Подкаст
Mаша Романофф Мастер

Самая умная ночь в году. Что это такое?

Гуте нахт, доброй ночи, дорогие читатели. Нет, это не ошибка и не опечатка — ваш внештатный корреспондент в Берлине ведет свой репортаж «аки тать в нощи». Ибо некоторые германские ночи чреваты бо-о-льшими сюрпризами.

Фото: Shots Studio, Shutterstock.com

Представьте себе, что ночь может быть не только прекрасной, лунной, теплой, звездной и так далее, но еще и… умной. И не просто умной — а Самой Умной Ночью в Году.

Именно под этим девизом и проходит по всей Германии каждый год в конце мая-начале июня «Lange Nacht der Wissenschaften» — долгая ночь наук. Идея навеяна Долгой ночью музеев, но выглядит все куда более интригующе. Ночь наук неспроста приурочена к концу учебного года в гимназиях. Сделано это для того, чтобы сориентировать будущих абитуриентов.

Берлин, Потсдам и Вильдау — три площадки Долгой ночи наук в землях Берлин и Бранденбург. Транспорт в эту ночь работает бесперебойно, автобусы-шаттлы курсируют между площадками с небольшим интервалом.

Опыт таких ночей уникален. Это куда более интересно, чем просто День открытых дверей в университетах и институтах. Это возможность для каждого приобщиться к занятиям наукой, немного посидеть или постоять «на переднем краю» академической и прикладной науки Германии, плавно перемещаясь от медицины и биологии к астрономии, а от нее — к географии и геологии, а оттуда — к архитектуре и робототехнике. Это возможность пообщаться, задать вопросы ведущим ученым страны, увидеть специально подготовленные презентации, стендовые доклады, послушать доклады обычные.

Популяризация науки в Германии
Фото: Источник

Самому провести эксперимент. Самостоятельно выполнить лабораторное исследование. И все это на высоком, очень добротном популярном уровне. Ибо немцы умеют популяризировать свою научную работу и результаты как никто. И даже американцам в плане популяризации до них далеко, по моему мнению.

Демократизм и современность этого мероприятия удивительны. Никакого пафоса, никакой торжественности, никакого высокомерия. Хотите посмотреть, как устроен ген — пожалуйста, вот каучуковая модель ДНК. Изымите из нее фрагмент, замените другим — вот вам генная инженерия в действии. Хотите собрать пластмассовую модель глаза или чего другого? Клиника «Шарите» предоставляет вам такую возможность, а ведущие клиницисты еще и покажут на вашей же модели, что такое близорукость и астигматизм. Дети визжат от восторга, взрослых от «моделирования» не оттащить за уши.

А вот так проводят анализы крови. Интересно? Пожалуйста, становитесь лаборантом. Это скучно? Да что вы, это так увлекательно. А вот так наблюдают звезды. Загляните в растровый электронный микроскоп — РЭМ, а потом сразу — в телескоп. Микромир — и вся Вселенная, и все это можно увидеть за одну удивительную ночь.

Шестьдесят восемь институтов, высших школ и три берлинских университета в эту ночь работают для вас.

Подсветка Ганноверского Университета в Ночь Науки, 2016 г.
Подсветка Ганноверского Университета в Ночь Науки, 2016 г.
Фото: Источник

Изменения климата — правда, всех волнует? Качество питьевой воды — оно вам небезразлично, так ведь? Приносите нам пробы воды. Несколько минут — и вы точно будете знать, что пьете и стоит ли это пить. И рекомендации по улучшению качества воды получите тут же.

Таяние ледников — Центр наук о Земле Свободного Университета и Институт географии Гумбольдт-Университета показывают трехмерную прогнозную модель.

А вот как может меняться климат, а вот так предсказывают погоду («о погоде мы с невестой ночью диспуты ведем») — нет, никаких ужастиков, мультфильмы на основе математических моделей.

А вот демонстрация получения альтернативных видов энергии — модели станций, использующих энергию прибоя, приливные, геотермические мини-станции. Вот как ориентируют ветряные двигатели в зависимости от розы ветров. Можете покрутить-поориентировать сами. А вот как идет анализ ледовых антарктических кернов (радостный вопль подростка лет двенадцати: «Мам, я понял, я хочу быть палеогеографом». Мама как-то совсем не в восторге.)

А вот как организуются экспедиции в Китай, Сибирь и Монголию. Хотите посетить настоящую монгольскую юрту — пожалуйста. Не пугайтесь, внутри будет полевая гидрохимическая лаборатория.

Конечно, экспериментальная наука в эту ночь празднует свой триумф. Именно она популяризирует всю лабораторную часть исследований, а это интересно всем и всегда, ибо наглядно. Гуманитарии-теоретики несколько отстают в этом плане — визуализация результатов слабовата. Но вот Немецкий Археологический Институт представляет результаты раскопок по всему миру.

А вот так растят кристаллы. А вот так работают геоинформационные системы. А вот так делают моду — Академия моды представляет показ моделей. А вот так защищают права ученых, так регистрируют патенты, так определяют научный приоритет — юридические вопросы в науке играют не последнюю роль.

Молекулярная медицина и фармакология, нелинейная оптика, технологии выращивания кристаллов, астрофизика, прикладная математика и механика, тропическая медицина — все науки в эту странную Самую Умную Ночь в Году демонстрируют вам свои результаты. И я считаю эту идею просто блестящей.

Перед очередной Ночью наук берлинские школьники младших классов задали на сайте около 1500 вопросов. Самых разных. Например: «Интернет умнее нас? Как мы различаем цвета? Как работает канализация? Зачем человеку столько пальцев на руках?» И на эти вопросы совершенно серьезно, доступно и очень интересно будут отвечать доктора наук, профессора, ведущие специалисты с мировыми именами.

Так что берлинская ночь может быть не только нежна, но и умна. Здорово, правда?

Что еще почитать по теме?

Как сделать открытие? Взгляните на мир по-особенному. Часть 1
В Греческом зале, в Греческом зале?.. К Международному дню музеев
Восемь уникальных музеев Москвы, или Куда пойти в Международный день музеев?

Статья опубликована в выпуске 30.05.2011
Обновлено 21.07.2020

• Связь между интеллектом и богатством не удалось доказать даже Перельману.

• Mаша Романофф, Гутен морген, очень интересно. А что, ночью обостряется восприятие информации? И музеи, и вузы... А кто-то из выпускников, сказав, что в вуз, побежал с подружкой в кафе на всю ночь....
    Вот, мелькнуло - а может мне не гонять своих студентов по ночам - пусть учатся, если это самый писк их работоспособности?

• Юрий, я тоже задумывалась - а почему, собственно, ночь? Но когда все это мероприятие началось (давно еще, лет десять назад), стало ясно, почему. Столько впечатлений, сюрпризов, да еще ночью - это остается в памяти надолго. А потом, лазерные шоу и фейерверки. Представляете, тихо, тепло, ночь звездная, розы кругом цветут - и тут лазерное шоу под красивейшую музыку в ночном небе.. Дети запоминают на всю жизнь.

• Mаша Романофф,
    НАВЕЯНО по-Вишневскому реалиями нашего отечественного образования:
    • О днях «открытых дверей»:
    Наш рот всегда открыт для диалога!..

• О ректорской завлекательной речи:
    А ничего, что сразу я о главном?

• О наших ВУЗ-ах:
    Здесь нестабильно даже ухудшенье...

• О некоторых преподах:
    При слове "книги" гнусно оживился...

• О сдаче лаб:
    Сейчас у нас дешевле - заплатить...

• О протежировании (мнение студента):
    О, как подорожало одолженье!
    • О протежировании (мнение преподавателя):
    "ХАЛЯВА" нам и даром не нужна...

• Деканатская доминанта о прогульщиках:
    Попал в компьютер - не чирикай, падло!...

• День откатых дверей о строит. Ин-те:
    Постыдно - не вписаться в писсуар!..

• Есть ли смысл студенту бороться против системы:
    Дыши, а то и этого лишат!

• Это не «умная ночь», а СНГ!:
    Ага, понятно, дом-то сумасшедший...

• Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 30 мая 2011 в 16:40 отредактирован 30 мая 2011 в 16:42 Сообщить модератору

Слава, забыла еще. Очень нужны учителя, как ни странно. И даже не гимназические, хотя и это тоже, а учителя в те самые "Гезамтшуле". Трудная работа. Очень.
    И еще: все больше молодежи выбирает профессию социального педагога. Это тоже трудно, но хотят способствовать оздоровлению общества. И множество молодых работают на этой ниве волонтерами, прежде чем приступить к учебе.

• Маша, при таком нежном отношении властей к молодежи, нет ли "духа противоречия" - нежелания учиться?

Не хочу противопоставлять.. Хочу просто выяснить.

• Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 30 мая 2011 в 16:07 отредактирован 30 мая 2011 в 16:07 Сообщить модератору

Слава, есть, есть дух противоречия, а как же. Правда, в гимназиях его существенно меньше, чем в школах - все-таки пришедшие в гимназию знают, что придется делать "абитур", желательно с хорошим средним баллом, и это как-то мобилизует. А вот так называемые "Гезамтшуле" - это да. Там в основном турецкие ребятки учатся, им абитур делать не надо, они пойдут потом на трехлетнее обучение самой простой профессии, поэтому и интереса к учебе особого нет.
      Но уж, если учишься, так тебя со всех сторон поддержат.
      О "мучениках школьных путешествий" я уже упоминала где-то в комментариях. Ведь это пытка какая, когда тебя в нежном тринадцатилетнем возрасте буквально силком тащат в какую-то Италию, чтобы показать какую-то Галерею Уффици и мост Риальто.

• Mаша,.. кто охотнее учится: немецкая молодежь или "гости"?

Приоритеты.. Какие профессии востребованы, а какие предпочитает молодежь?

Молодой немецкий ученый.. Кто он? Как выглядит?.. Совсем в науке или "живой" человек?..

Любят ли прогуливать школьники?..

• Слава, кто охотнее учится - китайцы. Среди наших есть много совершенно потрясающих детей, лауреатов самой высшей награды для абитуриентов - Стипендии немецкого народа. Наши часто победители олимпиад.
          Приоритеты меняются. На протяжении долгого времени были неизменно востребованы врач, юрист и архитектор. Теперь меньше. Эпоха острой надобности в программистах миновала, их достаточно. Теперь очень востребованы те, кто может работать на стыке наук - биотехнологи, генетики, биохимики, биофизики. Очень востребованы фармацевты с хорошим образованием. Экологи с конкретной узкой специализацией - вода, воздух, почвы. Прикладные математики. Нужны строительные инженеры и машиностроители. Парадоксально, но молодежь не рвется в машиностроение и металловедение, традиционно сильные немецкие отрасли. Учиться очень сложно.
          Постоянно невостребованы филологи.
          Молодой немецкий ученый - совершенно живой человек. Есть, конечно и сугубые "ботаники", но в целом - все как и везде. Раздолбаев существенно меньше, чем в России, конечно.
          Прогуливать школьники не то чтобы любят, но прогуливают иногда. Санкции за это очень строгие.

• Mаша Романофф, «Мам, я понял, я хочу быть палеогеографом». Мама как-то совсем не в восторге).

А ещё у вас там CeBIT иногда случается, тоже супер... Всякие фантастические гаджеты, прототипы можно реально поюзать...

• Mаша Романофф, отличная статья - прекрасный стиль, а уж тема... Вот, пожалуйста, как можно живо и непафосно продвигать науку на самом низовом уровне! Немцев всегда уважала за креативность - народ, который тяготеет к скурпулёзнейшему соблюдению всяческих правил и инструкций и при этом настолько творческий, открыт всему новому, везде находит самые неординарные решения. Когда бывала в Германии поражалась этому на каждом шагу - впишут старинный домишко в суперавангардное строение, и всё прекрасно сочетается, никакой безвкусицы; нашего немецкого коллегу чуть удар ни хватил, когда российский водитель проехал в неположенном месте, но при этом научный проект был из области фантастики. Да что говорить, молодцы, есть, чему поучиться.

• Алина Еремеева, спасибо. Я очень уважаю все, что немцы делают в естественных и точных науках, поскольку плоды этого видны буквально сразу. От изобретения до внедрения проходит совсем немного времени. От идеи до начала воплощения - буквально неделя-другая. Темпы, непредставимые в России.

• Отлично!

Аж обзавидовался.

• Mаша Романофф, отличная статья по замечательному поводу! Как жаль, что я не немецкий школьник!

• Милая Любимая, я Вас хорошо понимаю. Я тоже раньше жалела, что я не немецкий школьник. Так с ними тут носятся - только учись. И экскурсии, и поездки по Европе, и спортивные совершенно потрясающие центры, и стипендии, и кружки по интересам, и гимназические театры и хоры. Было бы только желание заниматься.

• Mаша Романофф,
    Спасибо за статью. Мне это очень близко, т.к. физфак закончила и успела поработать по специальности. Как раз этого умения популяризировать знания очень не хватает нам в России. В Италии видела нечто подобное описанному Вами. Восхитилась.

• Татьяна Ярошенко, спасибо. Вы, как физик, можете оценить важность популяризации. В моей области - география, экология вод - все довольно наглядно, практично и понятно. А вот популяризация у физиков - дело трудное. Но немцы с ней справляются отлично.
      Что-то отдаленно похожее проводит МГУ . Называется это "Фестиваль наук" - замечательно сделано, но там в основном МГУ и представлен. Полного научного ландшафта там нет.

• Mаша Романофф, огромное спасибо за статью, очень понравилось и самой захотелось там побывать.
        Нечто подобное было для детей - школьников два раза в Петербурге (зимой 2009 и осенью 2010): выставка "Зазеркалье". Всевозможные комбинации зеркал, калейдоскопы, магниты, плазменный шар, голова на блюде, танцующий лес и многое другое. Демонстрировались разльчные физические явления и описывались элементарным языком, понятным первокласснику. Особенность выставки была с том, что все экспонаты надо было трогать, крутить, вертеть, толкать, только с собой не забирать. Радостный детский визг не стихал ни на минуту, мальчишек вообще не вытащить было с выставки, взрослые впадали в детство, катали магниты и крутили водоворот... В общем впечатлений масса и надолго.
        Выкладываю несколько фото выставки, к сожалению не из моей коллекции (до нее мне сейчас не добраться).

• Mаша Романофф,
        многие физические опыты весьма наглядны, типа движения маятника. Оптические эффекты тоже. В Генуе есть "Музей науки", но мне не удалось туда попасть: пускают только детей. Там как раз все очень даже можно увидеть и потрогать. А то, что я смогла посмотреть, была "неделя науки" опять же в Генуе, и там скромная такая с виду палатка итальянского энергетического гиганта Enel. А внутри полно детей. Они "строили" (на экране компьютера) гидроэлектростанцию, крутили огромную карту мира и узнавали все про Enel. Очень понравился помост, на нем размечен план квартиры и разные бытовые электроприборы. Дети вводили в комп цифры, отвечая на вопрос, сколько минут в день они пользуются газовой или электроплитой, стиральной машиной и т.п., потом выдавался ответ, сколько СО2 образовалось в результате, и советы, как снизить это количество. Очень наглядно и прикольно. Считаю, вот так и нужно преподавать науки детям - чтобы сразу была связь с реальной жизнью.

• Mаша Романофф, статья супер! И подход очень интересный. Вот же молодцы-то.

• Аксинья, спасибо. Молодцы, конечно, большие. А в этом году еще особенное внимание уделили детям, начальной школе. И вся программа была выстроена с таким уклоном - чтобы было интересно и понятно детям от шести до девяти.

• Mаша Романофф, а есть какая-то упорядоченность в дате? Ну там последние выходные мая, или первые выходные июня, или как-то еще? Или каждый год назначается произвольно?

• Аксинья, нет. Упорядоченности в датах нет - в этом году проводили в одиннадцатый раз. Поначалу вообще не связывали с окончанием учебного года, теперь связывают - оказалось правильно и эффективно.
          Дело еще в том, что в разных землях Германии учебный год начинается и заканчивается в разное время. Соответственно Ночи наук в разных землях тоже будут в разное время - иногда с разницей в недели две-три.
          А вот разное время начала учебного года я считаю просто гениальной идеей - это позволяет существенно разгрузить автобаны и регулировать транспортный поток - все едут на каникулы не одновременно.

• Германия рулит, конечно.
    Что-то я не заметила, чтоб в России, хотя б в рамках этой Европейской ночи музеев, хоть цивилизованно как-то был отмечен юбилей Ломоносова. Разве только вот это:
    "5 декабря исполняется 300 лет со дня рождения великого русского ученого Михаила Ломоносова. Юбилей великого ученого планируется отметить символично, а именно организацией " Рыбного обоза - 2 ". читать дальше →

Плакаю. У нас теперь по любому поводу - крестный ход. Числа 12-го вот наблюдали крестный ход "воздушный". Икону и паломников высокопоставленных на вертолете катали.
    И - тоже, наверное, к юбилею ученого человека - раскатали церковь в Кимже. Хрестоматийную, учебниковскую, федеральный памятник. Раскатали, заново складывать стали - по 12-й венец довели - а дальше, мол, денег нет. Был памятник истории и культуры, стали дрова.

• читать дальше →

• Mаша Романофф Mаша Романофф Мастер 30 мая 2011 в 08:36 отредактирован 30 мая 2011 в 08:41 Сообщить модератору

Ох, Люба. С этим юбилеем ломоносовским вообще большой конфуз. Его надо было на всю Россию праздновать - великий гений, собственно, основоположник всей русской науки. А получился пшик какой-то - сплошная показуха и лубок. Только МГУ и отметит нормально, судя по всему. За державу обидно, правда.
        Вместо того, чтобы науку поддержать, опереточные рыбные обозы какие-то. Грустно.

• Получила большое удовольствие от статьи! Danke schon! (К сожалению, нет "умляута" на клавиатуре)

• Mаша Романофф, преогромное данке шён за добрые слова о Германии и немцах. Кстати, к династии Романовых-Хольштайн-Готторпов Вы случайно не принадлежите?

• Спасибо за удовольствие - за статью.. Очень интересно!.. Красиво написано..

• Слава, спасибо и вам. Жаль, пропали у меня фото финальных фейерверков Ночи наук. Каждый год берлинская Высшая техническая школа устраивает умопомрачительные разнобразные фейерверки или лазерные шоу. Собственными студенческо-преподавательскими силами под пожарным наблюдением. Зрелище очень впечатляющее.

• Робот, играющий воздушными шарами и распознающий их цвет.

• Дождевой червь под микроскопом.

• Первые химические опыты в лаборатории.

• Несколько фото с Долгих Ночей Наук предыдущих лет.
    Анализ грунтовых вод.