• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Как The TEMPTATIONS записали песни про фантазёра, лицемеров и безответственного папу?

Американскую вокальную группу The TEMPTATIONS творческий тандем Нормана Уитфилда и Барри Стронга снабжал хитами на протяжении более чем пяти лет. Статья расскажет об истории песен — трёх последних музыкальных хитов этой творческой коллаборации.

The TEMPTATIONS Фото: 1969 Press Publicity Photograph, общественное достояние

«Just My Imagination (Running Away with Me)» (1971)

В конце 1960-х Норман Уитфилд увлёкся так называемой психоделической разновидностью музыки соул и стал активно писать успешные песни в этом стиле, в том числе и для The TEMPTATIONS. Однако у группы оставалось значительное число старых поклонников, которые соскучились по традиционным соул-балладам.

Чтобы удовлетворить запросы этого сегмента аудитории, Уитфилд и Стронг достали из запасников песню «Just My Imagination», сочинённую ещё в 1969 году. С музыкальной точки зрения лично меня она не тронула — ну, баллада, как баллада… А вот текст у неё был довольно забавным. Как оказалось, избитые темы любовных песен можно подать с необычной стороны…

Как The TEMPTATIONS записали песни про фантазёра, лицемеров и безответственного папу?
Фото: Обложка диска

Каждый день я вижу в окне, как она проходит мимо.
И говорю себе: ты такой счастливый парень,
Ведь у тебя есть девушка, похожая на настоящую мечту,
И из всех парней в мире она досталась мне.

Вскоре мы поженимся и заведём детей,
Будем жить в уютном деревенском домике с двумя детьми (а может, и тремя)…

Казалось бы, что тут необычного? Но в последнем куплете мы неожиданно узнаём, что вся эта идиллия существует лишь в воображении героя, а на самом деле он даже незнаком с этой девушкой…

РКН: сайт нарушает закон РФ


Сингл «Just My Imagination» вышел в 1971 году и стал третьим хитом № 1 в дискографии группы. Также это был последний сингл, в записи которого участвовали основатели The TEMPTATIONS — Пол Уилльямс и Эдди Кендрикс. Вскоре после записи Уилльямс покинул группу по состоянию здоровья, а Кендрикс начал сольную карьеру.

В 1978 году кавер на «Just My Imagination» записала группа The ROLLING STONES, но их версия Уилльямсу совершенно не понравилась («Это было совсем не романтично»).

РКН: сайт нарушает закон РФ


«Smiling Faces Sometimes» (1971)

Уход Кендрикса из группы сыграл важную роль в судьбе другой песни The TEMPTATIONS — «Smiling Faces Sometimes». На этот раз Утфилд и Стронг снова взялись за психоделический соул, и песня получилась превосходной со всех сторон — музыкальной, лирической и эмоциональной… Например, когда герой поёт строчку «Остерегайтесь рукопожатия, в котором прячется змея…», мы слышим звук маракасов, имитирующих погремушку гремучей змеи.

Как уже можно догадаться, песня предупреждала о лицемерии людей, которые улыбаются тебе в лицо, но подличают и обманывают за твоей спиной.

На улыбающихся лицах не заметишь следов зла,
Которое таится внутри…
…Позвольте мне сказать вам: правда — в глазах,
Потому что глаза не лгут…
Помните, что улыбка — это просто хмурый взгляд, перевернутый вверх ногами…

Версия «Smiling Faces Sometimes», вошедшая в альбом 1971 года «Sky's the Limit», длилась более 12 минут!

Поначалу песню хотели сократить и издать синглом. Но после ухода Кендрикса, который исполнял ведущую вокальную партию, от этой идеи отказались. Впрочем, Уитфилду было не впервой записывать одну и ту же песню с разными исполнителями. Вот и на это раз он решил выпустить сингл «Smiling Faces Sometimes» с другим проектом лейбла «Motown» — трио The UNDISPUTED TRUTH.

Как The TEMPTATIONS записали песни про фантазёра, лицемеров и безответственного папу?
Фото: Обложка диска

Надо сказать, что новая версия в чём-то получилась даже лучше старой. Если The TEMPTATIONS исполняли песню робко, нервно, практически на грани паранойи, то у The UNDISPUTED TRUTH герой не жалуется и не защищается, а гневно обвиняет лицемеров.

РКН: сайт нарушает закон РФ


Сингл занял в США 3-е место и стал единственным хитом трио. А ведь у The UNDISPUTED TRUTH был шанс повторить успех с ещё одной отличной песней. Однако здесь ситуация повторилась с точностью до наоборот…

«Papa Was a Rollin' Stone» (1972)

Речь идёт об очередной композиции Уитфилда и Стронга в стиле психоделический соул под названием «Papa Was a Rollin' Stone». Нет, она не была посвящена внебрачным детям участников группы The ROLLING STONES. Ведь, вообще-то, «Rolling Stone» («Катящийся камень») — это популярная английская идиома, которую используют в отношении людей, которые долго не засиживаются на одном месте, проще говоря, бродяг (у нас есть похожее выражение — «перекати-поле»).
Возможно, в ином контексте образ бродяги мог выглядеть романтично. Но если бродяга — твой папа…

Барри Стронг:
«Rolling Stone» — это фраза, которую всё время использовали в моем районе еще с 1950-х годов. Она означала, что парень не может остепениться, даже после того, как у него появились жена и дети. Это из старой пословицы: «Катящийся камень не обрастает мхом».

Сюжет песни «Papa Was a Rollin' Stone» строился вокруг разговора матери со своими детьми. Дети просят рассказать о своём умершем отце, которого, судя по всему, они не помнят. По словам матери, папаша оказался редкой дрянью — гулякой, алкоголиком, бабником, мошенником и лентяем, который никак не заботился о своей семье. Как остроумно пошутили на сайте songfacts.com, «катящийся камень, может, и не обрастает мхом, но плохо справляется с ответственностью»

В 1972 году The UNDISPUTED TRUTH выпустили песню на сингле, но потерпели неудачу — сингл смог добраться лишь до 63-го места.

Тогда Уитфилд решает записать другую версию — на этот раз с… The TEMPTATIONS, и вот она оказалась крайне успешной.

Как мне кажется, причина здесь даже не столько в исполнительском мастерстве группы, сколько в новом подходе к аранжировке. Если версия The UNDISPUTED TRUTH длилась всего 3,5 минуты и была слишком пышной и громкой, то для The TEMPTATIONS Уитфилд записал более пространную и атмосферную фонограмму — с тревожным басом, квакающей гитарой и отдалённо звучащими трубами. Только одно инструментальное вступление занимало в песне 4 минуты, а всё пиршество для ушей привычно растянулось на 12 минут!

Как The TEMPTATIONS записали песни про фантазёра, лицемеров и безответственного папу?
Фото: Обложка диска

Впрочем, участники The TEMPTATIONS поначалу это «пиршество» не оценили и записывали песню с большой неохотой. Мол, мы всё-таки вокальная группа, а здесь музыка тотально доминирует над голосом. Кроме того, ведущему вокалисту Дэннису Эдвардсу не нравилось, что Уитфилд заставляет его переписывать свою партию десятки раз, стремясь добиться более мягкого исполнения.

Дэннису Эдвардс:
— Я не оценил это, пока не услышал запись. И тогда сказал: «Ух ты!»

РКН: сайт нарушает закон РФ


«Ух ты!» сказали и слушатели…

Интересно, что для сингла песню разбили на две части — условно вокальную (занявшую сторону «A») и инструментальную (занявшую сторону «B»). Но и в таком варианте сторона «A» получилась продолжительностью почти 7 минут, что сделало «Papa Was a Rollin' Stone» одним из самых длинных синглов, сумевших возглавить американский топ (по этому показателю его превосходит только 8-минутный сингл Дона Маклина «American Pie»).

Более того — обе стороны пластинки получили по премии «Грэмми»: первая — за «Лучшее вокальное исполнение в стиле R&B», а вторая — за «Лучшее инструментальное исполнение в стиле R&B».

РКН: сайт нарушает закон РФ


К сожалению, вскоре после этого Норман Уитфилд покинет лейбл «Motown», и «Papa Was a Rollin' Stone» станет его последним хитом, сочинённым в паре со Стронгом. Да и The TEMPTATIONS ничего более выдающегося не запишут…

Статья опубликована в выпуске 12.12.2021
Обновлено 11.03.2023

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: