• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Анатолий Пастухов Грандмастер

Как на Руси выбивали просроченные долги?

Народная мудрость говорит о том, что даешь деньги кому-либо в долг руками, а забираешь обратно — ногами. Имеется в виду, что с возвращением своих же финансов обычно проблемно.

В. Максимов, «Аукцион за недоимки», 1880-1881 гг. Фото: общественное достояние

Как правило, должник клятвенно обещает вернуть всю сумму или ее часть завтра, поскольку, дескать, «забыл» о долге. Но в большинстве случаев обещание свое не сдерживает и кредитору приходится ходить за ним буквально по пятам и упрашивать вернуть.

Думаю, картина эта знакома многим из читателей. Ситуация стара, как сам мир. Особенность ее в том, что родственники, друзья, хорошие знакомые пользуются доверчивостью кредитора, решая личные финансовые вопросы на льготных условиях, а потом элементарно теряют совесть. Конечно, не все подряд так поступают, но, тем не менее, народная молва на пустом месте появиться не могла. Она появилась чуть ли не в те времена, когда в обществе придумали меновые товары, и живет до сих пор.

Интересно, а какими методами в давние времена выбивали долги, например, на Руси?

Проблема невозврата долга - проблема кредитора и должника, больше ничья
Проблема невозврата долга — проблема кредитора и должника, больше ничья
Картина В. Максимова, «Бедный ужин», общественное достояние

Достоверные письменные свидетельства на этот счет начинаются с новгородских берестяных грамот. Историки с удивлением обнаружили в них слова о том, что просроченный денежный долг в Новгороде был не осуждаем. Точнее, он являлся проблемой не общества (государства, если говорить по-современному), а проблемой только самого кредитора. Человек, давший что-то в долг, должен был сам позаботиться о его возврате. При этом роль денег очень долго выполняли шкуры зверей, и должники ссылались на то, что отдать долг не могут, так как нет в наличии у них шкур.

Однако «отмазка» касалась только частного долга. Иное дело было с долгом перед власть имущими. Его действительно «выбивали» силой — должника ежедневно били батогами, но так, чтобы остался жив.

Начиная с XV века, на Руси появилось слово «правеж». Оно означало «править» взыскание долга более эффективными способами. Обычно это делали так, что за просроченный долг человек полностью попадал в распоряжение кредитора. Кредитор имел право заменить возвращение долгов на выполнение «отработки». В некоторых случаях должник по состоянию здоровья мог вместо себя отправить на отработку жену, сына или дочь. Разумеется, без какой-либо оплаты. Фактически это было узаконенное на Руси долговое рабство.

Н. Рерих,
Н. Рерих, «Собирают дань»
Фото: общественное достояние

Эту систему изменил царь Петр I, побывавший в Европе и заметивший там совершенно иное отношение к должникам. Он обратил внимание на то, что в случае невозможности должником вернуть долг в срок (или нежелания это сделать) должника отправляли в особую тюрьму. Он сидел в ней до тех пор, пока родственники не собирали нужную для возврата сумму. Иными словами, финансовая ответственность перед кредитором становилась ответственностью коллективной.

Нюансом было то, что на прокорм должника в тюрьме деньги обязан был давать сам кредитор его. Понятно, что при слишком долгом сидении кредитору такое было явно невыгодно, и он всеми силами торопил родственников собрать сумму долга. Если же кредитор переставал платить за прокорм, то должника тут же выпускали из долговой тюрьмы и его долг считался не подлежащим возврату. Такая тюрьма впервые в России появилась в Москве. Потом она стала обычной во многих городах и называлась долговой ямой.

А. Размарицын,
А. Размарицын, «У нижнего земского суда», 1912 г.
Фото: общественное достояние

Дальнейшим продвижением по пути цивилизованности стали долговые суды (нынче это арбитраж). Кредитор мог подать жалобу на должника, суд обязан был с ней разобраться в установленный срок и принять решение. Если должник не являлся в суд, то заводилось уголовное дело и подключали полицию.

Статья опубликована в выпуске 16.05.2019
Обновлено 23.05.2023

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: