Великий князь Константин Константинович Романов в 1882 году написал стихотворение «Мост Вздохов», где есть такие строки:
Зачем таинственною сенью
Навис так мрачно этот свод?
Зачем такой зловещей тенью
Под этим мостом обдает?
Такая мрачность строк может удивить, ведь сейчас мост ассоциируется с любовью и романтикой. Даже легенда есть: если влюбленные поцелуются, проплывая под мостом на гондоле, то их любовь продлится вечно. Кстати, учтите, целоваться надо исключительно на закате, иначе не сработает.
Отчасти мост Вздохов действительно про узы. Но не узы любви или брака, а тюремные. Кандалы. Конструкция соединяет помещение суда в Дворце Дожей и здание «Новой тюрьмы». Осужденные, проходя по мосту, видели солнечный свет и красоту венецианской лагуны в последний раз и тяжело вздыхали о своей несчастной доли.
Романтичным мост решили сделать только где-то в 70-х годах ХХ века, когда власти города внезапно решили буквально уничтожить Венецию как крупный индустриальный и рыболовный центр, а вместо этого создать туристический аттракцион. Бог им судья.
Вот тогда и появились всевозможные романтические легенды с целью повысить честный отъём средств у посетителей города.
Цель, в принципе, удалась. По результатам различных исследований Мост Вздохов стабильно входит в топ самых фотографируемых достопримечательностей города.
Популяризацию моста в целом, ещё как мрачного места, начал лорд Байрон, собственно, и придумавший название. В четвертой песне «Паломничества Чайлд Гарольда» читаем:
В Венеции на Ponte dei Sospiri,
Где супротив дворца стоит тюрьма,
Где — зрелище единственное в мире! —
Из волн встают и храмы, и дома,
Там бьёт крылом история сама…
Правда, Байрон, сам того не зная, писал о прошлом моста. В его время в камерах под крышей дворца Дожей содержались только мелкие преступники, которых быстро выпускали. Плюс решетки на окнах моста настолько мелкие, что через них почти ничего не видно.
Мост соединяет Дворец Дожей (Palazzo Ducale) с «Карчери» — новой тюрьмой, построенной в XVI веке. Тюрьма заменила одну из старых тюрьм, «Пьомби», «Свинцовая». Именно из «Пьомби» бежал в 1755 году Джакомо Казанова.
Как и многие постройки Венеции, мост Вздохов сделан из непроницаемого известняка с полуострова Истрии (сейчас территория Хорватии).
Строил мост Антонио Контин (Antonio Contin), внук Антонио да Понте, создавшего мост Риальто.
Строительство началось в 1600 году и продлилось всего два года. Как назвали мост в 1602 году, неизвестно, но в XVIII веке после опубликования поэмы Байрона о странствиях Чайльд Гарольда во всех документах появляется привычное нам название.
Арочный виадук из белоснежного известняка украшен барельефами и гербом дожа Марино Гримани, заказчика проекта. Ponte dei Sospiri изящно изгибается над Рио де Палаццо, являясь, пожалуй, самым живописным символом преступления и наказания.
Продолжение следует…
Спасибо на добром слове, Леонид.