• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Канун сражения. Кто идет на штурм Трои?

Зевс, выполняя данное матери Ахилла обещание вынудить ахейцев позвать Ахилла снова участвовать в Троянской войне, послал Агамемнону Сон Обманный. Естественно, Агамемнон сну поверил. Но не совсем.

Симон де Флигер, «Осада Трои» (фрагмент) Фото: artchive.ru

Чтобы утвердиться в намерении идти на штурм Трои, он собрал своих советников, выслушал их и объявил решение:

Ну, отправляйтесь обедать, а после завяжем сраженье.
Каждый копье отточи и свой щит огляди хорошенько,
Каждый коням быстролетным задай пообильнее корму
И осмотри колесницу. Все помыслы — только о битве!

Он предвидит, что это будет тяжкий труд:

Потом зальется ремень на груди копьеборца, держащий
Всепокрывающий щит, и рука на копье изнеможет,
Потом покроется конь под своей колесницей блестящей!..

И тут же — предостережение трусам: нигде не будет им убежища!

Все разошлись к своим кораблям: служба — службой, а голод надо утолить:

Каждый другому из вечных богов возносил свою жертву,
Жарко молясь, чтоб избег он ударов Ареса и смерти.

Арес — жестокий бог войны.

Арес Людовизи — предполагаемая римская копия с оригинала Скопаса
Арес Людовизи — предполагаемая римская копия с оригинала Скопаса
Фото: Marie-Lan Nguyen, ru.wikipedia.org

В славу сверхмощного Зевса владыка мужей Агамемнон
Тучного богу быка пятилетнего в жертву зарезал
И пригласил к себе лучших среди всеахейских старейшин…

Гомер достаточно подробно описал процесс принесения жертвы:

осыпали зернами жертву,
Шею закинули вверх, закололи и кожу содрали.
Вырезав бедра затем, обрезанным жиром в два слоя
Их обвернули, мясные обрезки на них возложили.
Бедра сожгли на костре из сухих и безлиственных сучьев,
Потрохи жертвы проткнули и стали держать над Гефестом.
После, как бедра сожгли и отведали потрохов жертвы,

Прочее все, на куски разделив, вертелами проткнули,
Сжарили их на огне осторожно и с вертелов сняли.

«Стали держать над Гефестом» — держать над пылающими углями.

Геракл и критский бык. Деталь с аттической черной фигуры лекитоса, ок. 480-470 до н. э. Найдено в Афинах
Геракл и критский бык. Деталь с аттической черной фигуры лекитоса, ок. 480−470 до н. э. Найдено в Афинах
Фото: Jastrow, ru.wikipedia.org

Вожди насытились и решили пойти в народ, собирать всех на штурм. Им в помощь с небес спустилась Афина:

С светлой эгидой, — бессмертной, бесстаростной, ценной безмерно;
Сотня искусно сплетенных кистей на эгиде висела, —
Чистого золота; каждая кисть — в гекатомбу ценою!
Ею сверкая, богиня ахейский народ обходила,
Всех возбуждая на бой; появилась у каждого в сердце
Сила с врагами упорно, не зная усталости, биться.

Аттическая чернофигурная гидрия, изображающая Афину в эгиде. Подписано гончаром Памфеем и художником Евфилетом около 540 года до н. э. Кабинет врачей, БНФ
Аттическая чернофигурная гидрия, изображающая Афину в эгиде. Подписано гончаром Памфеем и художником Евфилетом около 540 года до н. э. Кабинет врачей, БНФ
Фото: Мари-Лан Нгуен и еще один автор, en.wikipedia.org

Отряды устремились на поле брани, блеск доспехов достигал неба, Агамемнон преобразился:

Так же, как бык выдается меж всех в многочисленном стаде, —
Мощный бугай, средь коров замечаемый с первого взгляда, —
Сделал таким в этот день Агамемнона Зевс промыслитель…

Стадо было настолько многочисленным, что Гомер отказался назвать все племена, которые сошлись для штурма, но даже его список кажется довольно внушительным — 27 царей! Сколько судов доставили бойцов к стенам Трои — точно неизвестно (больше тысячи, по данным Гомера). Количество бойцов даже приблизительно оценить невозможно: на каких-то кораблях их было 120, на каких-то — 50.

под ногами идущих ахейцев земля исходила
Тяжкими стонами. Быстро они проходили равнину…

Лемносская Афина с эгидой — гипсовая копия статуи Фидия в Пушкинском музее
Лемносская Афина с эгидой — гипсовая копия статуи Фидия в Пушкинском музее
Фото: shakko, ru.wikipedia.org
Афина в эгиде. Камея, сардоникс, конец I в. до н.э., обрамление — золото, эмаль, мастер Иосиас Белль, конец ΧѴII века
Афина в эгиде. Камея, сардоникс, конец I в. до н.э., обрамление — золото, эмаль, мастер Иосиас Белль, конец ΧѴII века
Фото: commons.m.wikimedia.org

«Светлой эгидой» — под эгидой обычно понимается нечто вроде щита; по Гомеру эгида, скорее всего, вид накидки. На камее справа видны подобия кистей.

Афина в эгиде. Камея, сардоникс, конец I в. до н.э., обрамление — золото, эмаль, мастер Иосиас Белль, конец ΧѴII века (фрагмент «Эгида»)
Афина в эгиде. Камея, сардоникс, конец I в. до н.э., обрамление — золото, эмаль, мастер Иосиас Белль, конец ΧѴII века (фрагмент «Эгида»)
Фото: commons.m.wikimedia.org

Статья опубликована в выпуске 30.07.2021
Обновлено 17.09.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: