• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Константин Кучер Грандмастер

В чём притягательность Соловков?

Соловки.

Острова в акватории Белого, самого южного из всех морей Северного Ледовитого океана. Архипелаг из шести крупных и более ста мелких островов с очень богатой и интересной историей.

Именно здесь, в ста шестидесяти пяти километрах от Полярного круга, когда-то был один из богатейших монастырей России. После Троице-Сергиевой Лавры и Валаама — третий. Но в отличие от первых двух — не блатной.

Что такое Лавра? Придворный монастырь московской царской семьи. То же самое, примерно, и Валаам. Только когда царь-батюшка в Питер перебрался.

А Соловки всегда жили по экономике. Всё Беломорье было в собственности Соловецкого монастыря. И рыбные тони, и соляные промыслы, и добыча морского зверя, и… Жемчуг — и тот, весь был — Соловецкий. Правда, как по Екатерининской секуляризации всё отняли, не зачах монастырь и на бюджетно-царские подачки не позарился. Как сейчас говорят — грамотный менеджмент. По-современному — туризм, по-старорежимному — паломничество.

Но главное богатство монастыря всё-таки заключалось не в соли, рыбе или морском звере. Оно было в людях. И речь идёт не только о преподобных Германе и Зосиме, в 1436 году основавших на острове Спасо-Преображенский монастырь. Или об игумене Филиппе Колычеве, при котором, во второй половине XVI века, наступило время бурного развития обители, когда один за другим строятся величественные храмы, крупные хозяйственные и инженерные сооружения: водяные мельницы, садки для хранения ценных пород рыб, каменная гавань с доками, использующими приливно-отливные течения Белого моря.

Суровый климат и скудная северная земля не только не способствовали развитию земледелия, они просто не позволяли выжить в одиночку. Люди, которые потихоньку стали объединяться вокруг Германа и Зосимы, стали единомышленниками Филиппа, обладали редким личным мужеством и практическим умом. И эти человеческие качества стали отличительной чертой соловецкой братии на многие века.

Так, побывавший на Соловках в начале 70-х годов позапрошлого века писатель и путешественник В.И. Немирович-Данченко отмечал, что для понимания характера обители необходимо увидеть ее представителей в характерной для них обстановке. Соловчанина, например, нужно наблюдать во время шторма на палубе монастырского судна или весеннего промысла морского зверя на крутящихся среди волн льдинах; соловецкие монахи, предоставленные сами себе, даже головной убор носят не по-консисторски установленному образцу, а заломив набекрень!

И эта сила духа и мужество людей, основавших, строивших и хранивших Соловки, на мой взгляд, главная составляющая притягательности островов. Эти человеческие качества не уходят вместе с людьми, бывшими их носителями. Они остаются и впитываются в землю, постройки и сооружения. И эта сила начинает ощущаться еще на подходе к архипелагу, когда возникает непреодолимое желание не только прикоснуться, но и капелькой какой впитать в себя, чтобы стать… Стать пусть и не такими, как они, но хотя бы близкими к ним…

Это первое и, наверное, основное. Но не единственное.

Не надо забывать о том отношении, которое всегда было на Руси к сирым, убогим, обиженным властью. А от нашей бывшей родной советской власти монастырь пострадал больше всех.

В начале коллективизации Помгол… Была такая Центральная комиссия помощи голодающим, которых, после сильного неурожая 1921-го года и неоспоримых успехов в раскулачивании крестьянско-сельской буржуазии, в стране было очень и очень много. Десятки миллионов… Особенно в Поволжье.

Вот этот самый Помгол практически все оклады, что в монастырском иконостасе и ризнице были, переплавил, предварительно камушки драгоценные из них повыковыривав. Запад-то требовал, чтоб за зерно полновесным серебром и золотом расплачивались. В слитках… Ну, на худой конец тем, что из того злата-серебра понавыковыривали…

И потому на Соловках православных святынь почти не осталось.

Святынь не осталось, а святость — сохранилась. И это не парадокс. Потому что остров и расположенный на нём монастырь — это не только и не столько религиозная святыня, сколько общенациональная ценность. Место, где сразу чувствуешь — вот она, История. Наши корни. Которые крепко держат нас в родной земле и позволяют надеяться, что всё хорошее, чего мы неосознанно ждём и о чём надеемся — ещё будет.

Тот, кто не знает своего прошлого, не имеет будущего. А здесь, на этих суровых приполярных островах мы — познаём своё прошлое. И, значит, имеем будущее.

Это не может не притягивать…

* * *
«На Соловецких островах — дожди, дожди»…

Соловки — это свой, особый мир. Русский Север.

Причем мир, отличный от материкового. Ну, типа, как Япония, или Великобритания. Территориально — да, Азия, Европа, но… Совсем не та Европа-Азия, что на материке.

Чтобы рассказывать про этот мир, надо его знать. И знать даже не так, как те же самые учёные, которые ещё толкутся там. Приехали на летний сезон, а закончился он — снялись и уехали. А надо бы пожить там и лето, и зиму… И не одну. В дождь, туман, снег и зной летний.

Чтобы знать то, о чём поёшь…

Знать своё прошлое, настоящее и, может, каким-то верхним чутьём предвидеть будущее.

* * *
А мы что?..

С Беломорска по Белому морю со знакомыми ребятами из Карелрыбфлота на их траулере до островов и обратно дольше шли, чем на самом острове были. Да и были-то только на одном, Большом Соловецком, острове. Ни на Анзерский, ни на Муксалму, ни на Заячьи — не ходили. Ну, Большой и Малый Кузова по левому борту туда и по правому, когда обратно шли, оставили.

Шли после шторма.

Зыбь небольшая, тучи, чуть ли не гребешки волн краем сизым цепляют, и, плывущие острова оторвавшихся ото дна водорослей, — то справа, то слева по борту…

Нет, сходили хорошо, но ощущения и впечатления — они внутри, как их на белый свет вытащить и словами описать?..

Может, стоит самим сходить морем к островам? Посмотреть… А что это за жемчужинка такая, в ста шестидесяти пяти километрах от Полярного круга?.. На том самом Белом море, которое ничем не хуже Красного. И…

Может, прежде чем ехать куда в чужедальнюю сторону, стоит сделать крюк небольшой и завернуть вот сюда? Чтобы пусть и самым краюшком, на минутку какую, но прикоснуться к своей Истории и почувствовать.
Почувствовать, что мы — русские. И вдохнуть в себя эту северную красоту, поэтика которой, стоит увидеть её только раз, больше не отпустит. Никогда и ни за что.

Может, и в этом тоже какая притягательность Соловков?..
_________________________
В качестве иллюстраций к тексту статьи использованы фотографии А. Ю. Панцырева и с сайтов www.solovkibp.ru и www.solovki-wa.ru

Статья опубликована в выпуске 7.03.2009

Комментарии (14):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Спасибо за интересные статьи!

    Так вот они какие, эти Соловки!!!

  • Мне на Соловках очень понравилась роща танцующих берез, прямо у берега моря.
    5

    Оценка статьи: 5

    • Этим, наверное, вот такие места и хороши. Тоже, наряду со всем прочим.
      У каждого свои впечатления и своя память.
      Я как-то мимо проскочил, даже внимания не обратил...
      Наверное, знакомство с Большеземельской тундрой сказалось.
      Но повезёт ешё когда побывать - обязательно надо будет не только посмотреть, но и отснять.
      Спасибо, Владимир, за свои впечатления!! Большое.

  • Хорошие места, побывал.

    Оценка статьи: 5

  • И знать даже не так, как те же самые учёные, которые ещё толкутся там. Приехали на летний сезон, а закончился он – снялись и уехали. - это, кстати о ком? Не о туристах. Не о знакомых ребятах-рыбаках с траулера. О ком же?

    Может, о Савицкой? Явится в командировку, потолчется, ученая такая - глянь, по ее с Сошиным проекту и собор уж отреставрирован... Лаушкин со товарищи потолчется сезон опять же - глянь, уже Соловецкий морской музей создан - сам собою, видно...

    Вот не понимаю я этого. Ради красного словца взять и вмазать этак. Не о туристах, не о ребятах с траулера. А именно о тех, кто исследованию и восстановлению Соловков жизнь отдал.

  • В начале коллективизации Помгол… Была такая Центральная комиссия помощи голодающим, которых, после сильного неурожая 1921-го года и неоспоримых успехов в раскулачивании крестьянско-сельской буржуазии, в стране было очень и очень много. Десятки миллионов… Особенно в Поволжье.

    Вот этот самый Помгол практически все оклады, что в монастырском иконостасе и ризнице были, переплавил, предварительно камушки драгоценные из них повыковыривав. Запад-то требовал, чтоб за зерно полновесным серебром и золотом расплачивались. В слитках… Ну, на худой конец тем, что из того злата-серебра понавыковыривали…


    В комментариях к другой вашей статье, Константин, я уже высказывалась. Здесь выскажусь еще. Не надо идти вслед за популярными статейками в местной печати и за текстами экскурсий. Поскольку эти источники - не источники, там много тенденциозного, много пустой болтовни, рассчитанной только на то, чтоб поразить воображение туристов. Надо знать факты и писать о фактах.

    Во-первых, к началу коллективизации никакого Помгола уже не было. Поскольку коллективизация - это конец 20-х - начало 30-х гг., а Помгол был четко по времени привязан к 1921-22 гг.

    Во-вторых, Помгол ничего не переплавлял. Википедия:
    Помощь голодающим Поволжья стала для Советского правительства также удобным поводом для массового изъятия церковных ценностей у РПЦ. 27 декабря 1921 был издан декрет ВЦИК «О ценностях, находящихся в церквях и монастырях», 2 января 1922 на заседании ВЦИК было принято постановление «О ликвидации церковного имущества» и вышел декрет об изъятии музейного имущества. 23 февраля 1922 ВЦИК издал декрет «О порядке изъятия церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих». Декретом предписывалось местным органам Советской власти изъять из храмов все изделия из золота, серебра и драгоценных камней и передать их в Центральный фонд помощи голодающим. Отобранные у церкви ценности отправлялись в Гохран.

    Помгол - организация с неоднозначной репутацией, и в ЦК, и в местные отделения этого комитета входили достойные люди, искренне стремившиеся помочь голодающим. Входили в них и представители духовенства. Другое дело, что в определенный момент эти комитеты были разогнаны, деятельность свернута, члены помгола подвергнуты преследованиям.

    В-третьих, операциями с ценностями занимался Гохран (и занимается сейчас, между прочим). Гохран отправлял и получал ящики с драгметаллами, распределял, что куда - в переплавку, в антикварные магазины, в театры и клубы, в музеи и на границу - на аукционы. Именно с Гохраном имел дело тот же самый Померанцев, когда вещи из соловецкой ризницы отыскивал на складах и в магазинах и требовал передачи в Оружейную палату.

    В-четвертых, какое такое полновесное злато-серебро Запад требовал за хлеб?! Это неправда. Запад, между прочим, собирал для советской России гуманитарную помощь деньгами, вещами, продуктами - и гнал в Россию. Вспомните ARA, Гувера, вспомните Нансена, наконец!

  • 5

    Очень интересная статья! Мне понравилась. Я северянка по рождению, но на Соловках не удалось побывать, именно потому, что туда добраться в прошлые времена было очень даже трудно. Да и теперь нелегко, разве что по турпутевке.

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Гертруда.
      По поводу "добраться" - наличие путёвки совсем не обязательно. Сеть великая вещь. Заказываете билет на Комету из Кеми на Соловки на то число, которое Вам удобно, бронируете место в Кемской гостиннице и в Службе размещения на Соловках. И всё. Я в прошлом году так туда бывшего одноклассника отправлял. Приехали на машине, переночевали... Гостинница уже в Рабочеостровске (там, где порт, "Причал", по-моему называется, там жила вся бригада Павла Лунгина, когда он "Остров" снимал в Кеми). Машину оставили на стоянке в гостиннице и с утра - в порт. Только туда прийти надо за полчаса. У нас хоть и были бронированы билеты и пришли мы минут за 15, но только хвост Кометы увидели. Конечно, поскандалили, на следующий рейс нас втиснули. Но... Не то уже. Тихоходное судно, менее комфортное, чем Комета...
      А в Соловках три дня жили в частном секторе, куда у нас и была собственно бронь. Можно и без всех этих броней, но лучше - не рисковать. Когда мы были, как раз проходил фестиваль авторской песни. Народу - тьма. И очень интересные люди встречаются. Была, например, молодая девушка, что на Соловки добралась автостопом из Перми. Из Перми!! И обратно так же уезжала.

      • Константин Кучер, спасибо за ориентировку! Может быть, когда-нибудь и удастся добраться в места столь отдаленные, может из Архангельска проще? Я хоть и редко, но бываю в тех краях, у меня родные в Нарьян-Маре, летом летала от Архангельска.

        Оценка статьи: 5

        • Да, Гертруда, я как раз и хотел написать об этом, но забыл. Не обязательно на Соловки морем идти из Карелии (Кеми или Беломорска), наверное, такая же точно система действует и в Архангельске. Тем более, что территориально Соловки входят в состав именно Архангельской области.

  • головной убор носят не по-консисторски установленному образцу, а заломив набекрень молодцы!

    Оценка статьи: 5