Озеро уникально не только своей изумительно прозрачной водой, но и тем, что в холодное время года она замерзает с образованием необычных форм льда. Некоторые его формы встречаются только на Байкале.
Думаю, есть резон рассказать об интересных фактах и ледяных чудесах на озере Байкал. Среди них есть такие, которые наука пока не в состоянии объяснить.
В разгар лютой зимы при сильных морозах очень толстый байкальский лед неожиданно начинает трескаться. В воздухе раздается грохот, похожий на пушечный выстрел или раскат грома, и на совершенно гладкой поверхности прозрачного льда стремительно образуются широкие и длинные трещины. Местное население называет их «становыми». Длина трещин может достигать 20 и более километров, ширина — два-три метра.
Предполагается, что образование «становых трещин» связано со многими факторами — сейсмическими (на Байкале наблюдаются частые землетрясения разной силы), климатическими (сильные морозы), большим весом льда (толщина до метра) и его кристальной чистотой (что облегчает разрыв при сжатии). Но все это — лишь предположения на тот счет, как появляются трещины.
К уникальным явлениям относят и так называемые «сопки». Особенность тут в том, что в процессе ледостава при ветреной погоде холодная вода нагоняется на берег высокими валами, некоторая их часть выбрасывается на сушу далеко от береговой кромки, замерзает в виде конуса. Но замерзает не сразу, а постепенно. В итоге ветер продолжает «давить» на конус, образуя в нем большую вогнутую вовнутрь впадину. Высота конуса увеличивается, вода намерзает льдом новыми слоями.
В конце концов, появляются своего рода ледяные хребты. Они соединяются друг с другом на километры вдоль берега, если он пологий и относительно свободный от скал. Если свободного места на берегу мало, то накатывающиеся водные валы образуют «ледяные гроты». Высота их различна — от небольших (около полуметра) до весьма высоких (до трех метров).
В период замерзания озера случаются штормы. Вода сильным ветром выплескивается тогда на скалы и образует причудливые прозрачные «набрызги», придавая скалам весьма красивый вид. Ученые считают, что этот процесс тоже следует отнести к одному из чудес озера, которое не совсем понятно. Тут дело в том, что по законам физики вода должна «скатиться» со скал, не успев стать льдом. Но на мокром камне образуется сначала тонкая ледяная корка. Волны должны ее разбить и снести. Однако корка увеличивается и дальше образуется толстый «набрызг», который растает только весной. Да и то далеко не сразу.
Весьма интересен и необычен на Байкале процесс образования так называемого «колобовника» — обкатанных волнами кусков льда. Процесс похож на тот, когда волны создают гальку. Разница лишь во времени — галька обкатанной становится за тысячи и миллионы лет, а «колобовник» изо льда образуется за несколько дней.
На Байкале есть названия форм льда, смысл которых сразу не понять. Скажем, «шуга» — маленькие «иголки» из тонкого льда. Иногда «шуга» может образовать даже препятствия для лодок, намерзая снизу дна и утяжеляя судно. «Шорох» — крупинчатый лед. Если зачерпнуть воду с таким льдом и вылить на темный покатый предмет, то останутся многочисленные прозрачные «крупинки». Сравнить их можно с очень мелким градом.
При появлении на озере во льду крупных трещин образуются по краям торосы. Процесс их образования пока тоже не совсем ясен. В высоту же торосы на Байкале достигают 10 и более метров.
В общих чертах особенности образования на озере причудливых форм льда наука объясняет тем, что лед здесь чрезвычайно прозрачный и легко пропускает солнечный свет, при этом несколько как бы «нагревается». В темное же время суток температура сильно падает, происходит резкое сжатие льда. Но это лишь частично объясняет появление трещин. С остальными же ледяными загадками Байкала науке разбираться и разбираться.
Ах, какие "схватки боевые" гремели на ШЖ 10 лет назад... Но - иных уж нет, а те - далече. Надорвались прометеисты и цивилизаторы.