• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Жарков Грандмастер

Драма «Кроличья нора». Как пережить смерть ребенка?

Не ждите, что авторы фильма, в числе которых режиссер Джон Кэмерон Митчелл и сценарист Дэвид Линдси-Эбейр (написавший одноименную пьесу), предоставят зрителю однозначные ответы на поставленный вопрос. Пережившим подобную трагедию людям картина вряд ли расскажет что-то новое, остальным же придется выступить в роли безвольных сторонних наблюдателей и надеяться, что сия чаша их миновала.

«Кроличья нора», в силу своей специфики и жанра, не сумела пробиться к широкому зрителю, но весьма успешно поучаствовала в нескольких кинофестивалях и даже заслужила одну номинацию на премию Оскар (Николь Кидман за лучшую женскую роль), однако, увы, осталась за бортом церемонии в целом. Кино тяжелое, но, безусловно, значимое и, что самое главное, не тыкающее зрителя лицом в некое универсальное решение проблемы.

…Успешная карьера, два «мерседеса» в гараже уютного пригородного дома, красивые и приветливые друзья и обеспеченное будущее в один момент перестают что-либо значить для Хоуи и Бекки, чей четырехлетний сын Дэнни трагически погиб под колесами машины. С тех пор прошло уже восемь месяцев, но горе, поселившееся в их сердцах, не хочет отпускать.

Супруги по привычке посещают психотерапевтическую группу, куда приходят семейные пары с аналогичной потерей, но с каждой неделей эти мероприятия вызывают в них все меньше энтузиазма. Бекка не верит в божественное предназначение своей утраты, а Хоуи, хоть и относится к чужим страданиям толерантно, и вовсе не понимает, как таким образом можно избавиться от тягостных воспоминаний. Более того, он вовсе не стремится вычеркнуть Дэнни из своей памяти, периодически украдкой просматривая видео на телефоне и бережно храня детскую комнату в незыблемом виде.

Оба понимают, что надо жить дальше. Их друзья и родственники, каждый в меру способностей и совести, пытаются как-то помочь Хоуи и Бекке пережить трагедию, но супруги неизбежно отдаляются друг от друга, стараясь найти свой личный, индивидуальный выход из сложившейся ситуации. Внешне Хоуи переносит несчастье легче, чем его жена-домохозяйка, вынужденная ежедневно наталкиваться на следы присутствия сына. Он ходит на работу, играет в сквош с друзьями и даже пытается флиртовать с одной из участниц группы, которую Бекка окончательно перестала посещать.

Все меняется, когда Бекка неожиданно сталкивается с невольным виновником аварии, старшеклассником Джейсоном. Мальчику, для которого это происшествие тоже многое изменило в жизни, самому необходимо выговориться и попросить прощения. Между ним и Беккой завязывается некая внутренняя связь, помогающая обоим сделать следующий шаг на пути к спасению души…

В жизни человека есть много неразрешимых проблем, которые способны вогнать его в состояние жесточайшей депрессии и отчаяния. Безответная любовь, осознание упущенной выгоды, потеря материальных благ, измена любимого/любимой, унижения, предательство друзей, физические страдания и прочее. Сотни, тысячи больших и маленьких несчастий, которые приходят и уходят. Конечно, наши друзья и близкие будут говорить, что «все забудется», «до свадьбы заживет» и что «жизнь переменится к лучшему». Но есть вещи, с которыми мы по-прежнему не умеем мириться. Такие, как, например, смерть любимых, родителей и, в особенности, детей.

Заслугой независимого постановщика Митчелла, чьи предыдущие фильмы прошли незамеченными, является аккуратный и щепетильный подход к выбранной тематике. Так как литературной основой фильма стала одноименная пьеса, это наложило ряд ограничений на свободу режиссера: картина получилась камерной, почти театральной. Основная нагрузка, разумеется, легла на плечи актеров, и, слава Богу, создателям «Кроличьей норы» удалось привлечь к постановке действительно классных исполнителей. Про Николь Кидман мы уже упомянули, но не стоит забывать и про блестящую, проникновенную игру Аарона Экхарта («Темный рыцарь»), а также участие в ленте обладательницы Оскара («Пули над Бродвеем») Дайэнн Уист. Фактически, эти трое и вывели данную работу на самый высокий эмоциональный уровень.

У названия картины есть не только буквальное значение, обнаруживающееся по ходу фильма, но и своеобразный подтекст. Подобно Алисе, провалившейся в бездонную кроличью нору, наши герои замыкаются в себе и день за днем все глубже погружаются в собственное отчаяние, не в силах обнаружить хоть малейший «свет в конце тоннеля». В этом плане очень показателен разговор героини Кидман с матерью:

— Это когда-нибудь отпустит?

 — Сомневаюсь. Меня не отпускает. Уже одиннадцать лет. Но чувства меняются.

 — Как?

 — Не знаю. Возможно, все дело в тяжести. В какой-то момент она становится терпимой. Кажется, ты наконец-то можешь скинуть ее с плеч и носить в кармане как кирпич. И иногда тебе даже удается на мгновение забыть. Но затем ты засовываешь руку в карман… и она тут как тут… Не то чтобы это радует, но в самом деле…

 — Что?

 — Это хорошо.

Фильм, безусловно, тяжелый и максимально приближенный к реальности. Да, так все и происходит. Мы лечим боль временем и терпением, ибо от этой напасти нет иного лекарства. Ощущение потери будет преследовать нас всю оставшуюся жизнь. И, как это ни печально, никакие внешние факторы, будь то помощь друзей, советы психологов или вера в Бога, не способны искоренить эту боль из сердца. Измениться внутренне и сделать эти воспоминания «терпимыми» можем только мы сами, и у каждого свой период, не поддающийся цифрам статистики или каким-то нормированным временным промежуткам.

Напоследок отметим, что, несмотря на тягостное повествование, финал фильма дарит зрителю и героям надежду. И пускай вопрос «А что потом?», заданный в финале самими героями, останется открытым, мы понимаем, что им удалось. Удалось выйти из губительного замкнутого круга. Удалось найти в себе силы, чтобы жить дальше.

Статья опубликована в выпуске 19.09.2011
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: