• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталья Вассерман Подготовка материала: Мастер

Кто такой Пауло Коэльо?

Фигура бразильца Пауло Коэльо, проявившаяся в современном культурном пространстве в начале 1990-х годов, до сих пор, по прошествии многих лет, находится в пересечении крайних точек зрения, диаметрально противоположных мнений.

К настоящему времени писатель опубликовал полтора десятка книг — среди них романы, комментированные антологии, сборники афоризмов и коротких рассказов-притч, детские сказки. В общей сложности в мире, в 150 странах, в переводах на всевозможные европейские и азиатские языки опубликовано более шестидесяти миллионов экземпляров его творений. По данным разнообразных информационных агентств, Коэльо входит в число самых популярных авторов планеты, вот только статус его книг все еще остается парадоксально неопределенным.

В магазинах его сочинения можно найти в разделах и «Классика», и «Современная проза», и «Эзотерический роман»; бывает, что книги Коэльо располагаются в рядах «чистой» «эзотерики», дополняя тома Кастанеды и Гурджиева, Блаватской и Холла. Романы бразильского прозаика с некоторых пор начали фигурировать в рекомендательных списках по современной художественной литературе ряда европейских гуманитарных вузов (первенствовала, судя по всему, Франция), у нас в стране Коэльо должны изучать студенты-филологи в МГУ… Пауло Коэльо, естественно, воспринимает себя именно как писателя и желает видеть свои произведения на полках художественной литературы или, в крайнем случае, современной философии.

Пауло Коэльо родился 24 августа 1947 года в Рио-де-Жанейро, во вполне благополучной семье инженера Педро Кеймади Соузы. Роды были очень тяжелыми, а новорожденный настолько слаб, что его мать Лижия Арарипе Коэльо решила немедленно крестить своего сына. В семь лет он был отправлен в иезуитскую коллежию Святого Игнатия Лойолы — одну из старейших в Рио-де-Жанейро. Именно здесь проявилась тяга к писательству, здесь же Коэльо стал обладателем своей первой литературной премии. Однако более чем консервативная система, на которой зиждилась иезуитская педагогика, по сути, ничего кроме отвращения от приобретения знаний, как и от католического мировидения, у юноши не вызывала. А его родители вовсе не были счастливы в связи с открывающейся художественной «одаренностью» сына.

Однако юноша был упорен в своих художнических стремлениях. Впрочем, поначалу он моделировал свое будущее не столько в связи с литературной, сколько в связи с артистической карьерой. Однако под давлением семьи он поступил на юридический факультет университета Рио-де-Жанейро, но вскоре оставил учебу, занялся журналистикой. Противоборство с семьей развивалось по нарастающей. Кульминацией стало принудительное помещение семнадцатилетнего Пауло в одну из частных психиатрических клиник. Но ни лекарственная терапия, ни электрошок не сдвинули бунтаря с избранного — творческого — пути, а родители укрепились в желании выправить бунтующее сознание: за первым курсом лечения последовал еще один.

На сей раз Коэльо сбежал из клиники, некоторое время скитался, но в конечном итоге вернулся домой, а через год примкнул к движению любительского театра. Бразильский любительский театр, бурно развивавшийся с середины 50-х годов, превратился в 60-е годы в массовое явление; обостренное внимание к национально-художественным началам, использование фольклорных, в том числе лубочных, моделей совмещалось в театральном действе с активным нонконформизмом, с особым социальным пафосом, с открытой политически протестной позицией, декларируемой и после прихода к власти военной диктатуры (1964 год). Театрально-протестная активность для Коэльо закончилась в лечебнице, откуда он снова сбежал, но безденежье вынудило его вновь вернуться домой.

Третий курс лечения стал последним, семья смирилась, на нормальную (в понимании семьи) стезю будущий писатель так и не стал. Он продолжал заниматься театром и журналистикой, он участвовал в демонстрациях, читал Маркса и вдохновлялся Че Геварой. Примерно в это же время Коэльо увлекается идеями и образом жизни хиппи — со всеми ее атрибутами: длинные волосы, отказ от удостоверения личности сопровождаются приемом наркотиков, длительными странствиями, поисками альтернативного «духовного опыта». Коэльо ездит по США и Латинской Америке, какое-то время живет в одной из североамериканских коммун. Он занимается йогой и изучает Кастанеду, втягивается в оккультизм…

В начале 1970-х он стал постоянным соавтором известного рок-музыканта и продюсера Раула Сейшаса, создавал тексты для других исполнителей. Несколько позднее, в 1974 году, активное противостояние диктатуре, лозунг свободного самовыражения нашел воплощение в серии комиксов, которую начинают выпускать рок-соавторы. Итогом «подрывной деятельности» стало заключение Коэльо и Сейшаса в тюрьму. Сейшаса ждала высылка из страны, а Коэльо еще один арест; из пыточной камеры Коэльо спасается благодаря своему прошлому: его выпустили на свободу, признав психически больным.

Приобщение к рок-культуре принесло Коэльо не только известность и авторитет в музыкальной сфере, но сделало весьма обеспеченным человеком. В двадцать семь лет будущий писатель покончил с «альтернативой», ушел из секты, порвал с оккультизмом, начал бороться с наркозависимостью, а через некоторое время переехал в Европу, жил в Лондоне, затем вернулся в Бразилию. Он пробовал писать, но не пытался опубликовать свои опусы.

Окончательный духовный перелом Коэльо (по его собственному признанию) наступил, когда он побывал в Дахау. Два месяца спустя он решил перестать принимать наркотики, а вскоре состоялась встреча с представителем некоего католического ордена, в результате которой Коэльо вернулся к католицизму. В 1986 году он совершил паломничество в Сантьяго-де-Компостела, прошел пешком семьсот километров, поклонился мощам Святого Иакова и стал писателем.

Отдельного внимания заслуживает обилие премий и специальных общественных «поручений», которыми за последнее десятилетие был наделен бразильский автор. Помимо литературных наград, полученных в Германии, Италии, Испании, США и т. д., Коэльо стал кавалером ордена Почетного легиона во Франции (1999); его «на равных» принимает современная политическая элита (на протяжении многих лет Коэльо является непременным участником Форумов в Давосе); он стал посланником Юнеско в Африке; он активно участвует в деятельности многочисленных международных организаций, фондов и союзов, занимаясь проблемами гуманитарной помощи, экологии, международной амнистии, антивоенной пропаганды и прочее, и прочее.

При этом Коэльо является ярким, экстраординарно-типичным представителем поколения «молодежного бунта» против «культуры отцов». И творчество бразильского писателя, со всем его внутренним автобиографизмом, теснейшим образом связано с «бунтующим сознанием», с идеей преодоления закосневших норм ради личностного раскрепощения и дальнейшего позитивного самосозидания.

Хорошо то произведение, которое оставляет после себя много вопросов, и ты пытаешься себе на них долго отвечать. Это действительно о книгах Коэльо. Но если вы ещё не читали этого автора — это прекрасно! Значит в вашей жизни будет ещё одна возможность попробовать познать истину да и просто почитать интересную книгу.

Статья опубликована в выпуске 30.09.2007
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (19):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: