И тренер маститый, и состав звездный, и стадион родной и домашний, и погода прекрасная, и даже противник слабый и уже готовый проиграть. Ан нет, не все так просто. Думаете, я перечислил положительные факторы, способствующие нашей победе? Ошибаетесь, это лишь краткий список предполагаемых препятствий.
У Ридли Скотта было под рукой всё, что нужно. Опыт исторических блокбастеров «Гладиатор» и «Царство небесное». Обладатели «Оскара» Рассел Кроу и Кейт Бланшетт, а также Уильям Херт, Дэнни Хьюстон, Макс фон Сюдов, Марк Стронг и еще целая куча великолепных актеров. Массивный, поражающий воображение многомиллионный бюджет. Одна из самых проверенных временем народных историй, прекрасно поддающаяся экранизации. А также полная свобода действий и масштабная предпремьерная маркетинговая кампания.
Увы, это лишний раз доказывает, что любое правило таки имеет исключения…
Первый блин комом случился в минувшую среду, во время премьерного показа картины на вечере открытия Международного кинофестиваля в Каннах. Нет, голливудский тяжеловес не был освистан или закидан тухлыми овощами. Его просто приняли как должное. Как традиционное фирменное блюдо, которое готовится для украшения меню, а не для того, чтобы его заказывали. Приняли равнодушно, холодно и откровенно сухо.
Ладно, оглядываться на придирчивую и весьма избалованную фестивальную публику мы не будем. Мы и так прекрасно знаем, что речь пойдет про знаменитого благородного разбойника Робин Гуда, его любовь к девице Мэрион и ненависть к жадному и тщеславному шерифу Ноттингемскому, а также об его верных друзьях из Шервудского леса и возвращении домой короля Ричарда Львиное Сердце. Всё правильно, все вышеуказанные элементы в ленте Скотта присутствуют, только вся загвоздка в том, что авторы по какой-то причине решили полностью перепутать причинно-следственные связи и заставить зрителя самостоятельно отыскивать знакомые лица в толпе.
Меньше всего ожидал я подвоха от сценариста «Секретов Лос-Анджелеса» и «Таинственной реки» Брайана Хелгеленда. Согласен, сиквелы достали всех и каждого. Но значит ли это, что теперь нужно одинаково завалить зрителя альтернативными версиями и предысториями? Неужели так сложно взять старую добрую историю про парней из Шервудского леса и экранизировать, ничего при этом не меняя? Или в этом простом и понятном фильме уже не останется места для творческого прорыва и режиссерских изысков? Что ж, зато в новой версии «Робина-до-того-как-он-стал-Гудом» творчества хоть отбавляй. Начиная от Мэрион, которая уже давно не девица, и заканчивая главным персонажем, который то Робин, то Роберт, то лучник, то мечник, то сын каменщика, то предводитель ополчения.
Я понимаю создателей. Им хотелось выделиться из толпы многочисленных традиционных экранизаций — от Дугласа Фэрбэнкса до Кевина Костнера. Им это удалось. Правда, в результате вышло неудобоваримое и удивительно предсказуемое зрелище: смешение международной геополитики, обрывочных воспоминаний о детстве, старомодного злодейства, борьбы за права человека, Хартии Вольностей и почтовых голубей.
Ридли Скотт сотоварищи по какой-то причине позабыли, что Робин Гуд — всё-таки вымышленный персонаж, плод народного творчества. И поспешили сделать его вполне реальным участником сумбурных отношений Англии и Франции. Вплоть до командования королевскими войсками, отбивающими внезапное коварное нападение французов, которое до рези в глазах напоминает высадку союзных войск в Нормандии в июне 1944-го. Неплохо для человека, никогда не существовавшего.
Расселу Кроу вменить буквально нечего. Он стал заложником стереотипа и плюсов в этом не меньше, чем минусов. С одной стороны, Робин Лонгстрайд в его исполнении ближе к концу фильма окончательно видоизменился в генерала Максимуса, порадовав поклонников «Гладиатора». С другой стороны, пафосные речи «не по титулу» интеллектуального лучника откровенно утомляли, вызывая в памяти обжигающие слова Уильяма Уоллеса в «Храбром сердце». Сравнение не в пользу Рассела Кроу.
«Порадовала» Мэрион Локсли в исполнении великолепной актрисы Кейт Бланшетт. И опять камень в огород сценаристов. Потому что не такой нам помнится веселая девица Мэрион. Не усталой вдовой с шекспировским характером, обещающей в случае «чего» кастрировать главного героя при помощи кинжала. И не предводительницей оборванцев с палками, которые то зерно из хозяйского амбара тащат, то французам приемы рукопашного боя демонстрируют.
Впрочем, не всё так плохо. Отличные актерские образы получились у Макса фон Сюдова (Уолтер Локсли) и зловещего Марка Стронга (Годфри), снова воплотившего на экране харизматичного кинозлодея. В противовес им в ленте присутствуют два совершенно бестолковых персонажа: Уильям Маршалл в исполнении горячо мною любимого Уильяма Херта и жидковолосый ноттингэмский шериф (Мэттью Макфейден). Херту просто не повезло, ему всучили несколько картонно-шаблонных фраз про «спасение Отчизны» и заставили отрастить мудрую растительность на лице. Шерифа же «убили» дважды — сначала тотально вырезав любые зачатки жизни этого основополагающего мерзавца в сценарии, а затем доверив эту роль невнятному актеру.
Прискорбно, но «Робин Гуд» на выходе оказался не эпической стильной драмой, а высокотехнологичным и профессионально сляпанным романтическим боевиком, использующим имя всемирно известного английского героя совершенно без надобности. На месте этого мужественного небритого мачо с молотком в руке, гарцующего посреди кровавой мясорубки, в следующий раз окажется новый мускулистый герой, разница будет лишь в имени и мотивации.
Неужели легенда про Робина уже устарела? Хочется верить, что это не так. Безусловно талантливый режиссер Ридли Скотт, должно быть, чертовски устал снимать глобальные батальные экшны. А мы устали искать в них хоть какой-нибудь здравый смысл.
Познера озадачило, почему называют жителей турками, а должны бы турЦами от слова Турция.