Мамонты вымерли более 12 000 лет назад, но их останки реки вымывали из вечной мерзлоты тысячелетиями, образуя целые мамонтовые кладбища. Причем ученые, изучающие эти уникальные места, находят там, кроме мамонтов, скелеты других животных тех доисторических времен — шерстистых носорогов, первобытных бизонов и доисторических лошадей.
Просто мамонты намного больше их всех, и их исполинские кости и бивни сходу приковывали взгляды тех, кто нашел эти места, и определили название этого места как «мамонтовое кладбище».
История добычи в России мамонтовой кости насчитывает почти 4 века. Еще во времена Новгородской Руси, в
Иван Грозный, входя в курс этой очень выгодной торговли, повелел навести порядок в торговле этим продуктом. Под порядком понимался учет сделок и введение налога, десятины, в пользу государства.
Официально на торгах в Лондоне сделка по купле-продаже мамонтовых бивней в первый раз зарегистрирована была в 1611 году.
В первой половине XVIII века из России ежегодно в среднем вывозилось до 1,5 тонн мамонтовых бивней. На европейских рынках этот весьма дорогой и востребованный товар шел под названием «российская слоновая кость».
Правда, по сравнению с настоящей слоновой костью, которую в зависимости от качества сортировали на 6 сортов, мамонтовая кость сразу числилась товаром 5-го сорта.
Из слоновой кости тогда делали и бильярдные шары, и клавиши для музыкальных инструментов, гребни и табакерки, а также шахматные фигуры и различные безделушки.
Шло время, росла добыча. В XIX веке ежегодная продажа бивней мамонта на якутских ярмарках была до 2.000 пудов, а в Лондоне центнер мамонтовой кости продавался по цене от 22 до 43 фунтов стерлингов.
С учетом веса одного бивня мамонта было рассчитано, что за 250 лет добычи мамонтовой кости были найдены и проданы бивни от более чем 46.000 мамонтов!
Наконец в конце XIX века ископаемыми находками начали интересоваться и ученые. Кроме бивней мамонта, они платили хорошие деньги и за ископаемые черепа. Так палеонтологические коллекции многих учебных заведений приобрели черепа и кости различных ископаемых животных.
С приходом в Якутию советской власти разгул безудержного разграбления приутих. У НКВД не забалуешь.
Однако артели «Заготпушнины» принимали у добытчиков и мамонтовую кость, и продолжалось все это вплоть до разгула демократии в 80-е годы. Еще в 70-е годы заготовитель мог добыть мамонтовую кость, сдать ее на заготпункте по 4 р. 50 коп. за килограмм и получить не только и не столько деньги, сколько какой-то советский дефицит. Сдай тонну бивней мамонта — и получи автомобиль «Москвич-412»!
В 90-е годы на рынке бивней мамонта и ископаемых животных был такой же беспредел, что и во всей РФ. И даже круче. У красных директоров и скромных смотрителей коллекций вдруг оказалась возможность «закрыть глаза» и «не заметить» исчезновение таких малоизвестных, но очень высоко ценимых на Западе раритетов. За мзду малую…
В России пропали бесценные коллекции ископаемых, и они до сих пор «внезапно» появляются в «цивилизованном мире». Пропала бесценная коллекция ископаемых динозавров и амфибий, собранная в Гобийских экспедициях известным ученым-палеонтологом Иваном Ефремовым (она бесценна, но на рынке ее оценивали в несколько миллионов долларов). Пропали коллекции метеоритов и аммонитов.
Все найденное в те годы в Якутии шло за бесценок за рубеж. Максимум, из ископаемых костей специалисты у нас собирали полные скелеты вымерших животных, а работа специалистов того же уровня на Западе стоила в разы, если не на порядок, дороже.
В наше время государство пытается навести на этом рынке хоть какой-то порядок. Поэтому резко уменьшилось количество фирм, занимающихся палеонтологическим бизнесом. Возникшие в 90-е годы, во времена беспредела и бандитизма, они не сумели войти в рамки цивилизованного рынка.
К сожалению, по сию пору существует большой дисбаланс цен в России и на зарубежных рынках. Мамонтовая кость в Европе на рынке стоит примерно вдвое дороже, чем в России. Если в России — примерно $ 10-$ 20 за килограмм, то на сайтах зарубежных компаний предлагают такой же товар по $ 39. А пока есть дисбаланс цен, это создает коррупционную составляющую в торговле.
Тем временем реки Якутии продолжают подмывать берега, берега рушатся — и из земли начинают выступать бивни все новых и новых мамонтов, гигантских бизонов, доисторических лошадей, шерстистых носорогов и прочих давно вымерших животных.
Выходит, средневековье - это не только рыцари в доспехах, пышные пиры в замках и красочные турниры, но и страшные болезни. Нам почему-то...