Александр Аб Грандмастер

Можно ли превратить Марс в копию Земли?

С давних времен четвертая от Солнца планета привлекала внимание человека тем, что казалась вполне пригодной для жизни. Эта иллюзия получила сильное подкрепление, когда в телескоп были обнаружены на поверхности Марса как бы каналы. Увы, потом выяснилось что тут просто оптический обман и никаких каналов, заполненных водой, на Красной планете нет и не может быть по определению.

В любом астрономическом справочнике, содержащем раздел о планетах нашей Солнечной системы, указывается, что на Марсе чрезвычайно слабая атмосфера. Атмосферное давление на поверхности Марса в 160 раз меньше, чем на Земле. При таком давлении и очень низких температурах (до минус 100 и больше) вода не может быть в жидком виде.

Опять же, что такое вода? Это два атома водорода и один атом кислорода. Но кислорода в атмосфере Марса лишь 0,145% от общего объема атмосферы. А что касается водорода, то здесь и вовсе показатель, стремящийся к абсолютному нолю.

Тогда из чего состоят полярные шапки Красной планеты? Ведь они воспринимаются белыми, похожими на снежный или ледяной покров. Так ведь атмосфера Марса на 95% состоит из углекислого газа. При низких температурах он замерзает и оседает как раз там, где наиболее холодно — на полюсах.

Можно ли превратить Марс в копию Земли?
Фото: Depositphotos

Очень тонкая атмосфера не задерживает солнечную и межзвездную радиацию. Сутки на Марсе — 24 часа 37 минут. То есть лишь немного больше земных суток. Удаленность Марса от Солнца, казалось бы, дает основания считать, что эта планета менее подвержена солнечной радиации. Но земная атмосфера имеет озон, который спасает нас в немалой степени. На Марсе такой защиты нет. В итоге космонавт, живущий на поверхности Марса, за двое суток получит дозу облучения, которую он на Земле получит за год! А повышенное облучение — серьезные заболевания по линии онкологии. Стало быть, продолжительность жизни космонавтов на Марсе будет значительно меньше, чем на Земле.

Появляется актуальный вопрос: а нужно ли колонизировать Марс? Что наша цивилизация там забыла? Космические полеты и экспедиции (а в особенности с целью создания постоянного поселения) — громадные финансовые затраты, в то время когда у нас крайне плохо решены на собственной планете многие проблемы.

Допустим, мы хотим найти следы жизни на Красной планете в далеком прошлом, когда на ней была более мощная атмосфера и текли реки. Предположим, нашли. Что дальше? Куда отнести колоссальные денежные затраты? Согласен, сам по себе факт того, что в нашей Солнечной системе когда-то уже была жизнь — очень важный момент для науки. Но как этот факт использовать для улучшения жизни на Земле? Например, для приостановки глобального потепления, разоружения, решения проблем экологии, безработицы и так далее?

На Марсе нет защиты от солнечного облучения
Фото: Depositphotos

Создание колонии на Марсе (в то время, когда ее нет еще даже на Луне) — зомбирование человечества возможностью в случае глобальных катастроф на Земле переселения на запасную планету. Увы и ах, переселятся лишь те, кто имеет миллиардные состояния для приобретения места в корабле и на предмет создания приемлемых себе условий для жизни глубоко в недрах Марса (только мощный слой грунта может защитить там от радиации и бомбардировки метеоритами).

Загадив одну планету, хотим загадить другую? Господа-миллиардеры, может, все-таки проще вам договориться между собой и заняться решением земных проблем? Но не договариваются! Зато в западной печати появилось сообщение о том, что Марс, можно приспособить для жизни. Каким образом?

Марс и его спутники Фобос и Деймос
Фото: Depositphotos

Предлагается столкнуть с орбиты спутники Марса — Фобос и Деймос. Они упадут на планету и вызовут большие изменения на ней. В частности, могут начать извергаться вулканы и из недр начнет изливаться вода. И чем, дескать, не Земля? Климат станет теплым, появится атмосфера, потекут реки.

Но это чистейшие фантазии, так как объемы Фобоса и Деймоса таковы, что они расколют Марс на части. И он станет второй исчезнувшей планетой, как и Фаэтон. А на Землю начнут падать астероиды и метеориты, рожденные из остатков Марса…

Статья опубликована в выпуске 8.01.2019
Обновлено 22.07.2022

• Денис Котов Читатель 13 февраля 2020 в 16:34 отредактирован 13 февраля 2020 в 21:04 Сообщить модератору

"объемы Фобоса и Деймоса таковы, что они расколют Марс на части" - NASA делало такие расчёты ?

• Александр, а вам не попадалась вот эта книга? (надеюсь не сочтут за рекламу, хотя я брал в библиотеке) - https://www.labirint.ru/books/577791/
    Довольно реалистично там все описано. Насколько помню, автор ранее работал в НАСА,уже 20-30 лет развивает свои идеи через основанное общество.
    Лично на меня произвело впечатление. Т.е. получается что-то вроде заселения Америки, примерно такая ситуация. Но посыл вашей статьи, конечно, понятен.

• Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 8 января 2019 в 00:16 отредактирован 8 января 2019 в 00:17 Сообщить модератору

Отличная статья!
    А вот лид подкачал -- "Состоявшаяся в прошлом году отправка на Марс корабля с манекеном человека частной космической корпорации (миллиардер Илон Маск) после бурных восторгов в СМИ начала приобретать более реальный оттенок с интересными вопросами." -- ек было никакой отправки чего-либо на Марс.Был тестовый первый запуска тяжелого Фалькона. ЗАпуск окончился неудачей, ибо одна из ступеней отработала нештатно, послав спутник с бог знает какой скоростью неизвестно куда, а потом разбилась при спуске, уничтожив приемную платформу.
    Но свой провал г-н Маск действительно оформил как победу, это правда.