• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Карина Бахтадзе Грандмастер

Фирдоуси и его «Шахнаме»: мудрость Востока или утопия?

Счастлив, кто людям доброе несет,
Чье имя славой доброй процветет!
Фирдоуси

В 1020 году в семье разорившегося аристократа-землевладельца в селении Бадж близ города Туса, бывшей столицы древних княжеств Хорасана, родился великий поэт Востока Абулькасим Фирдоуси.

В. Суренянц, «Фирдоуси читает поэму «Шах-Наме» шаху Махмуду Газневи» (фрагмент), 1913 г. Фото: ru.wikipedia.org

Уже во время многолетней службы в армии Фирдоуси начал интересоваться жизнью народа, его бытом, историей, собирал и изучал народные предания, легенды Востока, писал стихи.

Данных о жизни поэта сохранилось очень мало. В 976 году Фирдоуси начал работать над огромной эпопеей «Шахнаме», ставшей одним их выдающихся памятников мировой культуры, жемчужиной восточной поэзии. По преданию, Фирдоуси посвятил своему труду 30−35 лет жизни, в результате было создано около 60 тысяч бейтов (двустиший). Поэмы, вошедшие в «Шахнаме», пользовались сразу, с момента их появления, огромной популярностью.

Изучая эпос, предания, мифы, легенды народов Средней Азии, Фирдоуси решил в эпическом полотне как бы сконцентрировать 4000-летнюю историю народа, его культуру. Эпопею условно принято делить на три части: мифическую, героическую, историческую.

Андре-Дервиш Севрюгян, «Иллюстрацияr к поэме Фердоуси
Андре-Дервиш Севрюгян, «Иллюстрацияr к поэме Фердоуси „Шах-наме“», 1924−34 гг.
Фото: ru.wikipedia.org

В первой части использованы в переработанном виде древние мифы, во вторую часть включены сказания о богатырях, третья посвящена хронике событий. Как писал Гёте:

Фирдоуси предпринял изложение всех общественных и государственных событий прошлого, легендарных и исторических.

Хотя эпопея носит название «Шахнаме — Книга царей» и композиционно делится на 50 так называемых царствований («падишахи»), основной ее идеей является возвеличивание любимой родины, силы и мощи простого народа, его настоящих героев. Вся эпопея пронизана симпатией к людям труда, и в первую очередь — к крестьянам.

«Шах-наме». Иллюстрация из издания XVI века
«Шахнаме». Иллюстрация из издания XVI века
Фото: ru.wikipedia.org

Эти симпатии и гуманизм Фирдоуси особенно ярко выражены в лирических отступлениях, прославляющих человека, его разум, храбрость, честность. В эпопее звучит протест против деспотизма, гнета и несправедливых войн. Фирдоуси призывает правителей заботиться о простых людях, не облагать их непосильными податями при стихийных бедствиях, защищать от произвола чиновников.

Утопическая идея справедливого, мудрого, миролюбивого владыки становится краеугольным камнем социально-этической концепции Фирдоуси. Вековые мечты народа о мудром правителе находят свое отражение в образах справедливых царей, отдающих жизнь за свободу родины, в образах народных героев, сильных, верных, мужественных, готовых на подвиг во имя родины, друга или любимой.

Дэв Акван швыряет Рустама в море. Иллюстрация XVI—XVII века
Дэв Акван швыряет Рустама в море. Иллюстрация XVI—XVII веков
Фото: ru.wikipedia.org

Одним из лучших произведений Фирдоуси считается поэма «Рустам и Сухраб», также входящая в «Шахнаме».

Но мук любви не скроешь от людей —
Их слезы выдадут волне морей.

Кто б ни был любящий — душевной боли
Не утаит он — выдаст поневоле.

Великий поэт, закончив «Шахнаме», преподнес свой многолетний труд правящему в то время султану Махмуду Газневидскому. Но правитель отрицательно отнесся к эпопее, содержание которой противоречило его деспотической политике. За огромный труд поэт не только не получил вознаграждения, но и подвергся преследованиям, и ему пришлось бежать из родной страны. По преданию, Фирдоуси выступил с обличительной сатирой на султана Махмуда.

Мавзолей на могиле поэта в Тусе
Мавзолей на могиле поэта в Тусе
Фото: ru.wikipedia.org

Все свершится, как предрешено,
Что от рожденья нам судьбой дано.

Под крыльями судьбины роковыми
И зрячие становятся слепыми.

Глубина мысли, простота языка, реалистические способы изображения событий и героев, удивительная афористичность многих бейтов делает «Шахнаме» поистине народным произведением. Поэт затрагивает в эпопее философские и социальные проблемы, воссоздает судьбу народа, его героев.

Никто не вечен. Хоть живи сто лет,
Всяк осужден покинуть этот свет.

И будь то воин или шах Ирана,
Мы — дичь неисследимого аркана.

Наступит время, всех нас уведут
На некий Страшный, на безвестный суд.

Длинна иль коротка дорога наша —
Для всех равно — дана нам смерти чаша.

Как поразмыслить, то сейчас навзрыд
Оплакать всех живущих надлежит!

Газанфар Халыков,«Похороны Фирдоуси», 1934 г.
Газанфар Халыков, «Похороны Фирдоуси», 1934 г.
Фото: ru.wikipedia.org

Эпопея «Шахнаме» вошла в сокровищницу мировой литературы, бессмертные строки Фирдоуси и поныне звучат на языках многих народов мира.

Статья опубликована в выпуске 6.12.2009
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: