• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Надежда Рубцова Мастер

Какая жизнь у озабоченного чревоугодием? Сказки бабушки Солы

Слово какое старинное и красивое — чревоугодие, угождение своему чреву… На самом деле, совсем не красиво, когда человек выше всего остального и в ущерб остальному ставит инстинкт насыщения. И думает только о нём. Или ни о чём не думает, а только набивает свой живот. Слова живот-жизнь-животное — слова-родственники и происходят от слова живъ (живой). Конечно, без пищи человек — не жилец. И его живот (чрево) — важная часть организма. Но человек — существо разумное, и если разум перестаёт контролировать процесс еды, человек становится подобен животному.

Чревоугодие — это обжорство, неумеренность, жадность в еде, объедение, употребление чрезмерно большого количества пищи, пресыщение. Было даже такое определение обжоры как — чревонеистовый, т. е. почти безумный, одержимый. А грузный, жирный, ожиревший, «толстое брюхо» — обычные определения последствий жизни чревоугодника.

Познакомимся с милой розовой толстушкой по имени Глюттони-Обжорство. Она кушает виноград, сидя на диванчике, и смотрит непонятно куда…

В старые, далеко не добрые времена из-за частых неурожаев, войн и жадности правителей нередко случались голодоморы, а недоедание даже при хороших урожаях было нормой. Только небольшие группы власть предержащих могли позволить себе есть много, вкусно и разнообразно и грешить в посты тайноядением и лакомством — есть запрещённую и деликатесную пищу. Хотя христианские посты и создавали видимость равенства бедных и богатых, но они же ставили простой люд в жёсткие рамки, разрешая лишь изредка наедаться вволю.

Людей, евших много и жадно, как наша Глюттони, не любили и сравнивали с двумя неопрятными всеядными животными — медведем и свиньёй. А другими символами обжорства считались брюхо и жадно открытый рот. Грех чревоугодия назвали грехом против себя и поставили пятым в списке семи смертных грехов. Он — подобие греха алчности, когда человек жаждет многого и при этом распускает себя, теряет силу воли, ум и приходит в итоге к греху уныния.

Чревоугодию покровительствовал Вельзевул, верховный правитель Ада, самый безжалостный из Князей преисподней. Вельзевула называли Повелителем мух, и он являлся в окружении тучи своих подданных сам в виде огромной белой мухи. Мухи всегда вызывали ассоциации с нечистотой, грязью, разложением, и про них думали, что они либо неприкаянные души грешников, либо демоны, которые приставлены Вельзевулом к каждому живому человеку.

Сейчас в сытых странах жизнь во благо собственного желудка уже не считается аморальной. И Глюттони прошла весь путь поклонения своему желудку до конца. После обжорств она худела и сидела на разных удивительных диетах. Потом становилась вегетарианкой и даже занималась сыроедением. На каждом этапе она делала из еды религию и отдавалась ей со всем рвением. Сосредоточенность помыслов на отказе от еды по сути тоже является угождением чреву.

Следующей стадией в жизни Глюттони были заболевания анорексией и булимией. Она выжила и, бросив все попытки умерщвления плоти, взялась за старое. Стала питаться беспорядочно и бессистемно, пренебрегать правилами поведения за столом: а ведь правила придуманы, чтобы люди не увлекались едой и не забывали, для чего они едят, сколько и что. Этикет — своего рода средство социального контроля за процессом еды.

Ещё Глюттони безмерно балуется разного рода деликатесами и извращается, поедая то, что и пищей-то назвать трудно: живых червяков, личинок, а может быть, и мух… (Господи, прости.). Её вкусовые ощущения давно притупились, а ожирение и лишний вес — опять стали серьёзной проблемой. Скоро она лопнет от обжорства.

В России Глюттони не была ни любима, ни презираема. Известный писатель, гастроном и кулинар Дмитрий Шомин сказал однажды: «Чревоугодие — не наш метод!» И был прав. В пословицах и поговорках почти никак не отразилось отношение народа к чревоугодию высших сословий. Наверно, благодаря чинопочитанию и незыблемости сословной иерархии изыски в еде воспринимались как должное. А про крестьянскую еду поговорок много, но они по большей части — о недоедании или о скудной еде (хлеб да вода — богатырская еда; курочка по зёрнышку клюёт, да сыта бывает). Об обжорстве упоминается редко: с поста не мрут, а от обжорства дохнут; большая сыть брюху вредит.

Но сейчас мы едим каждый день то, что всегда считалось лакомством (это слово есть в списке православных грехов и прегрешений) — мясо, сладости, деликатесы, да ещё в количествах, намного превышающих размеры наших желудков. А в посты вместо того, чтобы очищать свою душу и ограничивать себя в телесных удовольствиях, верующие ублажают себя хоть и постными, но — лакомствами. Чего стоит одно название «постный ТОРТИК» на Великий пост!

Розовая толстушка Глюттони, наконец, нашла своё время. Кушай на здоровье, Глюттони-Обжора, а мы, глядя на тебя, подумаем, как нам быть…

Другие статьи:
Какая жизнь у ослеплённого Гордыней?
Какая жизнь у одержимого Алчностью?
Какая жизнь у истерзанного Завистью?
Какая жизнь у пылающего Гневом?
Какая жизнь у пленённого Унынием?
Какая жизнь у околдованного Блудом?

Статья опубликована в выпуске 20.12.2007
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (38):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Что-то мне мыслЯ пришла продолжить статьи о грехах с точки зрения современного наблюдателя, но где бы время взять?

  • Александра Бродская Дебютант 28 апреля 2012 в 20:55 отредактирован 28 апреля 2012 в 21:02 Сообщить модератору

    "Ещё Глюттони безмерно балуется разного рода деликатесами и извращается, поедая то, что и пищей-то назвать трудно: живых червяков, личинок, а может быть, и мух... (Господи, прости.)".

    Вот это, ИМХО, не так уж и страшно. Особенно если вы живете в Китае . Или находитесь там, где другой пищи нет. Намного греховнее презрительно воротить нос от простой и неизысканной еды.
    Существует даже движение энтомофагов, которые считают, что именно переход к поеданию насекомых спасет планету от голода. Надо будет как-нибудь статейку в ШЖ о них написать. (Только червяков и личинок безопаснее все же есть в жареном или вареном виде: мало ли какие у них микробы и паразиты.)
    Из всех смертных грехов чревоугодие самый безобидный, как мне кажется. Человек в данном случае причиняет вред себе, но не окружающим, если, конечно, живет в мирное время и достаточно богатой стране. Кроме того, полные и любящие вкусно покушать люди бывают веселыми и добродушными.
    (Уважаемые модераторы. Случайно нажала 4 звездочки вместо 5. Исправьте, пожалуйста, если это возможно. Написано-то отлично.)

    Оценка статьи: 4

    • Александра Бродская, спасибо))
      Худые тоже бывают добрыми. Мне так чаще попадались перекормленные и злобные
      Вообще-то это штамп, идущий из глубины веков. Недоедавший, естественно, веселым не мог быть, а богатый и сытый мог позволить себе поблагодушествовать.

      • Надежда Рубцова, с одной стороны, Вы правы. И худые бывают добряками, и полные злыднями. С другой стороны, даже в романе Сервантеса (достаточно далекие от нас времена) описан веселый, добродушный, хоть и не слишком богатый толстяк Санчо Панса . Через несколько веков связь характера и телосложения нашел Кречмер. Пикники у него в целом получились более естественными и жизнерадостными, нежели астеники (у них другие плюсы). Кроме того, полные люди частенько не только вкусно покушать любят, но и других угостить. Это воспринимается, как добродушие.
        Ну, и анекдот в тему:
        - Скажи, какая жена тебе больше по душе - костлявая и брюзгливая или толстая и веселая?
        - А сколько кило ты должна прибавить, чтобы стать веселой?

        Оценка статьи: 4

  • Так много раскормленных людей сейчас. Печально видеть. Конечно хочется. Все можно кушать, но по немногу и не распускать себя.

  • От чревоугодия развивается склероз, подагра и всякая муровина =)

    Оценка статьи: 5

    • Свинка страшная, так и кажется что сейчас тебя съест!
      Денис прав, от грехов всякое развивается.

      Оценка статьи: 5

      • А вот в "Унесённых призраками" папа и мама Тихиро стали угощаться в загадочном городе невиданными блюдами, а вкусно - они прямо оторваться не могут. Только Тихиро не по себе. Стала она уговаривать папу и маму не есть эту пищу. А папа только отмахнулся: "Не болтай глупостей, Тихиро! Придёт хозяин - мы заплатим" И попросил жену, чтобы она переставила тарелку поближе.
        А Тихиро пошла по улице, а в конце стоял большой красивый дом. И тут выходит из этого дома юноша, а глаза у него серые и взгляд аж насквозь пронзает. Увидал он девочку и закричал: "Откуда ты взялась здесь? Уходи скорее, пока не попала в беду! Останешься здесь до захода солнца - не жить тебе..." А уже темнеет, и фонари зажглись. Бросилась Тихиро обратно по улице. А там какие-то огромные тени бродят. Забегает Тихиро в ту харчевню, начинает дёргать папу и маму, а те поворачивают к ней свиные рыла и хрюкают... Посмотрел здоровый боров на Тихиро, словно она чужая, и полез снова на стойку, опрокинул блюдо. А оттуда высунулась призрачная рука и принялась молотить его по рылу шумовкой.

        Оценка статьи: 5

  • Мне статья понравилась, только мне тема не понравилась. Мне вообще не нравятся темы, где говорят про еду. Они как будто для того, чтоб разбудить аппетит. Это вредно, потому что на еду уходит много времени. Статья так и написана, чтобы впасть в этот грех. А сказки я люблю.

    Оценка статьи: 5

    • Наоборот, Наташа, написано, чтобы не впасть. Я даже свинку-картинку нашла, чтобы попугать народ.

      А я перестала читать статьи о вкусненьком. Перед Новым годом все как сговорились: предлагают такие деликатесы! Как представишь, что это надо готовить, а потом есть, а потом мучиться...

  • Есть, есть все ваши персонажи в аниме "Стальной Алхимик", и отважным братьям Элрик немало сил пришлось положить на борьбу с ними... А про Маэстро Дельфину вы слыхали? Она знала толк в деликатесах и любила себя ублажить...

    Оценка статьи: 5

    • Не, не слыхала. Вот разгружусь с работой после Нового года, как наберу себе DVD! И буду смотреть...

      • О, Дельфина - это персонаж! Пригласила она к себе на обед Клауса и Аль. Стали служанки подавать невиданные блюда.
        "Угощайтесь! Это салат из грибов, которые растут только возле самой чистой воды"
        А в том мире чистая вода продавалась за большие деньги, и народ большей частью черпал воду из каналов, остаивал от мути и пил - невкусно, да ничего не поделаешь...
        Посмотрел Клаус на Аль, та покачала головой, не стали они есть. А Дельфина угощается себе. Посмотрела она, что порции гостей не тронуты, кивнула служанкам, те молча убрали тарелки и постапвили взамен другие.
        "Вот бифштекс из мяса дизитского яка! Немало охотников погибло, прежде чем добыли этого зверя мне к обеду"
        А в Дизите народ едва сводил концы с концами. Самой дорогой вещью там было хоть немного тепла. Растительной пищи тамошние люди не знали вот уже сколько лет. Дети этой страны только по рассказам родителей знали, что такое весна. С малолетства все там приучались ловить птиц, чтоб согреться хотя бы их тёплой кровью. А у Дельфины во дворце тепло, светло, вода журчит, повсюду розы рассажены.
        Не стали Клаус и Аль есть сочный бифштекс - не шёл он им в горло после рассказа о погибших охотниках. А Дельфина не без видимого удовольствия отдала должное этому яству.
        Тем более Клаус переживал за брата Дельфины - юного Дио. Сейчас Дио участвовал в кровавом ритуале, Клаус знал, что Дио боялся этого больше всего на свете, потому и скрывался далеко от дворца сестры-правительницы, пока она не велела верному Цикаде разыскать его, схватить и доставить во дворец. Спросил он, почему Дио нет с ними за столом. Сверкнула Маэстро очами, так что у Клауса сердце замерло:
        "За едой думайте только о еде! Это закон, установленный мною!"
        Тут следующее блюдо подоспело.
        "Это маринованный угорь! Вы, наверное, не знаете, как его готовят? Сначала его промывают в ста галлонах чистейшей воды"
        "Вам не жалко на такое баловство чистейшей воды, когда люди внизу такой воды вообще не видят?"
        Лишь рассмеялась в ответ Дельфина:
        "Ты глуп и наивен! В этом мире не хватит еды для всех. Если каждый сиволапый мужик начнёт есть и пить вволю, то скоро весь мир погибнет. И лишь я могу жить в удовольствие, поскольку это мой мир!"
        Тут и маленькой Аль стало не по себе. А Дельфина решила побаловать девочку:
        "Не хочешь ли вишнёвого мусса? Ты небось и не пробовала таких ягод - они растут только в моём саду, каждый год собирают лишь несколько горстей!"
        Аль с презрением посмотрела на заносчивую Маэстро и сказала:
        "Зато ты не пробовала бутербродов, которые готовит Лави!"
        И она была права. Потому что Лави бережно откладывала каждую монетку, которую заработали они с Клаусом, давно привыкшие жить без родителей. С утра пораньше бегала она на базар, чтоб успеть купить свежих луковиц, запасала на месяц копчёное мясо, сама делала майонез, пекла из дешёвой муки большие бублики. И ели они с Клаусом всегда бережно, не роняя зря ни одной крошки.

        Оценка статьи: 5

  • Статья очень красочная, как всегда. И своевременная, Рождество на носу, пост. А то как в телевизоре показывают монастырских постников? У меня каждый раз непонимание. Вообще много в нашей жизни странно.
    Надежда, я, честно говоря, не совсем понял про известного писателя, гастронома и кулинара... Очень лестно, конечно. Но может быть слишком? Смайлик-то в текст не поставишь. Да и цитату я не помню (хотя я много чего не помню). Но, чревоугодие - не наш метод. Мы его (чревоугодие) задушим в полном холодильнике.

    Оценка статьи: 5

  • А ведь как это хорошо: угодить чреву!

    В свое время я был слегка озадачен, прочитав, что у Ниро Вульфа (если не изменяет память - один из главных персонажей Рекса Стаута) собственный повар каждый день изобретал для хозяина новое блюдо.

    Естественно, когда с трудом достаешь что-нибудь для пропитания, такие строчки кажутся грехом чревоугодия.

    Ну, а когда все доступно? И не только для патрициев, но и для плебеев?

    Вот тогда и начинаются кулинарные изыски.

    Однако это вовсе не чревоугодие в том смысле, который несет статья. Это гастрономические поиски.

    Я думаю, что чревоугодие - это болезненное состояние, когда человек не может остановиться. Процесс поглощения еды для него - образ жизни.

    Кстати, таким был Иван Андреевич Крылов.

    • Клиника - она и есть клиника, но еще Люба писала в комментариях (статья о питании крестьян), как едят, когда пища стала доступной. Салат, первое, второе, третье, пироги, компот - причем в гигантских объемах. Это уже ненормально. Представляете, какого размера у них желудки! А желудок человека - с пригоршню, нормальный, здоровый. Смотрю Вести круглосуточные из рос.глубинки, как не тетка, так - туша бесформенная. Присмотришься - молодая совсем.

      Ниро Вульф, может, и был чревоугодником, но скорее -гурманом высшей квалификации. Он никогда не ел, даже если был голоден, всякие бургеры, хотдоги и чужие обеды.

  • Читая статью сразу же вспомнились до боли нам всем знакомые мудрые слова: Мы едим чтобы жить, а не живем чтобы есть!
    На счет поста полностью согласна. Получается, что при таких изысках (это я про постный тортик), наша плоть не ущемляется ни в чем. Но смысл поста же не втом как из простой пищи сделать шедевр, а в покоянии и молитве к Богу. На мой взгляд, если во время поста думать только о еде, то это и не пост, а так, для галочки!
    Ну а то, что сейчас у нас больше разнообразия в питании - разве плохо?! Самое главное знать меру и не жить этим, как вы и пишите.
    Очень понравилось!

  • ой, Надя - залпом проглатила все притчи ваши, понатаскала в клювике пятерок. А вон на чревоугодии застопорилась - Рождество подходит, я на то пеку шотландское печенье, то террини французские в духовку запихиваю... и при этом категорически отказываюсь признаваться в грехе чревоугодия ! Уж больно люблю Рождество со всеми этими вкусностями и радостями... Раз в год ведь можно!

  • Моя мама частенько в Великий пост готовит коврижку. Все ингредиенты растительные. Но она очень сладкая, переслоена абрикосовым вареньем и частенько украшена кондитерской посыпкой. То есть очень даже похожа на тортик. Мама уверена, что это постная еда. Стоит ли ей сохранять такую уверенность и дальше?

    • Еда с сахаром - уж точно не для поста. Поэтому, какая разница, на чем тесто замешано - на растительном или сливочном масле? Да и само тесто никогда постной едой не считалось (кроме, конечно, черного хлеба). Для того и объедались на Масленницу белым и масляным, чтобы потом о них забыть.

  • Да, посмотришь на такую обжору и задумаешься: съем-ка лучше что-нибудь полезное, да и то , когда уж очень сильно проголодаюсь. Спасибо, мне очень понравилась статья. И аппетит поутихнет, читая подобное. Теперь, садясь за стол, картинки встанут перед глазами.

    Оценка статьи: 5

  • Пять, конечно (вздохнув и повесив голову): "Э-эх..." А все ж вкусненького хочется. Представляете, Наденька: Вы про чревоугодие, я про кильку... Странный синхрон, однако

    Оценка статьи: 5

  • У меня вот неоднозначное отношение...
    Пищу во главу угла никогда не ставила. А вот столкнулась с французами, совсем другое отношение к еде и к вкусу - как к искусству. И всё что даже и не очень-то деликатесное, так приготовят, что иначе как лакомством не назовёшь... Чревоугодничают? Так ведь все поголовно и на протяжении веков... Что ж делать-то в этом "недружественном окружении"? Я ем... с удовольствием.

    Про обсуждения "постных тортиков" - согласна на все сто. Как-то услышала ответ священника замученного вопросами: "а это можно? а вот это? а если немножко?"... Сказал буквально: да только друг друга не ешьте! И ведь верно - у большинства пост сводится к пище. А он для того, что бы о ней не думали, для другого голову освободили.

    Оценка статьи: 5

    • Мне кажется, что есть можно все. Но, как и во всем, в еде должна быть мера.
      Вот, когда у людей холодильники забиты горами снеди, которая часто выбрасывается. Или когда метут все подряд, не прожевывая и вкуса не ощущая. Или столы во время поста накрывают красивее, чем праздничные. Тогда задуматься надо.

  • Хорошая статья. Человек понимает, что низзя, но ведь так хоцца. 5.

    Оценка статьи: 5

  • А взять если традицию масленничного обжорства! Такое безудержное, отчаянное даже, безумное погружение в порок!.
    Полагаю, и многочисленные рецепты так называемой постной пищи есть не что иное как то же чревоугодие.

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо.
      Масленница, да. Но это обжорство почему-то в фольклоре не отражено. Кроме знаменитого не все коту Масленница, где смысл смещен на Великий пост. Перерыла я много материала, и книг, которым доверяю больше, чем И-нету.

      А по 2-му Вашему замечанию: полагаете, что в тексте недостаточно ясно сказано про постное чревоугодие? Я тогда определеннее перепишу...