будет испытывать человек, находясь в таком материальном мире, который создан компьютерными технологиями, в котором нет ни капли душевного творчества создателя?

Другими словами, архитектору необходимо хорошо владеть рисунком, если он хочет перенести свой образ и идею в материальный мир в полной мере, а потом уже добиваться точности ее реализации посредством компьютера и других современных технологий.

Статья опубликована в выпуске 15.11.2013
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (72):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Молодчина ! Для "Дебютанта" - очень даже неплохо. Смелее проблематизируйте и не надо хватать много Задач. Они, как правило, имеют в своей формулировке скрытое Решение, а это - тривиально. И постарайтесь, пожалуйста, не использовать лже-понятие "раз/витие" (см. значение у Даля и у Фридриха Георгия ЮНГЕРА). Ибо, это - откроет Вам пусть вверх, а не вниз к "расеянцам" и "обезьянцам".

  • санжар АДДЫНК Читатель 26 июня 2016 в 18:38 отредактирован 24 мая 2018 в 09:49 Сообщить модератору

    я хочу поступить на архитектора . я программист но я не могуче рисую . карандашом рисую хорошо но акварели и всякие краски мне трудно даются . так на какого архитектора учится посоветуйте . или не на архитектора а на что то приближенное где большие роботы на компьютере .

  • Процесс поиска линии и её перенос потом в цифру.

    Оценка статьи: 5

  • По статье - автор, по-моему, перестарался - получилось как масло масляное.
    По сути, приведу ряд:
    - пальцем на песке
    - углем на стене
    - карандашом на бумаге
    - электрическим карандашом (типа выжигалки) (баллончиком по стене)
    - пальцем на планшете
    - пером на дигитайзере с пакетом программ.
    С какого момента теряется "эмоциональность"
    а) для первобытного человека?
    б) для архитектора прошлого века?
    в) для архитекторов, создающих полный проект многоэтажной гостиницы с детализацией и выходными документами за 12 дней?

    А выбор инструмента для выражения своих эмоций - карандаш, топор для деревянной чурки или бензопила для ледяной глыбы - дело личных умений и симпатий.

  • Сергей Миненко Сергей Миненко Дебютант 15 ноября 2013 в 17:52 отредактирован 15 ноября 2013 в 17:52 Сообщить модератору

    Конечно. Архитекторы вообще забыли о первоисточнике,роднике, откуда черпать знания. Никто не смотрит на природу. Чем они вдохновляются?

  • Был проведен, опрос среди современных мировых архитекторов по поводу места рисунка и компьютера в их работе. Все поставили рисунок на первое место, потом макет и на последнее место компьютер. Не будем далеко ходить, взять того же испанца, Сантьяго Калатраву, который делает к каждому проекту от 300 до 1000 акварельных и карандашных набросков. Так же , как и Гауди способен не только красиво перевести свою мысль на бумагу и развить ее , и но рассчитать конструцию здания.

  • Сергей Миненко Сергей Миненко Дебютант 15 ноября 2013 в 15:27 отредактирован 15 ноября 2013 в 15:28 Сообщить модератору

    Спасибо за комментарии. Хотелось,конечно,всем ответить, но это стало бы повтором выше мною написанного в статье.Скажу, только одно, что компьютер делает из человека творческого импотента,мягко выражаясь. Технологии только ускоряют работу,но не развивают в нем творца, так как творчество связанно с чувствами и переживаниями, которые машина не способна передать. Дело не в том, если архитектор умеет рисовать капители или геометрические композиции. Он должен просто умееть рисовать, это его язык, так же как певец должен петь своим голосом и чувством без фонограммы и обработки. Если он не владеет ''голосом'', зачем тогда ему вся эта точность работы, которую дает ему современные технологии. Пусть он чертить на компьютере, это нормально и удобно, но если он будет меньше ''петь своим голосом'' и сразу начинать с ''фонограммы'', то зачем ему язык и тем более голова с руками.

  • Не знаю, должен ли архитектор уметь рисовать, но Вы меня не убедили, потому что очень странные примеры приводите. Ботаник знает о дереве гораздо больше, чем ребенок, и даже больше, чем художник, но может при этом совершенно не уметь рисовать. Стивен Хокинг, у которого действует только один палец, пишет гениальные книги. О "мягком материале": ребенок легко строит дом из кубиков в самом раннем возрасте, но пластилиновые скульптуры ему удаются позже.

    Фантазия, идея от ее воплощения отделена техническими средствами. Какими будут эти средства - пока решают требования учебных заведений, потом - решит прогресс, думаю.

    • Марианна Власова, без понятий рисунка, композиции, построения архитектора не воспитать. В лучшем случае -- прораба.

      Оценка статьи: 5

      • Ксения Печий, скоро подрастут дети, для которых планшет с младенчества привычнее, чем карандаш.

        • Марианна Власова, всё равно художественные школы никто не отменял, как и штриховку, как и рисунок при поступлении на архитектурный. Дуальность не есть плохо, уметь нужно и то, и другое, и в композиции фишку рубить, и цветовой круг знать в лицо.

          Оценка статьи: 5

          • Александра Дробышева Читатель 1 февраля 2018 в 22:04 отредактирован 21 мая 2018 в 04:13 Сообщить модератору

            Ксения Печий, Согласна с Вами. Я вообще не представляю как архитектор не умеет рисовать? для меня это не архитектор. Человек умеющий рисовать рукой - чувствует и создает гармонию, форму и цвет. На компьютере этого не почувствуешь никак.

          • Ксения Печий, да, дело в том, что для человека, занимающегося этими искусствами, рисунок-композиция-живопись - это вроде как буквы учиться различать, чтобы потом из них слова и фразы складывать.

            • Люба Мельник, ну так различать и воспроизводить - разные вещи. Вот для того чтобы фотографу понимать композицию, ему ж не обязательно уметь нарисовать так же красиво, как снял.

              • Марианна Власова, зачем фотографу композиция? )) Ему все объяснить бильдредактор, либо не объяснит выбросив плохой снимок и оставив хороший.
                Понимать у художников не требуется - достаточно чувствовать. Чтобы быть художником не только для себя, но и для других - нужно уметь чувствуемое, ощущаемое изобразить. Вот для того, чтобы изобразить - и нужна та самая азбука.
                Собственно рисунок - дело несложное. Им человек овладевает, анализируя видимое. В этом случае рисунок - инструмент анализа.
                Те, кто говорит, что не умеет рисовать, - на самом деле умеют, просто им не хочется тратить время на то, чтобы немножко изучить "азбуку". Скажем, дама, которая сходу может сказать, что данная шмотка ей "не идет" - уже скрытый рисовальщик.
                Я на своем опыте знаю, поскольку немножко училась рисунку во взрослом уже времени, насколько несложные навыки и умения, "азбука" рисования изменяют взгляд на мир. Приучаешься анализировать натуру, сравнивать размеры и ответа-оттенки, видеть соотношения предметов.
                Вот архитектору, дизайнеру эта техническая, по сути, дисциплина потому и нужна - для того, чтобы эти навыки и умения получить. А эти навыки и умения - для профессионала необходимы.

                • Люба Мельник, "рисунок - инструмент анализа" - при этом рисунок на компьютере не инструмент анализа? Рисуя пером по планшету, нельзя "анализировать натуру, сравнивать размеры и ответа-оттенки, видеть соотношения предметов"?

                  "Те, кто говорит, что не умеет рисовать, - на самом деле умеют, просто им не хочется тратить время на то, чтобы немножко изучить "азбуку". Скажем, дама, которая сходу может сказать, что данная шмотка ей "не идет" - уже скрытый рисовальщик."
                  Ну вот я азбуку знаю, а линию в задуманном направлении не проведу. Ни на бумаге, ни на компьютере. А еще я слышу фальшивые ноты, а петь не умею.

                  • Вячеслав Старостин Вячеслав Старостин Грандмастер 17 ноября 2013 в 11:06 отредактирован 17 ноября 2013 в 11:34 Сообщить модератору

                    Марианна Власова, Люба Мельник, можно я выскажусь?..

                    Учиться рисовать - это постигать линейную и воздушную перспективу, как минимум. Постигать гармонию пропорций (без этого в архитектуре, вообще, делать нечего) Настоятельно рекомендуется начинающим рисовальщикам научиться хорошо лепить - чувствовать форму. Без этого будете учиться срисовывать.

                    Линия имеет разную толщину и степень жесткости. Линия имеет характер. Даже уметь проводить красивую линию - уже искусство.

                    Хороший рисунок - это решение уравнения с двадцатью неизвестными.

                    • Вячеслав Старостин, никто не спорит, что уметь рисовать - хорошо, что рисование - искусство. Но вот "толщина и степень жесткости линии" для того, кто будет потом "в бетоне" воплощать свои идеи, постигнув гармонию пропорций - избыточно.
                      "рекомендуется начинающим рисовальщикам научиться хорошо лепить" - а скульпторам рисовать не обязательно уметь, надеюсь?

                      • Марианна Власова, в машиностроительном черчении есть такое понятие "технический рисунок". Даже токарю или фрезеровщику нужно уметь рисовать. Любому технарю. Помимо умения читать чертежи, разумеется.

                        Рисовать НУЖНО УМЕТЬ ВСЕМ!.. Кондитер перед тем, как создать шедевр в виде необычного торта, явно эскиз сделает. Сделает вручную. Неужели будет осваивать графические программы?

                        • Вячеслав Старостин, о, началось... Не рисовать нужно (полезно) уметь всем, а иметь пространственное воображение. Увидев такой рисунок торта, заказчик, пожалуй, передумает. А вот если ему красочно опишут это словами - нет. Я и шила-придумывала модели без эскизов, и торты те же пекла и украшала - не умея рисовать, только представляя, что должно быть именно в этом материале и что реализуемо именно теми инструментами, которыми я пользуюсь!

                          • Марианна Власова, ну вы же не пкли трёхэтажные тематические торды, как Бадди "Король тортов".
                            Точно так же кто-то упомянул фотографов -- им не надо рисовать. Не надо. У нас все, в кого пальцем ни ткни, все сплошь фотографы, дизайнеры, врачи и Макаренки, и только дураки учатся шесть лет...

                            Оценка статьи: 5

                            • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 17 ноября 2013 в 17:18 отредактирован 17 ноября 2013 в 17:19 Сообщить модератору

                              Ксения Печий, интересно и важно также, не то чему научился, а что ты сделал сам по наитию,"не кончая академиев" и "нахватался" только того, что тебе понадобилось для конкретного шедевра. Это особенно выпукло видно на примере артистов и режиссёров кино. Овладение ремеслом остаётся важным, если не главным моментом. Умение важнее склада знаний. Я уже протаскивал эту мЮслЮ.

                              Оценка статьи: 4

                            • Марианна Власова Марианна Власова Бывший главный редактор 17 ноября 2013 в 16:38 отредактирован 17 ноября 2013 в 16:40 Сообщить модератору

                              Ксения Печий, Вы смотрите шоу Бадди - он где-то подглядывает в эскизы? Я не думаю, что только неумение рисовать мешает мне выйти на уровень Бадди. И я не думаю, что многие по-настоящему талантливые фотографы еще и рисовать умеют.

                              • Марианна Власова, минуточку, я не говорила что фотографы ДОЛЖНЫ УМЕТЬ РИСОВАТЬ, что касается Бадди -- я не утверждаю, что он рисует на хорошем уровне, но сдаётся мне (имхо) что он эскизики делает, как в случае с тортом-роботом, просто это оставалось за кадром. Точно так же росписи тортов завитками барокко и раскраски лилий -- это он вряд ли на патоке тренировался, всё таки боюсь период акварели на бумаге имел место быть.
                                А вот архитектор рисовать таки должен уметь! И меня удивляет что тут пытаются это опровергнуть. Наверняка камеди клаб с Бульдогом Харламовым смотрели, где тот домик заказчику нарисовал.

                                Оценка статьи: 5

  • эти рисунки сделаны в векторной графике

    • Наталья Север, или с фотографии обвели, или у того, кто работал в векторной графике есть художественное образование.
      Если архитектор не умеет рисовать, а просто научен пользоваться программами, то какой он архитектор? Это технический дизайнер.
      Но! У нас на фирме часто проходят стажировку оченьталантливые студенты, которые сначала с карандашиком придумывают рисунок участка, потом перевели это в графику, но далеко не все они станут успешными архитекторами.

      Оценка статьи: 5

      • Ксения Печий, я умею пользоваться многими графическими программами, но не умею так рисовать ни в них, ни на бумаге. Мало научиться пользоваться программами, нужно, чтобы человек был способен рисовать. А если он способен, то какая разница, чем он это делает?

        • Марианна Власова, статья не о том, в чём рисовать лучше. А о том, что архитектор таки да -- должен уметь рисовать!
          У меня лично есть графический планшет, и ручка к нему с "чувствительностью нажима", но мне ближе карандаш и акварель. Фломастеры, лайнер, цветные карандаши. Хотя, когда надо быстро-быстро -- ваяю в фотошопе. Но -- по рисунку сосканированному. Факт остаётся фактом -- у меня художественное образование, из шести дизайнеров нашего бюро четверо рисующие. Ручная работа очень ценится, клиенты её любят. Я однажды своему клиенту рисовала при нём схематически, как подпорная стенка пойдёт, и как мы в неё лавку врежем, он эту почеркушку себе забрал!

          Оценка статьи: 5

          • Ксения Печий, конечно, должен уметь рисовать, я об этом и говорю. Но чем он рисует - карандашом или на компьютере - должно быть его личным делом. И станет. А рисование карандашом - да, останется искусством, как каллиграфия, ныне не имеющая монополии на создание красивого текста.

  • Наталья Север Наталья Север Читатель 15 ноября 2013 в 13:27 отредактирован 15 ноября 2013 в 13:29 Сообщить модератору

    не стоит так все усложнять! зачем делать набросок на бумаге если можно все нарисовать на графике? для того и придуманы это и было чтоб облегчить работу дизайнерам и архитекторам (именно в графике я и работаю и бесконечно благодарна разработчикам графических прог) Прогресс не стоит на месте! Зачем стирать на руках если есть автоматы или пеленать ребенка в пеленки если есть памперс!!

    • Наталья Север, а как впечатляется заказчик, когда любой человек творческой профессии делает эскиз (почеркушку, набросок...) вживую, прямо у него на глазах. Кстати, новый тренд - известные серьезные модельеры, например, только "живьем" рисуют. Никаких прог перед глазами заказчиков.

  • Желающие стать архитекторами, должны успешно выдержать экзамены в том числе и:
    - Рисунок архитектурной детали
    - Объемная композиция из геометрических тел

    Странная статья.

  • Комментарий удален
  • Статья напоминает разъяснения А.Райкина. "Что такое худоГник? Это челАвек, котоГый беГёт нуГную кГаску и клаГёт в нуГное место." Сейчас есть программы, которые переводят цветные фото в акврельные рисунки. У нас сын преуспел по этой части и довольно успешно продаёт эти "акварели" на ежегодных фестивалях народного творчества. Он типичный художник и архитектор, не умеющий рисовать и работать акварелью. Но некоторые его "работы" очень даже интересные.

    Настоящий архитектор или дизайнер обязательно должны уметь рисовать, чтобы называться таковыми. Это так очевидно, что статьи такого рода кажутся излишними. Но я рад бы был ошибиться.

    Оценка статьи: 4

    • Сергей Дмитриев, А что, в России еще водятся архитекторы? С тех пор, как Никитка Хрущев ввел типовое строительство, советская архитектура умерла. Кто-нибудь может мне назвать 10 значительных архитектурных сооружений в России воплощенных в жизнь за последние 25 лет? Из самых известных архитекторов, умевших рисовать, а не марать бумагу карандашом, признаю архитектора Александра Брюллова, брата известного художника Карла Брюллова. Я живу в Израиле и знаю немало архитектурных фирм, которые в настоящее время работают на Москву и С.Петербург. Сам до пенсии в одной такой фирме работал. Дожили!

      • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 15 ноября 2013 в 16:21 отредактирован 15 ноября 2013 в 16:27 Сообщить модератору

        Анатоль Штейман, мне не нравятся нелестные, заносчивые, немилосердные отзывы о "хрущёбах". Хрущёв вынужден был ввести типовое строительство. Я пожил, понюхал и почувствовал житуху в таких кварталах. Надо отдать должное профессиональной расстановке этих пресловутых "коробок"и даже из интерьерам в жёстких требованиях компактности. Магазины, аптеки, кино - всё в ближнем доступе. Сколько было радостей вселения "в тесноту, да не в обиду".
        Беда этих коробок не в тесноте и однообразии, а, опять же, в "коробках Фарадея". Я почувствовал это буквально на своей шкуре, когда переехали из блочного дома в котельцовый вполне "особняк" по тем меркам.

        Архитекторы в РФ не перевелись , но погоду делают архитектурные "рвачи и выжиги". Вот своротили в Москве гостиницу напротив Кремлёвской стены, а она вполне перекликалась со зданием ВС за стеной. Разобрали и "Националь", а вместо них "наворотили" такие же "ДЕшевры"

        ...Архитектура, как музыка зиждется на импровизации, вдохновении и полёте мысли.

        Оценка статьи: 4

        • Сергей Дмитриев, Вам не нравятся нелестные, заносчивые, немилосердные отзывы о "хрущёбах"? Вам нравится там жить? Ну, извините, но червяк, когда залезает в хрен, думает, что слаще места нет!
          Вам нравится, что Ваш сын лепит на компьюторе картинки типа "а ля рюсс" и этим зарабатывает деньги, считая себя архитектором? Мне жалко парнишку - из него никогда не выйдет толкового архитектора. Годы улетят, а он ничему и не выучится. Вы сами пишете, что именно такие хваткие ребята корчат из себя архитекторов. А в это время американские миллиардеры хотят строить небоскребы в Москве, а проектировать их будут американские и японские архитекторы! Советская архитектура умерла еще 60 лет назад и я в этом сегодня твердо убежден.