• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Жюль Бастьен-Лепаж, «Бездельник». Портрет подпаска?

Жюль Бастьен-Лепаж (1848- 1884) — французский живописец, сын виноградаря. Много рисовал с детства, отец покупал ему репродукции картин для копирования. В возрасте 19 лет поступил в Парижскую школу искусств. Во время франко-прусской войны в 1870 году был ранен, вернулся в деревню для залечивания раны. Много рисовал. В это время написал портрет своего деда в саду. Эта работа принесла ему первый успех в Парижском Салоне.

Жюль Бастьен-Лепаж, Бездельник, фрагмент «Ботинки» commons.wikimedia.org

Успехи Жюля принесли ему возможность путешествовать по Италии в 1880—1883 годах. В это же время он побывал в Алжире, где пытался восстановить ухудшающееся здоровье. В 1884 году он умер в Париже.

В 1885 году в Парижской школе искусств в течение двух месяцев были выставлены более 200 работ Бастьен-Лепажа. Одно из его полотен называется «Бездельник».

Неказистая картина: осенняя пора, вечереет, на невнятном фоне стоит какой-то оборвыш. С виду — беспризорник: растоптанные не зашнурованные ботинки, курточка вся обремкалась, латаные-перелатаные штаны без пуговиц, держатся на чем-то вроде ремешка. И название картины «Бездельник» как бы не пробуждает к ней (к картине) особого интереса. Но если присмотреться, то становится очевидным противоречие между названием и существом портрета.

Первое — у него на плече кнут. Кнут не профессиональный, детский (похоже, что он его сделал сам), но все же он (кнут) свидетельствует о том, что перед нами не бездельник, а рабочий человек, подпасок. Второе — за спиной нашего героя висит рожок (какая-то разновидность трубы), в который он трубит, собирая стадо на выпас. Рожок, видимо, общинная собственность, вручается только на время работы подпаска.

Одет он по-нищенски: нет ни одной более или менее целой одежки. Особо стоит остановиться на курточке. Когда-то это было вполне достойное кожаное одеяние, с отделкой и вышивкой, следы которой сохранились несмотря на жестокую эксплуатацию и многократные переходы из рук в руки. Мало того, эта кожаная курточка — как талисман (может быть), как мечта получить такую новую! Ботинки еще годятся для такой работы, но шнурки безнадежно потеряны.

При всем том молодой человек в некотором роде красив! Он не совсем заброшен, этот мальчик: стриженый, относительно чистый, не истощенный, хотя и не откормленный. И взгляд у него говорит о том, что не все в его жизни безнадежно плохо. Он любопытен, он хочет познавать мир.

А какова поза! Он — независимый человек! Весьма вероятно, что он — главный помощник в семье, и его мизерный заработок позволяет семье существовать.

Где он находится, наш герой? Что это за место? Судя по разноразмерным доскам забора, возле которого он стоит, — это окраина либо богатой деревни (за забором видны капитальные крыши), либо пригород. Скорее, все-таки, богатая деревня, принадлежащая аристократу. Отсюда и происхождение этой замечательно заношенной кожаной куртки: может быть, ее носил кто-то из детей аристократа, а может быть — какой-нибудь грум или форейтор. Куртка сто раз ремонтировалась, но расстаться с ней — потерять статус! (Вполне возможно, что просто больше нечего надеть.)

И все-таки почему художник обозвал своего героя бездельником? Может быть, это действительно шалопай? Может быть… Все может быть!

Статья опубликована в выпуске 18.09.2015
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: