• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сергей Курий Грандмастер

Соул-баллады 1970-х. Как найти слова для утешения, любовного признания или горести разлуки?

Ещё до того, как на сцену ворвалась пятёрка Джексонов во главе с малолетним Майклом, первой «соул-семьёй Америки» называли группу The FIVE STAIRSTEPS.

The FIVE STAIRSTEPS Фото: Фрагмент обложки диска

Эта группа тоже состояла из пяти человек — четырёх братьев и сестры. А их отец — чикагский полицейский Кларент Бёрк — по старой традиции стал менеджером. Он же придумал и название группы, после того как выстроил детей по росту и заметил, что они похожи на пять ступенек.

Соул-баллады 1970-х. Как найти слова для утешения, любовного признания или горести разлуки?
Фото: Обложка диска

The FIVE STAIRSTEPS — «O-o-h Child» (1970)

Начиная с 1966 года, группа регулярно записывала успешные песни, попадавшие в ТОП-20 R&B-чарта. Однако наибольшую известность приобрела баллада «O-o-h Child» («О, дитя»), которая в 1970 году сумела пробиться уже в первую десятку поп-чарта — причём аж на 8-е место.

«O-o-h Child» сочинил продюсер лейбла Buddah — Стэн Винсент. Текст был предельно простой, но при этом очень позитивный. Поэтому песня легла успокаивающим елеем на души американцев, которые устали от войны во Вьетнаме и социальных потрясений конца 1960-х годов. Нет, никакой конкретики в тексте не было. Но слова о том, что мир станет проще, ярче и светлее, а все раздоры закончатся, дарили слушателям утешение и надежду.

Кени Бёрк:
— Когда моя дорогая сестра поёт первый куплет, её голос такой успокаивающий, что у всех возникает такое настроение. Это как тёплое одеяло для души.

«O-o-h Child» не раз перезаписывали. Одной из самых успешных стала откровенно беззаботная и лишённая всякого контекста версия певца Дино, которая в 1993 году заняла в США 27-е место. Среди поклонников песни можно обнаружить даже Пола Стенли. Как оказалось, вокалист хард-рок-группы KISS очень любит музыку соул. Поэтому он создал собственный проект PAUL STANLEY’s SOUL STATION, с которым в 2021 году и записал свою версию «O-o-h Child».

Пол Стенли:
— Я помню, как впервые услышал The FIVE STAIRSTEPS по радио, и мне показалось, что все проблемы снимаются с моих плеч… Я думаю, нам всем стоит повторить слова о том, что «мир становится ярче», и о времени, когда «мы будем гулять в лучах прекрасного солнца».

Также «O-o-h Child» можно было услышать в мультике «Подводная братва» (в сцене, где Оскар вспоминает об отце) или фильме «Мост в Терабитию» (там её поёт учительница в исполнении Зоуи Дешанель).

Самое же необычное использование песни мы видим в фантастическом боевике «Стражи Галактики», когда Питер Квилл начинает пританцовывать и петь «O-o-h Child», чтобы отвлечь внимание злодея Ронана. Учитывая крайнюю неуместность этой умиротворяющей песни в такой ситуации, оцепенение злодея можно понять…

The STYLISTICS — «You Are Everything» (1971), «Betcha By Golly, Wow» (1972)

Ещё две хитовых баллады начала 1970-х сочинили «отец филадельфийского соула» Том Белл и поэтесса-песенница Линда Крид — для вокальной группы The STYLISTICS. Хотя группа возникла ещё в 1968 году, настоящее признание пришло к ней спустя три года — после выпуска песни «You Are Everything» («Ты — это всё»).

Соул-баллады 1970-х. Как найти слова для утешения, любовного признания или горести разлуки?
Фото: Обложка диска

Баллада очаровывала уже вступительной мелодией с лёгким восточным колоритом (уж не знаю — то ли это индийский ситар, то ли гитара, имитирующая ситар). А её грустный романтичный текст исполнялся от лица человека, которому всё вокруг напоминает о его бывшей девушке.

Автор перевода — sm57:

Сегодня я видел ту, что похожа на тебя.
У неё такая походка, как у тебя, и я подумал, что это ты.
Когда она повернула за угол, я выкрикнул твое имя.
Мне стало так стыдно, но это была не ты, не так ли?

Как я могу забыть, когда каждое лицо, которое я вижу,
Возвращает воспоминания о том, как мы были с тобой.
Я просто не могу продолжать так жить,
Сравнивая каждую девушку с тобой,
Зная, что они не такие, они не ты.

Ты — это всё, всё — это ты…

Надо сказать, что Том Белл скептически относился к вокальным данным большинства участников The STYLISTICS. Поэтому на записях первых альбомов пели лишь двое из группы — Расселл Томпкинс-младший и Эйррион Лав, а для бэк-вокала обычно привлекали посторонних певцов (например, на «You Are Everything» можно слышать голос самого Белла).

Баллада попала на 9-е место поп-чарта, что тут же сказалось на продажах дебютного альбома The STYLISTICS (купили более миллиона копий).

А в 1974 году «You Are Everything» записал поистине «звёздный» дуэт Марвина Гэя и Дайаны Росс — с характерными извилистыми мелизмами. Правда, в США эту версию на сингле почему-то не издали. Зато издали в Британии, где она достигла 5-го места.

В 1991 году свой кавер запишет Род Стюарт, в 1995-м — дуэт Мелани Уильямс и Джо Робертса (№ 28 в Британии), а в 2002-м Дженнифер Лопес исполнит на основе сэмпла из «You Are Everything» новую песню «The One».

Ещё больший успех снискала вторая баллада Тома Белла и Линды Крид — «Betcha By Golly, Wow». Герой этой песни признаётся, что так влюблён, что не может «найти слов, чтобы выразить всё, что он чувствует» по отношению к любимой. Тем не менее почти весь текст как раз и состоит из беспорядочного потока этих самых слов и эпитетов:

Candyland (Конфетная Страна) появляется каждый раз, когда ты улыбаешься…

Ты замаскированный джинн…

Если бы я мог, я бы поймал падающую звезду,
Чтобы светить тебе, чтобы я знал, где ты,
Раскрасил бы радугу в твой любимый оттенок…
Чтобы показать, что я люблю тебя, думаю о тебе,
Написал бы твоё имя на небе…

Интересно, что сначала песня носила другое название — «Keep Growing Strong», и первой её записала женщина — американская актриса и певица Конни Стивенс — в 1970 году. Однако эта версия успеха не имела.

А вот версия The STYLISTICS, переименованная в «Betcha By Golly, Wow», добралась до 3-го места американского хит-парада. Причём целиком заслуженно — тонкий фальцет Расселла Томпкинса-младшего и более сдержанная аранжировка выигрышно смотрелись на фоне излишне шумной версии Стивенс.

В 1996 году «Betcha By Golly, Wow» записал Принс. Это был своеобразный подарок певца своей жене Майте Гарсиа к её 23-летию (недаром девушку можно увидеть в снятом на песню клипе).

The CHI-LITES — «Oh Girl» (1972)

Далеко не всегда соул-группы пользовались услугами авторов со стороны. Например, глава чикагской группы The CHI-LITES — Юджин Рекорд — умел сам сочинять успешные песни. Он вообще был мастером на все руки. Например, Юджин не только сочинил музыкальный хит «Oh Girl», не только сам его продюсировал, но ещё и сыграл на записи партии гитары и барабанов.

Соул-баллады 1970-х. Как найти слова для утешения, любовного признания или горести разлуки?
Обложка диска

Это была баллада о душевных терзаниях парня, который, опасаясь потерять любимую девушку, хочет сообщить ей, как много она для него значит. Однако признания героя такие непоследовательные и неуклюжие, что, похоже, он уже сдался. Жалобности песне добавляла и ведущая партия губной гармошки (не слишком привычного инструмента для соул-группы).

Автор перевода — Ил:

…О, девочка,
Наверное, мне лучше уйти:
Так я не пролью море бессмысленных слёз;
Девочка, мне нужно бежать отсюда подальше…

О, девочка,
Боль будет вдвое сильней, если ты меня бросишь,
Ведь я не знаю, где искать любовь,
И я не, я не знаю, как…

…Видела ли ты когда-нибудь
Столь беспомощного мужчину?
О, о нет…

Не случайно в сериале «Сопрано» можно увидеть, как глава мафиозного клана — Тони Сопрано — подпевает «Oh Girl» и одновременно… плачет. Ведь его отношения с женой тоже оказываются на грани разрыва.

Говорят, сам Юджин Рекорд каких-то особых планов на эту песню не строил. Он вспоминал, как дал послушать продюсеру Карлу Дэвису кассету с семью новыми песнями, и последний заявил, что нашёл там стопроцентный хит. Тогда Юджин попробовал угадать, что это за хит, и перечислил шесть песен, пока не понял, что Дэвис имеет в виду седьмую — «Oh Girl» («Я подумал, что он шутит…»).

В марте 1973 года песня вышла на сингле и действительно стала хитом № 1 — первым и последним в дискографии The CHI-LITES.

Песня стала настолько популярной, что уже через год певица Рене Гейнер записала женскую версию под названием «Oh Boy». А в 1990 году кавер от Пола Янга стал № 8 в Британии.

Статья опубликована в выпуске 16.12.2021
Обновлено 19.09.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: