Действительно стоимость этого «конструктора», как его называют фермеры, в разы меньше даже подержанного маломощного трактора, но, строго говоря, мотоблок не всесилен и, в противовес «кричащей» рекламе о полезности и даже незаменимости (в части сочетания цена-качество-применение) навесного оборудования к нему, имеет вполне явные ограничения по полезному действию. С равной эффективностью применять его можно далеко не везде и не всегда.
Если почвы глинистые, сложные, то мотоблок (будь он отечественный или имеющий двигатель зарубежного производства — что только продлевает срок службы при правильной эксплуатации) на площадях обрабатываемой земли свыше 20 соток практически бесполезен. К сожалению, об этом знает, но не спешит откровенничать продавец-консультант в магазине; в гедонистическом ХХI веке ему надо более всего продать товар, чем объяснить покупателю правду. Поэтому вместо эфемерного продавца сейчас проконсультирую я.
Итак, в глинистых и песчаных почвах (почти в равной степени) даже на небольших площадях мотоблок не эффективен.
В первом случае, на маленькой скорости движения колеса мотоблока прокручиваются вхолостую по грунту, несмотря на «титанические» усилия фермера с живым весом 98 кг (ваш покорный слуга); это же замечание справедливо даже при смене штатных «шинных» колес на грунтозацепы и иные колеса большого диаметра (для окучника) — все одно…
Для большего эффекта приходится класть на передок мотоблока (не забудем, что вы толкаете его перед собою) пару мешков по 50 кг с песком; тогда он еще более-менее «вгрызается» в землю. Но и это «садомазохизм», ибо гораздо удобнее использовать для сложных земель даже маломощные трактора типа Т-16 или Т-25 (последняя цифра обозначает среднюю мощность в лошадиных силах) или их аналоги.
Во втором случае, с песчаными почвами — колеса наоборот зарываются в песке, и он, несмотря на защитные брызговики над колесами мотоблока, летит вам в глаза, как бы вы ни уклонялись. Потрясающе!
Со стороны наблюдая это картину укрощения мотоблока (или своих собственных необузданных желаний освоения сложных почв с помощью «моделиста-конструктора»), моя подруга сказала, что я похож на доктора Ватсона из фильма «ХХ век начинается» после его езды на мотоцикле Холмса из Суссекса. Все лицо было в пыли, несмотря на защитные очки в виде маски для подводного плаванья. Кстати, дышать тоже было нечем, поэтому и трубку к такой маске не спешите выбрасывать, а возьмите с собой на дачу — на всякий случай.
Если вы решите «выжать» из мотоблока все и поэкспериментируете в поле на повышенных скоростях движения — горе вам! Адская машина рывками будет выматывать из вас всю душу, а из-за неоднородности почвы бросать и себя, и вас из стороны в сторону; я объезжал молодых жеребцов, скажу по совести — это намного приятнее и даже… безопаснее.
С навесной сенокосилкой «Нева» (два широких быстро вращающихся блина с ножами, срезающими траву) мотоблок способен заготовить сено с большой площади поля. Но… снова проблема: в России редко можно встретить идеально гладкие поля. Небольшие ямки и бугорки на земле, в том числе колеи от проехавшего трактора, быстро ломают сенокосилку стоимостью более 12000 рублей.
Мотоблок хорош на мягких почвах, в садоводствах, где и до вас культуры сажали десятилетиями, для размягчения грунта с помощью его культивирования (вместо колес надеваются фрезы и в такой комплектации двигаетесь по участку на большой скорости, поднимая облако пыли). Его удобно транспортировать даже в небольшом джипе (в разобранном виде влезает в автомобиль «Нива»).
Мотоблок хорош с телегой при движении (максимальная скорость 35 км/час) по проселочным дорогам с минимальной колейностью (по пересеченной местности — снова трудности в управлении и качка). Да, можно съездить в соседнюю деревню отвезти страждущим молоко и творог (грузоподъемность штатной тележки 400 кг), если не боитесь осадков и не любите комфорта, который в противовес данному эксперименту даст даже захудалая автомашина.
При использовании пару раз в год — для культивирования мягкого грунта на дачном участке мотоблок оправдывает себя. Ресурс двигателя мотоблока в среднем 2500 моточасов, то есть несколько сезонов, а дальше — переборка двигателя и трансмиссии. Первые проблемы с мотоблоком МБ-2 отечественного производства начались уже в первом же сезоне, еще в гарантийный срок.
Мотоблок, на мой взгляд, это синоним слова «дачник». То есть «экспериментатор», в чем-то «садомазохист» и, конечно, не профессионал. Но все же мотоблок сегодня в среднем стоит более 30 000 руб (без навесного оборудования), почти как средняя корова, а продать его потом намного труднее, чем сейчас купить. Покупать же мотоблок «б/у» — вообще сумасшествие.
Сегодня вспашка земли силами приглашенного тракториста «с прибором» в виде трактора стоит около 500 руб за 6 соток. При этом не надо думать о топливе, запчастях, ремонте, обслуживании (периодической смене масла, очистке движущихся частей) хранении и транспортировке мотоблока. Подумайте, прежде чем сделаться его рабом на долгие годы, таков мой совет.
Статья хорошая.Покупая мотоблок в магазине нужно всё хорошенько взвесить - сможете ли вы на нём работать и сколько сил он у вас отнимет.У меня мотоблок Нева более 5 лет. Вначале он скакал и прыгал по огороду как бешенный конь - сейчас пашет сам без видимых усилий.Всё приходит с опытом .Нужна голова и золотые ручки и ваш мотоблок превратится в незаменимого помощника на даче.Преимущество по сравнению с трактором -работа в стеснённых условиях-когда нет места для разворота(за счёт разблокировки колёс).При культивации на мягкой земле чтобы не зарывался нужны дополнительные фрезы.Удачи!
0 Ответить
я на своих двух огородах картошку сажу полю окучиваю выкапываю(правда выкапывать долго учился)китайским дешевым мотоблоком такчто могу поспорить
0 Ответить
http://www.youtube.com/watch?v=eiqBb1T0Ggw
0 Ответить
У меня один мотоблок с русским двигателем ДМ-1 проработал 8 лет в непростых условия пашу не только себе.Купил этой весной МБ-2 с таким же двигателем,он уже отработал 15 тысяч из 32 потраченных на него,состояние после таких серьёзных нагрузок отличное.Думаю ещё сезонов на 5-6 без влозений его хватит!
0 Ответить
Андрей Кашкаров, Еще из опыта на черноземе - металлические колеса с ребрами для вспашки (как на первых послереволюционных тракторах) не есть хорошо - чернозем забивает ребра и колеса просто проскальзывают (если грунт не очень сухой) . А вот резиновые с мощным протектором, бывает, не забиваются, если давление чуть приспустить - покрышка чуть деформируется и земля отлипает.
0 Ответить
Юрий Лях,
А сейчас в ОБИ предлагают автоматические копалки!
От забора и до обеда- сама ездит, а хозяин- на веранде пиво пьёт !
Сосед летом баил, хочет такую купить!
Мы молча помолчали над фантазёром...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Андрей Кашкаров, наверно, здесь я один аксакал, пахавший настоящим крестьянским плугом за лошадкой - отец устал и для прикола дал мне пройтись (мне лет 10 было), а сам вел лошадку. Несмотря, что сам плуг был тяжеленный (однозначно, тяжелее меня), при некоторой сноровке все было легко, ну кроме поворотов по углам поля.
И вот я уже сейчас (мой вес чуть больше 80кг "тренированных мышц") столкнулся с чудом - "Нева"!!! На жирном черноземе!!! Я лег под ним пластом без сил. Поставили фрезы - закапываются, упираешься со всей силы, чтоб вперед протолкнуть - жуть. И при этой физнагрузке и гипервентиляции легких, полной грудью дышишь выхлопами. Проще было лопатой вскопать - не мог - родственники жены, блин.
Ближе к делу - нормальные мотоплуги - тяжелые, у которых есть вал для отбора мощности - для фрез, т.е. колеса толкают, а фрезы молотят. Нормальные отзывы слышал о агрегате, выпускаемом в Запорожье. Только там не очень хорошая транспортная тележка - автомобильную приделывают. У соседа - китайский минитрактор - больше 15 лет - нормальная вещь. Тогда он был дешевле наших мотоплугов.
А обычные легкие игрушки - IMHO выброшенные деньги.
0 Ответить
Юрий Лях, вот она, сермяжная, посконная, она же домотканная правда жизни. И я ж об этом...
0 Ответить
Андрей Кашкаров,
Ой, зашла статью разгромить, думала, что под таким заголовком
скорее всего будет хвалительная рекламная статья!
А статья очень хорошая, объективная, честно оговорены
все за и против!
И про бугорки, и про "дышать нечем"- вот уж точно!
"Кстати, дышать тоже было нечем, поэтому и трубку к такой маске не спешите выбрасывать, а возьмите с собой на дачу – на всякий случай".
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо
0 Ответить
Андрей Кашкаров, не знаю у кого как, но у нас 12 соток, в том числе 7 соток "чистого огорода", остальное сад и постройки, но нам мотоблок ОДНОЗНАЧНО не нужен. Не копаем!!!
0 Ответить
Олег Нефедов, Анатолий Григорьев.
Весьма за вас рад. Вы полагаете, что кому-нибудь интересно - зачем вы едите на дачу, и особенно- нужен ли именно ВАМ мотоблок, копаете ли именно вы? Можно, конечно, посоветовать провести референдум на этот счет, хотя статья совсем не об этом. Спасибо!
0 Ответить
Андрей Кашкаров, странный, однако, ответ!
Учитывая название статьи!!!
Вот я на него и ответил. Не нужен!!!
0 Ответить
Олег Нефедов, вы ведь не в опросе участвуете, а вроде как комментируете статью. Прежде чем браться отвечать на вопрос заголовка, неплохо было бы статью прочитать. А вы ее, как можно догадаться из ваших реплик, просто не стали читать. Как и Анатолий Григорьев.
Поскольку если бы вы прочитали текст - вам осталось бы лишь поддержать автора статьи. Ибо его вывод о мотоблоке на дачном участке: "Подумайте, прежде чем сделаться его [мотоблока - Л.М.] рабом на долгие годы, таков мой совет".
0 Ответить
Люба Мельник, наверно редакторы по ошибке приделали к статье с названием "Как выбрать и эксплуатировать мотоблок?" совсем другой заголовок.
0 Ответить
Анатолий Григорьев, ооооооооооооооо???????????????????????????
0 Ответить
Андрей Кашкаров, на дачу я езжу физически поработать, так что мотоблок мне ни к чему.
0 Ответить
Полностью согласен с автором, не стоит издеваться над собой, весной вспахивать трактором, а осенью можно и мотоблоком. А как транспортер в деревне лучше и не надо, все можно перевозить...
0 Ответить
В целом, вероятно, все правильно, кроме первой фразы. Ну никак не могу себе представить конструкцию "однотактного двигателя внутреннего сгорания"
0 Ответить
Борис Архипов, дело не в количестве тактов, разумеется. В количестве цилиндров в двигателе. Спасибо за поправку Правильно- "одноцилиндрового".
0 Ответить
Борис Архипов, да, фраза гениальная... Спасибо, поправили.
читать дальше →
0 Ответить
Мотоблок с телегой - это "железная лошадь" в действии
0 Ответить