• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Игорь Ткачев Грандмастер

Афган: сколько их еще будет?

15 февраля — как известно, День вывода советских войск из Афганистана. Одновременно это и День памяти погибших там, и всех, кого та война коснулась. Коснулась она и меня, как, впрочем, и всего тогда советского народа, конечно, не напрямую, а косвенно, вынужденно.

Сначала мальчишкой заинтересовав и даже заставив завидовать тем, у кого отцы и братья выполняли там интернациональный долг — так здорово они смотрелись с оружием на фотографиях, столько интересного рассказывали и привезли. А потом, повзрослевшего и кое-что понявшего в жизни и войне, заставила ненавидеть. И вдобавок ко всему, недоумевать. Наверное, до конца своих дней.

Недоумевать тому, что наряду с понятным человеческим чувством, поминовением всех там погибших, а также всех тех, кто уцелел, вернулся, помимо траурной мелодии горечи утраты и скорби по опаленным той войной, звучат басистые нотки гордости, уверенности в том, что и в будущем «не подведем».

Недоумевать той невероятной какофонии мыслей и чувств, слетающей с красноречивых губ тех, кто непосредственно участвовал в той войне, и тех «могучих» теоретиков, у которых молоко на губах еще не обсохло. Тому мыслительному бардаку, в котором есть место и «победоносным» цифрам, и воинской доблести, и проявленному мужеству, и выполненному долгу.

«Наших полегло там пятнадцать тысяч, а моджахедов и их союзников один миллион. Это значит, что мы не только выполнили свою задачу, не ушли с позором, а, наоборот, с честью и доблестью выполнили приказ», — пишет один воин-интернационалист.

«В Афганистане Советский Союз противостоял не только моджахедам, но и всему Западу. Там мы защищали свои границы, испытали новое оружие, показали Западу, что мы великая держава», — вот что беспокоит другого.

«Наши отцы, мужья и сыновья шли туда, чтобы обеспечить нас, их жен и детей, квартирами, всем необходимым», — пишет жена воина-интернационалиста.

«Афганистан всегда был рассадником наркотиков. Варварская, дикая страна, в которой нам надо было воевать жестче, беспощаднее», — откровенничает еще кто-то.

Пролистав в Интернете первые тридцать страниц, посвященных той войне, я ловлю себя на том, что у меня волосы встают дыбом от того, что я там, у довольно образованных представителей рода человеческого, читаю. Гордость за великую державу и ностальгия по утраченному величию. Математические уравнения, вычисления, бездушные противопоставления военных машин СССР и Запада, в которых победителем всегда оказываемся мы. Поношения США за тот же «Афган», а заодно за Вьетнам, Корею, Гренаду и т. д., и возвеличивание своей чуть ли не богоугодной миссии в войне против дикарей, наркотиков и Запада.

Заметки некоего священнослужителя, который оправдывает эту смертоубийственную войну, заявляя от имени своего бога, что так было угодно ему, и нам стыдиться нечего. Признания какого-то полковника в отставке, что «да, и детей, бывало, убивали, и женщин, и стариков, и много гражданских погибло», и что «так было надо». Пишет женщина (цитирую): «А знаешь ли ты, молокосос, что для того, чтобы купить сраную стенку или телевизор, наши мужья были вынуждены туда идти?!»…

Среди этой вербальной вакханалии, этого вертепа мыслей, идей и чувств, среди вполне понятных и естественных соболезнований, воспоминаний и поминовений погибших, всех опаленных той войной, я встречаю лишь одно упоминание о тех, кого там, намеренно, случайно или как еще иначе, убивали. Collateral damage. Гражданские потери. Даже приблизительных цифр не называется. Нигде.

Кто эти люди? Кто их сотворил? Как у них устроена голова? Есть ли сердце? А душа? Почему среди уймы книг, фильмов и газетных статей об Афгане, на вечерах памяти, в речах с высоких трибун я нигде не встречаю покаяния перед теми, на чью землю мы пришли, против кого воевали, кого убивали? Почему у нас нигде не говорится и не пишется правда о том, что огромное число бедных, неграмотных, оказавшихся в заложниках гражданских погибло в этой бессмысленной войне? Почему не рассказывается о двух миллионах беженцев, бежавших в Пакистан в первые дни войны? Почему не говорится о целых семьях, подорванных и расстрелянных просто по ошибке?

Почему наше отношение к ним, там, столь высокомерное, как пишет мой знакомый, умнейший человек: «Они всегда были дикими и необразованными, готовыми умирать и убивать. Нечего о них жалеть». Почему мы до сих пор лжем, лжем себе и другим, о «помощи братскому народу», о «детских садах и больницах», «предупредительном ударе, на который нас вынудили»? Военная тактика, геополитика. А где наш гуманизм?

Что еще примечательно, так это парадокс ума и сердца. Коллизия здравого смысла и неимоверной, самоубийственной глупости — жертвенности многих русских. С одной стороны, великий плач по невинно убиенным мальчикам, мужьям и сыновьям, непонятно за что погибшим. Сострадание к войной опаленным. Ненависть к правителям. Потрясание кулаком всякому, кто думает иначе.

А с другой — воспитание новых поколений, своих же сынов, в том же, кажется, неизбежном русском духе самопожертвования. В духе тех же великих идей войны. Увы, не мира. Подготовка в умах и сердцах к новым Афганам и Чечням. (Ведь была же первая чеченская с такими же необстрелянными мальчиками).

По-моему, мы сами вершители своей жестокой судьбы, своей неизбежной кармы. И тогда нам остается оплакивать только свою глупость, которая, как известно, обходится дороже всего на свете.

Статья опубликована в выпуске 23.02.2011
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (21):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Игорь Ткачев, Большое спасибо за статью! Я полностью разделяю Ваше мнение! Война -это ужас а афганская бойня ужасна вдвойне.!
    Недавно прочитала книгу Холеда Хосейни " Тысяча сияющих солнц" Книга супер и я плакала. Обращаюсь ко всем мыслящим и думающим-прочитайте.И я надеюсь у многих изменится точка зрения на войну в Афганистане.
    Еще раз большое спасибо Игорь

    • Наталья Дюжинская, пожалуйста.

      К сожалению, практика показывает, что критически мыслящих людей (даже с различными точками зрения, но которые были бы против любой войны) в России меньшинство.

      Имперская парадигма мышления, комплекс былого величия, махровый национализм - все имеет место. Причем, в той или иной степени, и в головах разумных, думающих.

      Почти никто из русских не ставит себя на место жертвы. Все хотят быть победителями.

      • Игорь ! победителей нет..................Все ,кто нападая убивал ,внутри себя знаю -они убийцы! Я работала с юристом-он был в армии снайпером и воевал в Африке-так вот сейчас теряет зрение -отслоение сетчатки и процесс необратимый.
        Люди не ведают что творят или прикрываются штампами, чтобы оправдать себя, а потом искренне удивляются почему они болеют и умирают. Такие вот " победители"

  • Вот эта война пострашнее Афганской в которой погибло 15 тысяч за всю войну.

    По данным Росстата в прошлом году в России родилось 1,789 миллиона человек.

    Это почти на 28 тысяч больше, чем в 2009 году. В то же время росла и смертность: умерло 2,031 миллиона человек. Причем смертность по-прежнему перекрывает рождаемость. В 2010 году население России сократилось на 241,4 тысячи человек. Однако по отношению к 2009 году темпы естественной убыли снизились - на 5,6 процента

  • Игорь Ткачев, а вы внимательно перечитайте комментарии Константина Кучера вам в его статье -- там как раз он сочувствует мирному населению.

    • Ксения Печий, я помню. Константин, в отличие от некоторых ярых патриотов, мне показался вполне адекватным. Но это редкость. Народ обсуждает все: геополтику, военную мощь, ресурсы, наркотрафик - все. Но какое-то тотальное отсутствие элементарного гуманизма. И попытки понимания причин и покаяния - как плевок в лицо. Вплоть до ненависти. А рассуждения о "купленных стенках и телевизорах на чеки" - находят понимание. Вам это не напоминает безумие?

      • Игорь Ткачев, мне ближе точка зрения Константина.

        • Ксения Печий, точки зрения меняются очень быстро. Когда Вы окажитесь на месте того, в кого стреляют, даже если к вам "пришли строить светлое будущее", Вы ее быстро поменяете.

          А так понятно: своя рубашка ближе к телу.

          ПС Кстати, у Константина много очень сомнительных моментов, с точки зрения того же гуманизма. "Люди шли в Афган, чтобы обеспечить свои семьи, заработать денег" - то, о чем я писал. Вы вдумайтесь: идти в чужие земли, с мечом, чтобы "заработать"... Но Вы вряд ли это поймете. Однополярное мышление - мы не зря смотрим телевизор.

  • Игорь Ткачев, не говоря о глупости и бессмысленности войны как явления, афганский катаклизм - это яркий образчик глупости власть предержащих. Англичане в 19 веке трижды туда влезали, получали по соплям и успокаивались. Неужели наши сверхумные стратеги никогда не научатся учиться на чужих ошибках?

    • Олег Лаврентьев, "учиться на чужих ошибках" - не более чем красивый афоризм. В том и дело, что в России не то что на чужих ошибках не учатся, а за чужие ошибки приходится расплачиваться тем, кто к ним не имеет никакого отношения. Упомянутая мудрость наизнанку. Впрочем, не только в России.

      • Игорь Ткачев, с мыслью согласен. Но очень похоже, что сейчас в мире развивается очередная глобальная ошибка по афганскому сценарию - арабские страны - и на этот раз цена во много крат дороже будет.

        • Олег Лаврентьев, в этом плане нам стоило бы поучиться у американцев. И у израилитян. У нас же, похоже, всегда все вопросы будут решаться большой кровью.

          • Игорь Ткачев, у американцев, говорите? Господь с Вами, из нынешней арабской каши их уши со всех сторон торчат. А расхлебывать это придется, прежде всего, помянутому Вами Израилю, а затем и нам. Я уж не говорю про гражданскую войну 19 века в самих штатах - наши "рреволюционеры" их опытом хорошо воспользовались. Спаси нас Бог от таких учителей.

            • Олег Лаврентьев, я имел ввиду учиться беречь личный состав, солдата. Ведению ближнего боя.

              В уставе изр армии приблизительно записано: если тебя, боец, взяли в плен, в первую очередь, ты должен постараться сохранить свою жизнь.

              В советской армии все всегда было иначе: берегли технику, машины. Забрасывали врага убитыми.

              • Игорь Ткачев, наполовину согласен. Израильский танк "Меркава" при посредственной скорости и никакой маневренности лучший в мире по защищенности экипажа.
                А вот насчет забрасывания убитыми - это, простите, затертый штамп. Немцев только трупами не завалили бы - крови они не боялись. И еще только один пример - вдребезги разбитая в две недели Квантунская армия, при этом Маньчжурская операция - единственная за всю Вторую Мировую войну, где число пленных японцев превысило количество убитых.
                Просто не стоит говорить "всегда" - исключения сразу находятся.

  • Игорь, при всей своей импульсивности, статья понравилась. Эта тема очень противоречива. Да, мы испытываем гордость за наших ребят, за их мужество. Они не виноваты в той войне, они выполняли приказ. Но от этого не менее больно за напрасные жертвы с обеих сторон, тем паче, если это мирное население. Почему-то мне пришла в голову мысль: Кто к нам придет с мечом, тот от меча и погибнет. Но ведь в той войне мы были по другую сторону...

    Оценка статьи: 5

    • Каролина Динкелакер, да нет никакой импульсивности. Довольно спокойная, выдержанная статья, в элементарных традициях гуманизма.

      Мысль Вам, Каролина, пришла верная: это одна из любимых поговорок русских людей. Которая лет сто работает односторонне.

  • Оплакивай свою глупость, оплакивай...

    Оценка статьи: 2

    • Татьяна Ю, статья совсем не глупая, а наоборот, оч взвешенная.
      Посмотреть бы в корень этой афганской авантюры и роль главного её закопёрщика Ю.Андропова. Великие стратеги не знали английской кампании в Афгане?. Генсек по наслышке знал, что такое война? А сомнения и противники вторжения были и в Генштабе. Но их уломали.

      Оценка статьи: 5